Найти тему
Московская газета

Вовремя ли беспокоятся нефтяники? Представитель отрасли назвал трудности с оборудованием у НПЗ

   Вовремя ли беспокоятся нефтяники? Представитель отрасли назвал трудности с оборудованием у НПЗ
Вовремя ли беспокоятся нефтяники? Представитель отрасли назвал трудности с оборудованием у НПЗ

Нефтеперерабатывающие заводы в России работают в основном на западном и японском оборудовании, поставки запчастей к которому крайне затруднились. Придётся использовать неоригинальные детали и постепенно развивать производство отечественного оборудования, для этого власти собираются смягчить требования к ремонту НПЗ. Глава наблюдательного совета Ассоциации «Надёжный партнёр» Дмитрий Гусев считает, что рисков остановки производства в этой ситуации нет. По мнению аналитика Тамары Сафоновой, недостаток запчастей может привести к снижению объёмов производства топлива. Директор НПЗ «ДИТЭКО» Юрий Полгари рассказал о реальных трудностях у НПЗ и отметил влияние ситуации с запчастями на безопасность производства

Власти намерены смягчить требования к ремонту НПЗ для решения проблемы с нехваткой запчастей для нефтеперерабатывающего оборудования, пишут «Известия».

Ремонты НПЗ в России ведутся регулярно, сказал «Московской газете» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

«Их проводят по согласованному графику, что позволяет планировать их заранее и при этом обеспечивать топливом те регионы, чей НПЗ находится на ремонте: делают это за счет поставок с НПЗ в других регионах, — рассказал эксперт. — Например, в сентябре 2023 года первый заместитель министра энергетики России Павел Сорокин сказал, что потребности Дальнего Востока в топливе закрывают ряд крупных и средних НПЗ, таких как башкирский «Салават», Омский НПЗ, а также Сургутский завод по стабилизации конденсата имени В.С. Черномырдина. О том, что ремонты на НПЗ ведутся успешно и не влияют на ситуацию на топливном рынке, может говорить и решение правительства России об отмене с 17 ноября временных ограничений на экспорт автомобильного бензина в связи с насыщением внутреннего рынка».

Применение неоригинальных комплектующих для различного оборудования НПЗ не исключено, ведь требования по качеству к ним никто не отменяет, подчеркнул эксперт.

«Они (комплектующие, — прим.ред.) должны обладать соответствующими характеристиками, иметь необходимый рабочий ресурс, обеспечивать безопасность технологических процессов, жизнь и здоровье людей, — пояснил Дмитрий Баранов. — Не исключено, что для ремонтов на НПЗ могут быть использованы детали и узлы отечественного производства, конечно, если они отвечают всем необходимым требованиям. Их использование отвечает программе импортозамещения, позволяет приобрести новые компетенции, дает загрузку другим отраслям. Не исключено, что в дальнейшем отечественных комплектующих на НПЗ станет больше».

Остановок производства НПЗ в связи с нехваткой запчастей для оборудования не будет, сказал «Московской газете» заместитель председателя наблюдательного совета Ассоциации «Надёжный партнёр» Дмитрий Гусев. Собеседник издания подчеркнул заблаговременность мер по проблеме с запчастями, которые принимают нефтяники.

«Они заранее подготавливаются к тому, что могут возникнуть проблемы с параллельным импортом или вообще с завозом запчастей, — пояснил Дмитрий Гусев. — Здесь ситуация как с автомобилями: чтобы всё было нормально вы должны устанавливать оригинальные запчасти. Но понятно, что это необходимо не на 100%: для компании-производителя это просто ещё и дополнительный заработок. Нужно разделять реальные технические требования и, так скажем, псевдомаркетинговые. Мы могли бы сказать нашим западным «партнёрам» вот вы когда-то купили нашу сталь, прокатили из неё рельс и сделали из него детали, почему теперь мы обязательно должны покупать эти детали у вас, если можем сделать их сами?»

Сейчас идёт подготовительная работа, чтобы НПЗ, если вдруг производители и установщики оборудования откажутся его обслуживать, могли или самостоятельно заказать инжиниринг для производства деталей, или воспользоваться законодательным ресурсом, чтобы произвести новую деталь по чертежу, сделанному с детали от производителя, рассказал заместитель председателя наблюдательного совета Ассоциации «Надёжный партнёр».

«Ничего сложного в этом оборудовании нет, и наша оборонка, и другие предприятия вполне могут его производить. Проблема в том, что последние годы никто этим не занимался. Мы предлагаем нашей машиностроительной отрасли немного поднапрячься и начать производить продукцию, которую она раньше не производила или не имела возможности. Никаких рисков остановки производства НПЗ в моменте нет. Все эти меры принимаются глубоко заранее, к тому же, у нас сейчас избытки и по добыче нефти, и по переработке», — заключил Дмитрий Гусев.

Лицензиарами основного объема оборудования вторичных процессов переработки, применяемого на российских НПЗ, являются американские, европейские и японские компании, рассказала «Московской газете» генеральный директор «НААНС-Медиа» Тамара Сафонова.

«С одной стороны, дефицит оригинальных деталей может привести к остановке определенных установок и снижению объемов переработки в России. С другой стороны, применение обратного инжиниринга может привести к аварийности и штрафам со стороны лицензиаров проектов», — пояснила эксперт.

В настоящее время достаточно большой объём аналогов предлагается китайскими компаниями, и для новых проектов уже появляются предпосылки устойчивого обеспечения комплектующими, отметила генеральный директор «НААНС-Медиа».

«Для решения сложившихся проблем с дефицитом комплектующих, по моему мнению, необходима стратегия развития нефтеперерабатывающей отрасли, предусматривающая полный цикл от инвентаризации программы модернизации НПЗ до формирования комплексного решения по развитию собственных производств оборудования для нефтегазопереработки», — заключила Тамара Сафонова.

Несколько другую точку зрения представил «Московской газете» представитель отрасли, генеральный директор НПЗ «ДИТЭКО» (Иркутская область) Юрий Полгари. Собеседник издания не рассматривает китайскую продукцию как замену для запчастей к оборудованию НПЗ, считает, что работа по импортозамещению в этом секторе запаздывает, и отмечает влияние сложившейся ситуации с запчастями на нормы безопасности производства.

«У нас на заводе стоит японское контрольно-измерительное оборудование Yokogawa. Это системы управления производственным процессом. Наши инженеры проходили обучение в учебных центрах компании Yokogawa на территории России. Сейчас эти центры закрыты. Комплектующих для ремонта японского контрольно-измерительного оборудования у нас теперь нет. Отечественные аналоги, конечно, есть. Но провести переустановку – не такое уж простое дело. К тому же, хотелось бы, чтобы российское оборудование было более широко представлено и могло бы закрыть все имеющиеся позиции. При этом у нас стоит не только японское оборудование, но и американское. Оно применяется повсеместно, и быстро заместить его не удастся, нужны время и деньги. Если будет дано разрешение на замену оригинальных комплектующих неоригинальными, это будет очень хорошо. Заменить узлы, детали, датчики – возможно, и надо поскорее эту практику внедрить. Одно дело – полноценная разработка нового оборудования, здесь требования должны быть строгими, а другое дело – замена каких-то узлов на первом этапе, здесь требования поначалу надо будет снижать. Всё это надо было внедрять не только сегодня, а, так скажем, уже вчера», — рассказал гендиректор НПЗ «ДИТЭКО».

Нехватка запчастей к оборудованию у НПЗ достаточно серьёзная, отметил представитель отрасли.

«Отсутствует практически всё, какие-то несчастные датчики достаёшь с трудом. Чтобы поставить новый датчик его нужно внести в программу, то есть, оборудование надо перепрограммировать. А специалистов для этого не хватает, потому что, как я уже говорил, закрылись зарубежные учебные центры. Не могу сказать, на сколько хватит запаса имеющихся запчастей. Если что-то выходит из строя, найти замену всегда проблема. Цены сумасшедшие не только из-за курса валюты, но и потому, что на рынке нет альтернативы японскому и западному оборудованию. О китайских или индийских запчастях здесь речи не идёт», — сказал представитель отрасли.

Остановок производства топлива в стране не предполагается, но ситуация с запчастями может влиять на безопасность производственного процесса, заключил Юрий Полгари.

«На нефтеперерабатывающем производстве есть приборы, которые дублируют друг друга, – пояснил собеседник. – Но теперь, если что-то выходит из строя, работают на одном приборе, без дублёра. Потому что к дублеру просто нет нужных запчастей. Такой режим работы не влияет на сам технологический процесс, но влияет на безопасность производства. Влияет, в целом, не критично, но, тем не менее, это может приводить и к аварийной остановке производства. Производство должно быть автоматизированным, а сейчас, из-за нехватки комплектующих, оно порой напоминает полу-автоматизированное», – рассказал гендиректор НПЗ «ДИТЭКО».