Найти в Дзене
Иван Жилин

Джордж Мартин, "Огонь и кровь"

Слушайте, уже полгода на мне висит этот кармический долг - пост про прочтённого Мартина. Строго говоря, терзал я Fire and Blood, потому что купил томик в оригинале ещё до того, как его издали у нас, но это уже детали. И, опять же строго говоря, вряд ли кому-то сильно нужен этот отчёт - фанаты Вестероса уже давно проглотили книгу, а умеренные поклонники сделали это в связи с выходом "Дома дракона", сценарий которого основан на изложенной в томе истории Таргариенов. Кто не одолел этот труд по сию пору вряд ли в принципе захочет его прочесть. Тем не менее, гештальты надо закрывать, а каждая прочитанная книга должна осесть в этом бложике, так что я попробую, не очень растекаясь по древу, написать небольшой текст. Хотя насчёт "не растекаясь" - это как пойдёт, у мэтра Дж.Р.Р.М., например, не вышло, и он ещё на четвёртой части своей саги перешёл с урагана событий на медленное и степенное их развитие, непременно отвлекаясь на мироописание. Там, где раньше Вестерос и Эссос вырастали из мимолетн

Слушайте, уже полгода на мне висит этот кармический долг - пост про прочтённого Мартина. Строго говоря, терзал я Fire and Blood, потому что купил томик в оригинале ещё до того, как его издали у нас, но это уже детали. И, опять же строго говоря, вряд ли кому-то сильно нужен этот отчёт - фанаты Вестероса уже давно проглотили книгу, а умеренные поклонники сделали это в связи с выходом "Дома дракона", сценарий которого основан на изложенной в томе истории Таргариенов. Кто не одолел этот труд по сию пору вряд ли в принципе захочет его прочесть. Тем не менее, гештальты надо закрывать, а каждая прочитанная книга должна осесть в этом бложике, так что я попробую, не очень растекаясь по древу, написать небольшой текст.

Хотя насчёт "не растекаясь" - это как пойдёт, у мэтра Дж.Р.Р.М., например, не вышло, и он ещё на четвёртой части своей саги перешёл с урагана событий на медленное и степенное их развитие, непременно отвлекаясь на мироописание. Там, где раньше Вестерос и Эссос вырастали из мимолетных штрихов и декораций, на фоне которых разворачивалась эпическая история, появились длинные пассажи, в которых Мартин вдумчиво описывает обычаи и историю, изобретает несуществующие настольные игры (это сотрудничество с FFG на него плохо повлияло!) и вводит пачками новых рассказчиков, заодно иногда переименовывая старых просто потому, что может. Но в любом случае очевидно, что автору слегка наскучила его собственная история (тем более, что он слишком долго затягивал мееринский узел и, собственно, так и не придумал хорошего способа его развязать), и одновременно его увлёк его собственный мир. До степени осознания самоценности этого самого мира.

Вообще это распространённое явление в индустрии, как ни странно, настольных игр. Лучший пример здесь - Warhammer 40000, в котором гримдарк-вселенная вечной войны всех со всеми давно приобрела собственную ценность, превышающая ценность собственно игры - есть куча людей, увлекающихся лором "вахи", но не играющих в сам варгейм; обратная ситуация практически не встречается (потому что игра тупая, кстати, ха-ха!). Зато материалов по этой самой вселенной, и не только условного худла, а именно описательных книжек, просто мама не горюй, и это характерно для любой достаточно старой игровой системы с устоявшейся вселенной (вселенными), от D&D до горячо любимого мной BattleTech, которому я отдал немало времени и денег. Такие описательные книжки называются обычно sourcebooks и содержат массу интересной фанатам информации, причем иногда вполне литературно изложенной - скажем, сурсбук, открывающий эру Джихада в Battletech, и начинающийся с разгрома Волчьих Драгун, я даже перечитывал.

Вот этот прекрасный сурсбук про начало Джихада, с легендарным Wolf Actual is down!
Вот этот прекрасный сурсбук про начало Джихада, с легендарным Wolf Actual is down!

Собственно, это я к чему. Джордж Мартин, который пока ещё находится в том статусе, когда может делать всё, что ему заблагорассудится, написал самый продаваемый сурсбук в истории, причём, возможно, один из наиболее литературных сурсбуков, когда-либо написанных.

То есть смотрите, с одной стороны это совершенно не похоже ни на авантюрный, ни на исторический, ни на фантазийный, ни на какой любой другой тип романа - ну, потому, что это не роман вообще, тут нет героев и сюжета. Есть описание выдуманных событий в выдуманной стране, и больше всего текст похож на научно-популярную книгу по истории. Причём достаточно научную - автор сравнивает несколько источников, на основе которых создаёт свой текст, и критически оценивает содержащуюся в них информацию, прямо как всамделишный историк. В общем, если вдруг ожидать от этого литературы, то можно сильно обломаться, но если заранее знать, что это сурс - вы можете даже получить удовольствие.

Причем, учитывая историю создания, это, скажем так, не мог не быть сурсбук. Потому что появился он из книги-путеводителя по миру "Льда и Пламени", который писали Элио Гарсия с Линдой Антонссон. Ну, писали и писали, и попросили мэтра тоже немножко туда накропать - это хорошо для бизнеса, когда на обложке есть фамилия "Мартин", увеличивает продажи. Он начал писать и в итоге не смог остановиться. В путеводитель попало некоторое количество текста от ДжРРМ, но основной он приберёг для себя и издал отдельно.

Не лишним будет напомнить общественности, что всё это время он мог писать "Ветра зимы".

Впрочем, давайте довольствоваться тем, что есть. А есть у нас труд мейстера Гильдейна, который описывает историю Вестероса при Таргариенах начиная с Эйегона Завоевателя и собственно процесса завоевания и до окончания Пляски Драконов (начало которой нам показывают в "Доме дракона", который я, стыдно сказать, бросил на второй серии второго сезона - скучноват) - то есть где-то порядка ста тридцати лет из почти трёх сотен; чуть меньше половины. Причём как по мне, менее интересная половина - за рамками повествования осталось покорение Дорна, история Блэкфайра, Кровавого Ворона, события из повестей о Дунке и Эгге, которые, казалось бы, куда как больше похожи на материал для сериализации, ну и, наконец, история восстания Роберта. Собственно единственное, пусть и важное событие этой эпохи - сама Пляска Драконов, приведшая к резкому сокращению их поголовья и вымиранию.

С другой стороны, не бывает неинтересных историй, бывают неинтересные рассказчики, а к Мартину, как его не критикуй, это не относится. А уж историю династической грызни разных ветвей Таргариенов он написал с душой. Разумеется, местами заимствуя у себя самого - так, скажем, в качестве одного из источников, на основе которых "мейстер Гильдейн" пишет Fire and Blood упоминается "The Testimony of Mushroom", воспоминания карлика-шута по прозванию Гриб. Карлик остроумен и умён и любит выпить, так что совершенно очевидно, что без Тириона (или, на худой конец, его заменителя) никак не обходятся истории про Огонь и Лёд, и как в саге о Дунке и Эгге у автора это всё же получилось - загадка.

Но не автоплагиатом единым - по признанию самого Мартина идея династической распри позаимствована им тоже из богатой английской истории, там в XII веке был случай, когда наследницей пренебрегли по причине отсутствия члена, и это привело к двадцатилетним разборкам, в их собственной историографии называемым "Анархия". Впрочем, тут, мне кажется, в истории любой европейской страны можно найти массу похожих случаев, династическими войнами средневековье вообще богато. Осталось досыпать туда уверенной рукой побольше предательств и отравлений, некоторое количество интриг и заговоров, ну и дракономахию в крупных дозах. Нет, негров Мартин не добавлял, это сделали уже в сериале, и жалкие попытки включить diversity куда ни попадя уже давно утомляют ту часть человечества, которая не эксплуатировала чёрных рабов и не имеет комплексов по этому поводу.

Безусловно тварь, превышающая размера кита, летать может только силой магии, потому что физика так не работает. Впрочем, по сравнению с воскрешением мёртвых это цветочки
Безусловно тварь, превышающая размера кита, летать может только силой магии, потому что физика так не работает. Впрочем, по сравнению с воскрешением мёртвых это цветочки

В общем, когда дело дошло до непосредственно танцев, читать стало по-настоящему интересно. Не "игра-престолов-интересно", но тем не менее! Правда, в отсутствие карт и схем иногда сложно воспринимать происходящее, но кое-что из географии Вестероса я ещё помню, и в целом впечатление складывается достаточно цельное. Не думаю, что классическое захаровское "в общем, все умерли" является сильным спойлером, но надо сказать, что две ветки Таргариенов (справедливости ради скажем, что одну сильно подпирали Хайтауэры) настолько увлечённо резали друг дружку, что удивительно, что династия не пресеклась немедленно. Потом, естественно, калёная стрела, все три головы долой... Ну то есть на самом потом регентство (неожиданно богатое на разнообразные события) и выбор королевской невесты, потому что драконы всё, а страна устала от войны и каким-то чудом осталась единой.

В общем, что тут можно сказать: если вы фанат "Песни Льда и Огня" (именно фанат, а не просто любите хорошо написанную фэнтези с интригой!), и по каким-то невероятным причинам до сих пор не прочитали эту книгу, то немедленно читайте. Если нет... Ну, тут caveat emptor - ещё раз повторю, что это не роман, а сурсбук, и относится к нему нужно соответственно. Но, опять же, если вы не фанат, то, может, лучше Дрюона почитать? Там, правда, драконов нет, но в остальном - всё в лучшем виде.