Новая эпоха существования города началась прежде всего с основания в 1558 году новой Астрахани на противоположном левом берегу Волги, двенадцатью километрами ниже старой. Именно здесь, на самом крупном холме — Заячьем (или Долгом), вытянувшемся вдоль Волги, и было решено разбить первые деревянно-земляные укрепления, которые через два с лишним десятилетия, в 1582—1589 годах, были заменены каменной крепостью. Крепости этой суждено было долгое время исполнять роль важнейшего форпоста на юго-востоке страны, а в 70-е годы 17 века довелось послужить надежным оплотом героическим повстанцам Разина.
Те, кому придется впервые увидеть Астрахань с палубы теплохода, обязательно отметят не только красоту кремлевского ансамбля, но и мощь его укреплений — могучих белых стен, достигающих двенадцатиметровой высоты и пятиметровой толщины, и стройных башен, завершенных высокими деревянными шатрами с дозорными вышками и украшенных зелеными поливными изразцами. В конце 18 века «перед городом наметало остров», и Волга вскоре навсегда отступила от крепости. Надо думать, как величественно выглядел кремль в то время, когда Волга протекала под самыми его стенами!
В сущности, крепость была выстроена на острове, который на северо-западе омывался Волгой, на северо-востоке — рекой Кутум, впадающей в Волгу, а на юге - заболоченным протоком, который в 40-60-е годы 18 столетия был превращен в канал (теперь канал имени 1 Мая).
Кремль имеет четыре глухие и три проездные башни. Две проездные башни (Красные ворота и Никольские ворота с надвратной церковью), размещенные в северо-западной стене крепости, вели к Волге. Третья проездная башня - Пречистенские ворота с колокольней, — устроенная в восточной стене, вела в посад, в начале 17 века получивший наименование Белого города. Все башни имели по несколько боевых ярусов, соединенных между собой крутыми каменными лестницами в толще стен. Одним из исследователей справедливо было замечено, что Астраханский кремль только в общих чертах напоминает кремли,сооружавшиеся тогда в центральной части Русского государства. Крепость в Астрахани выделялась не только мощной кладкой своих стен и башен. Она располагала совсем отличной от других крепостей системой боя - ее стены были насыщены значительно большим количеством бойниц среднего и подошвенного боя и имели хорошо приспособленные бойницы для навесного боя из ручного огнестрельного оружия. Это было новым словом в организации пушечного и пищального огня. Можно сказать, что Астраханский кремль, наряду с Московским и Смоленским кремлями, был одной из сильней-ших крепостей средневековой России.
И еще об одном обстоятельстве нужно упомянуть, говоря о кремлевских укреплениях. В литературе последнего времени (как в популярной, так и в научной) нет-нет да и мелькнет замечание о том, что строил Астраханский кремль якобы Федор Конь. Мнение это ошибочное. Степень участия в строительстве знаменитого русского зодчего достаточно подробно (по обильным архивным материалам) была выявлена П. Х. Хлебниковым. Дело в том, что в самом начале строительства крепости возник вопрос о растворе для кладки (возможно, это было связано с применением большого количества старого кирпича из развалин золото-ордынской столицы Сарая-Бату). Пробу выслали, как мы сейчас бы сказали, «на экспертизу» тогда уже знаменитому мастеру Ф. Коню, и тот дал свои рекомендации. К этому свелось все участие известного зодчего в строительстве астраханской крепости. Подлинными создателями кремля были М. Вельяминов и Д. Губастый. Их детище — это не только оборонительное сооружение, оно исполнено суровой величественной красоты. Недаром летописец писал об Астраханском кремле с восторгом:
«..зделан город бесчисленно хорош, и кругом его пояс мраморен, зелен да красен».
Через главные Пречистенские ворота войдем на кремлевскую территорию. Толща нижнего яруса колокольни как-то сразу отсекает от нас шум большого города, и во внезапно наступившей тишине теперь особенно отчетливо слышны шаги проходящих по кремлевской площади людей. За аркой мы неожиданно оказываемся перед постройкой колоссальных масштабов. Ее белый силуэт виден из самых отдаленных окрестностей Астрахани, отовсюду - и с палубы теплохода и с выжженной солнцем пустыни, окру-жающей город. Это Успенский собор — самое яркое архитектурное сооружение края, выдающееся произведение крепостного мастера Дорофея Мякишева.
Первоначальная постройка из дерева на месте существующего собора появилась почти одновременно с самим деревянным городом - через два года после его основания, в 1560 году. В конце того же века ее заменили каменным собором. К концу 17 века эта первая каменная постройка, фундаменты которой были обнаружены во время недавних раскопок в нижней церкви нынешнего здания, несмотря на пристройки середины 17 века, оказалась тесной. Ее решили не восстанавливать. Собор конца 16 века был разобран, и в 1698 году приступили к сооружению на его месте грандиозного церковного здания, дошедшего до наших дней.
Основные элементы объемно-планировочной композиции собора - двусветный кубический объем, пятиапсидная алтарная часть, шесть столбов, несущих своды, пятиглавие — призваны подчеркнуть идею торжественности, монументальности самого главного культового здания города. Сами по себе они вполне в стиле того времени. Другое дело, какие средства употребил зодчий, организуя эти элементы. А они-то чрезвычайно интересны. Со всех сторон куб храма окружает двухъярусная галерея - гульбище с аркадой в нижнем ярусе. Ее столбы, карнизы, балюстрада представляют собой, по сути дела, сплошной резной пояс из балясинок, сухариков, дынек, городка. Непрерывный «бег» полос этой резьбы, точно рассчитанные акценты горизонтальных членений создают полную иллюзию ажурности галереи, которая кажется наполненной светом и воздухом. И вот на этом своеобразном, почти «невесомом» постаменте свободно и легко вырастает объем верхнего храма. Конечно, стройное движение архитектурных масс подчеркивают и высокие барабаны пятиглавия, и тонкие парные колонки по фасадам, и значительные перспективные углубления окон нижнего света, и даже посводная кровля. Однако главное все же в оригинальном постаменте собора - гульбище, так как именно оно обеспечивает сложнейший переход от земли к архитектурной массе, сотворенной руками человека.
У астраханского собора есть аналог — Успенский собор Рязанского кремля. Обе постройки были, пожалуй, самыми монументальными культовыми зданиями тогдашней России. Д. Мякишев несомненно знал о грандиозном сооружении Я. Бухвостова в Рязани, строившемся чуть ранее астраханского. Отсюда тесная общность у обоих храмов в объемнопланировочном решении. Но о подражательстве здесь не может быть и речи. Достаточно сравнить хотя бы принципы применения фасадной резьбы. Резные узоры астраханского собора, составленные большей частью из сложного фасонного кирпича, выполняют иную роль, чем белокаменные узоры рязанского собора. Эффект их укрупненного рисунка сказывается не вблизи, а с расстояния примерно в 100-150 метров, то есть с той точки, откуда 75-метровый собор производит наиболее сильное впечатление. Напряжение декоративных поясов (особенно заметное в резьбе аркады), выявляя «лепку» объемных форм храма, словно передается самим формам. Этого эффекта у сложнейшей резьбы собора в Рязани, к сожалению, нет.
Астраханский кремлевский собор, в сущности, целый ансамбль, о каждой особенности которого можно было бы рассказать много интересного. Органическая часть этого ансамбля — связанное с папертью собора одной площадкой Лобное место — второе сохранившееся в России после московского. В ансамбль собора включается и стоящая рядом с ним высокая колокольня, выстроенная в 1900-е годы на месте изящной классицистической колокольни начала 19 века. Ложнорусские детали перегружают фасады сооружения, но его равномерно убывающие кверху ярусы делают колокольню стройной и, в общем, согласной в пропорциях с собором.
До нас не дошел восьмиярусный двадцатитрехметровый соборный иконостас, содержавший, судя по описаниям, немало ценных образцов древней живописи. Но кое-что от первоначального убранства интерьера все же сохранилось. В Астраханской картинной галерее сейчас находятся богато украшенные металлические врата храма, которые когда-то помещались в трех великолепной резьбы порталах собора. Декорированные тонким прорезным чеканным орнаментом "под серебро", они имеют двухслойную подкладку из слюды и просвечивающей сквозь нее красной ткани, прокрашенной свинцовым суриком оранжевого тона. До сих пор волнует мерцающий блеск этих старинных церковных врат.
Редчайшим сокровищем прикладного искусства является и древняя плащаница, хранившаяся в соборе. У этого памятника сложная судьба. Плащаница была вышита во второй половине 15 века и находилась в московском Архангельском соборе. В начале 17 века с Мариной Мнишек она попала в Астрахань, где в конце концов и осталась в кафедральном соборе. Сейчас этот памятник древнерусского искусства по праву является одним из ценнейших экспонатов Астраханского музея.
Успенский собор чрезвычайно высоко оценивался современниками. Петр I, побывавший в Астрахани в 1722 году, заметил, что
«во всем государстве нет более лепотного храма».
Он указывал взять астраханский собор за образец для Никольского Морского собора, строившегося в Петербурге в ознаменование выхода России к берегам Балтики.
Собор Троицкого монастыря, расположенный на другой стороне кремлевской площади, по сравнению с Успенским собором выглядит совсем небольшой постройкой. Но сам по себе это достаточно крупный и очень сложный по своим строительным этапам комплекс конца 16-18 века. Он объединяет три церкви на одном высоком подклете и включает две трапезные палаты. Не менее сложна строительная история и другого ценного памятника 16-18 веков - Архиерейского дома с домовой церковью, стоящего к югу от Успенского собора. На кремлевской территории много сооружений и 19 века. Среди них по своим достоинствам выделяются Гауптвахта (1807) и Кирилловская часовня. Последняя интересна в особенности тем, что ее скромный первоначальный объем второй половины 17 века в начале 19 века был включен в своеобразную классицистическую «оболочку». Проходя мимо нее, с удивлением замечаешь, как за короткими массивными колоннами дорического портика прячется характерный перспективный портал 17 столетия.
Не хочется расставаться с ожившими после недавней реставрации памятниками кремля. За их раскрытыми во всей сложной красоте фасадами — перипетии судеб кремля, всего города, а подчас и крупные события русской истории. С волнением здесь думается о том, что Астраханский кремль - свидетель самых ярких побед Степана Разина и его сподвижников.
Лето 1669 года. Разинские суда из Южного Каспия продвигались к устью Волги. Уставшие и голодные, но нагруженные всяческим добром, возвращались казаки из Персидского похода. Любой ценой стремились они попасть на родной Дон. А для этого нужно было пройти через волжское устье, подняться вверх по реке и перебраться на Дон у Царицынской переволоки. Но пройти было трудно. На пути стояла царская Астрахань, для сражения с которой сил не было. Одного не подозревали казаки, подплывая к северному берегу Каспия: сильно боялся их астраханский воевода И. С. Прозоровский - знал он, как настроен против него народ и как расположен к уже прославившемуся атаману. Астраханская знать решила пропустить казаков в волжское русло. Народ открыто приветствовал атамана. Залп пушек с палубы первого русского корабля «Орел», стоявшего в Астрахани, прогремел в честь проходивших мимо разинских стругов. Разинцы своим свободолюбием, своими подвигами за морем, о которых в Астрахань доходили слухи задолго до их прихода, своей щедростью снискали себе необычайную популярность среди простолюдинов. Сопровождаемый толпами народа Разин часто ходил по улицам, разбрасывая золотые дукаты. А его казаки на улицах и площадях, в кабаках и на базарах за бесценок отдавали дорогостоящую добычу — восточные ткани, дорогую посуду, ценные украшения. Даже знатные не могли подчас устоять перед дарами, которые щедро раздавали астраханцам разинские казаки. Сам Прозоровский не утерпел и выпросил у атамана огромной цены соболью шубу. Молва гласит, что Разин, нехотя отдавая воеводе шубу, обронил ему: «Возьми себе шубу, да не было б шуму!» (Факт этот, между прочим, был настолько известен, что царь Алексей Михайлович велел спросить об этом во время допроса Разина летом 1671 года.)
Две недели, которые Разин пробыл в Астрахани, сослужили ему службу. Простой народ признал в атамане своего истинного вождя и душой всецело оказался на его стороне. А доказали астраханцы это на деле через год, в те драматические дни июня 1670 года, когда повстанческое войско пошло на штурм Астрахани. Весной 1670 года вновь перебравшиеся с Дона на Волгу повстанцы бросили открытый вызов царю и двинулись к царской крепости в устье Волги. Разин подошел к Астрахани 19 июня 1670 года, а в ночь с 21 на 22 июня начался штурм. Атаман разделил войско на восемь отрядов, послав основные силы к восточным стенам Белого города. У Вознесенских ворот разгорелось жестокое сражение, и наступавшие понесли большие потери. Но тут поднялся астраханский люд. Восстание внутри города разгорелось молниеносно, и вскоре, как сообщает один из очевидцев, астраханцы
«дворян и сотников и боярских людей и пушкарей начаша рубить в городе преже казаков сами».
В городе начались погромы домов именитых и богатых. Наемники-иностранцы, вместе со стрельцами стоявшие на городских стенах, пустились в бегство. Стрельцы же стали переходить на сторону восставших. К утру Белый город был взят, а в середине дня 22 июня разинцы ворвались в кремль. Многие из бояр и дворян в тот день были сброшены со знаменитого Раската — высокой многоярусной башни, стоявшей в середине кремлевской площади. Отсюда же сбросили и воеводу Прозоровского. Велико было ликование народа.
Еще накануне взятия Астрахани произнес Разин свои знаменитые слова, в которых просто и ясно изложил идею своего движения, идею свободы.
«За дело, братцы! — говорил он. — Ныне отомстите тиранам, которые до сих пор держали вас в неволе хуже, чем турки или язычники. Я пришел дать всем вам свободу и избавление, вы будете моими братьями и детьми, и вам будет так хорошо, как и мне, будьте только мужественны и оставайтесь верны»
Эти слова не могли не всколыхнуть угнетенный народ. Дольше всех остальных опорных пунктов восстания держался город против царской власти и пал только глубокой осенью 1671 года, уже после того, как в столице на Лобном месте казнили народного героя. В этой стойкости есть заслуга и добротных стен каменного кремля в низовьях Волги.
Пречистенские ворота выводят на улицу Советскую (бывш. Московскую). Это главная и старейшая улица города. Взяв свое начало от кремля, она уходит от него далеко на восток. Когда-то Московская улица связывала кремлевские постройки с окраинным Вознесенским монастырем. Сейчас этот участок улицы находится в самом сердце города. В конце 16 века он служил основной осью, на которой нанизывалась сетка остальных улиц города. Сеть эта формировалась довольно быстро и осмысленно. Холм, на котором был заложен город, как мы уже говорили, тянулся с запада на восток, где постепенно сужался. Это и предопределило направления древних улиц. К северу и югу Московская быстро «обросла» несколькими почти параллельными ей улицами, концы которых сближались между собой на востоке. Широтные улицы пересекались улицами, связывавшими северную и южную окраины города. Вся схема полностью сложилась уже к 1630-м годам, а вскоре новая территория к востоку от кремля была обнесена мощными каменными стенами с башнями, получив, по аналогии с Москвой, наименование Белого города.
Смотря на план древнего города, сейчас удивляешься не тому, что уже в начале 17 века кварталы получили форму, близкую к прямоугольной, не тому, что улицы Белого города имели стройные перспективы, замыкавшиеся высокими башнями городских въездов. Эти, несомненно, обдуманные признаки регулярной застройки сами по себе очень интересны. Но, пожалуй, более удивительно сейчас другое. В результате исследований выяснилось, что планировка Белого города, формировавшаяся на рубеже 16-17 веков, дошла до нас практически полностью. Насколько живучими оказались целесообразные уличные связи старого города!
Можно было бы много рассказать о том, что представлял собой в разные времена город за пределами кремля. Но это материал особой статьи, и поэтому здесь мы ограничимся рассказом о некоторых наиболее примечательных памятниках, дошедших до нашего времени.
Одна из старейших построек на территории бывшего Белого города - башня Спасо-Преображенского монастыря — находится в северо-восточной части белогородской территории. Ее ослепительно белый восьмигранник, украшенный поясами и вставками из полихромных изразцов и увенчанный шатром, теперь одиноко стоит в углу древнего квартала.
Водонапорная башня 1950-е годы
Сравнительно недавно на месте обветшавшей классицистической застройки вблизи башни начала 18 столетия поднялось высотное здание, и теперь старое и новое соседствуют. Башня замыкала северо-восточный угол монастыря. Памятник интересен не только как оригинальный образец монастырского крепостного сооружения конца эпохи « нарышкинского» барокко. Возможно, его фундамент и нижние части стен являются элементами единственного уцелевшего памятника не дошедшей до нас второй астраханской крепости. Башня стоит на месте одного из северных городских въездов. В начале 18 века крепостные стены были уже не так важны, как в середине 17 века. Они быстро разрушились. И вполне вероятно, что при строительстве монастырской башни были использованы конструкции полуразвалившегося старого проезда. В другом случае было бы необъяснимо существование двух башен - монастырской и городовой - в непосредственной близости друг от друга.
От башни Спасо-Преображенского монастыря рукой подать до другого памятника рубежа 17-18 веков — так называемого Демидовского подворья. Чтобы оказаться около него, нужно пересечь северную границу бывшего Белого города — улицу Эспланадная — и пройти на улицу Свердлова. В 17 столетии здесь была просторная площадь, вытянутая вдоль северной городской стены и реки Кутум. Из Волги суда заходили в глубоководный тогда Кутум и причаливали к многочисленным на его южном, «городском», берегу государевым, монастырским и купеческим пристаням. Струги и насады сгружали здесь хлеб, лес, кожу, изделия из металла. Товары эти потом переправлялись на Восток, а русские суда, забрав шелк, дорогие красители, пряности, вновь выходили в Волгу, направляясь к родным «верховым» городам России.
А советская 1946 год
Среди торгово-складских сооружений Демидовское подворье, принадлежавшее, по преданию, известному купеческому роду Демидовых, было, без сомнения, самой крупной и самой важной в городе пристанью. Здание по тем временам было огромным: оно и сейчас занимает полквартала. Обратим внимание на его план типа каре. Истоки такой композиции вряд ли следует искать в подобных по назначению сооружениях Центральной России. Несомненно, тут сказалось влияние архитектуры совсем другого региона. Впрочем, не будем пока спешить с выводом, не посмотрев некоторых других сооружений города. Отметим только, что и эта планировка подворья сложилась не сразу. Древние части здания открываются взгляду только со двора. Два крупных складских корпуса стоят параллельно друг другу. Их фасады расчленены лопатками и небольшими оконцами с характерными для 17 века «щечками» откосов. Со двора видно, как оба корпуса оказались зажатыми между двумя более поздними жилыми постройками с дворовыми двухъярусными галереями. Видимо, во второй половине 18 века потребовались специальные жилые помещения, для чего и были выстроены новые части. Весь же комплекс получил при этом замкнутый план.
Из церковных зданий, что сохранились за пределами кремля, более всего интересна церковь Иоанна Златоуста.
Ее белый восьмерик с зеленым куполом как-то внезапно и завораживающе мелькнет несколько раз среди ближних деревянных домов, прежде чем мы проберемся к ней по узким переулкам южной части города за каналом. Храм построен в 1763 году. Композиция его — «восьмерик на четверике» - была хорошо известна в средней России. Но позднее церковь несколько раз перестраивали, и план ее в конце концов получил форму креста, а фасады приобрели декор времени позднего классицизма. Впрочем, фасады во второй половине 19 века еще раз подверглись переделке. Вот тогда и появились на них интересные лепные барельефы с изображением святых, образная трактовка которых неожиданно заставляет вспомнить наполненный раздумьями евангельский цикл картин Н. Н. Ге. Неизбежность страданий, необходимость терпения, всепобеждающая сила подвижничества - так во второй половине 19 века воспринимала русская художественная интеллигенция образ Христа и его учение. Отголоски этого восприятия доносят и барельефные композиции Златоустовской церкви. У входа в церковь помещена фигура Христа. Скорбь запечатлена в склоненных фигурах ангелов на западном фасаде звонницы.
поддержите автора лайком и подпиской🙂
#астрахань #историяАстрахани #астраханскийкремль #степанразин #петр1 #иоанзлатоуст #историямоегокрая