В наступающем 2024 году мы отметим юбилей грандиозной аферы на самом высшем уровне – слияние Минздрава и Минтруда. Казалось бы, что никем не понятое объединение произошло недавно, буквально вчера. А уже почти 20 лет прошло...
Экономисты руководили российской медициной восемь лет. Деньги они считали хорошо, вовремя подбивали бюджет. В первую очередь бюджет семейный и друзей, а уже потом и здравоохранения. По остаточному принципу. Но благодарности им в наших сердцах нет. И не будет.
Что было до слияния министерств
Министерство здравоохранения в СССР появилось в 1936 году. Тогда оно называлось народным комиссариатом. После окончания Великой Отечественной войны страна встала на пороге нового, светлого будущего. Комиссарам там не было места. Поэтому в 1946 году им на смену пришли министры здравоохранения.
Вплоть до распада СССР и в течение 13 лет вольной России пост главного по здоровью в стране неизменно занимали врачи. Кто-то был успешнее как практический деятель, кто-то хорошо организовывал. Были и талантливые педагоги. Но все – с медицинским образованием.
Последним министром-врачом до наступления восьмилетней смуты был Юрий Шевченко, снискавший уважение на поприще кардиохирурга. Пусть у него был перекос в сторону своей специальности, но проблемы медиков он понимал. А потом случилось слияние Минздрава с Минтруда и соцзащиты.
Кому было выгодно объединение
Союз двух министерств сыграл на руку только главным финансистам страны. В их руках сосредоточился двойной бюджет, который легко уходил по левым каналам благодаря организационному хаосу подразделения. Народ же улучшений не увидел.
Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 г. № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации»:
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:
- демографии
- оказания протезно-ортопедической помощи
- реабилитации инвалидов
- проведения медико-социальной экспертизы
Из двух десятков функций Минтруда, прописанных в Постановлении №610, только указанные выше пересекаются с таковыми у Минздрава. Понятно, что логического объяснения слиянию нет, у него – лишь корыстный мотив. Но в 2004 году оно все же произошло.
Первый министр объединенного министерства
Им стал Михаил Зурабов, который до этого в течение пяти лет возглавлял Пенсионный фонд России. Несколько фактов из ранней биографии Зурабова:
- родился в 1953 году
- по образованию – экономист-кибернетик
- до 1983 года работал инженером
- с 1983 года – на руководящих должностях
С медициной Михаил Юрьевич познакомился в 1994 году, когда занял пост гендиректора ЗАО «МАКС-М». Эта страховая медицинская организация являлась частью большой акционерной компании «МАКС». С 1992 года ею руководил все тот же Зурабов.
В 1998 году, в течение четырех месяцев, был первым заместителем министра здравоохранения Олега Рутковского. В конце года пошел на повышение, став советником президента Ельцина по социальным вопросам. А уже в новом, 1999 году, возглавил Пенсионный фонд.
Чем запомнился Зурабов
Одно из «достижений» Михаила Юрьевича – это реформа здравоохранения. Хотя больше он запомнился по мутной истории с монетизацией льгот. А до вступления в министерскую должность Зурабов активно воевал с фальшивыми рецептами.
В 2006 году разразился скандал с Фондом ОМС, председателя которого – Андрея Таранова – арестовали по обвинению в растрате бюджетных средств и взяточничестве. Любопытно, что куратором организации был Зурабов. С Тарановым в свое время они управляли уже упомянутой компанией «МАКС». В 2009 году Таранова приговорили к семи годам колонии.
В 2007 году Зурабов покинул свой пост. С тех пор он побывал и советником президента, и послом в соседнее государство, которое у всех сейчас на слуху. Особо не светился, и в 2021 году вернулся на должность директора знакомой ему компании. Непримечательная судьба блеклого министра. Решения он принимал только для собственной выгоды, и в памяти народной практически не задержался.
Еще один факт: в составе акционеров все той же компании на 1 декабря 2020 года появился уже отсидевший Андрей Таранов. Доля у него была небольшая (1.27% всех акций), но карман грела.
Госпожа «Арбидол»
На смену Зурабову пришла Татьяна Голикова, за увлечение фарминдустрией и рекламу противовирусного препарата «Арбидол» получившая одноименной прозвище. К этому нынешний вице-премьер пришла не сразу. Путь ее тернистым не назовешь, но подробности официальная история умалчивает.
Известно следующее: Татьяна Алексеевна всегда умела работать. Она родилась в городе Мытищи в 1966 году. В школе проявила организаторские способности, став комсоргом. В 1987 году Голикова получила диплом экономиста в престижном вузе страны – Плехановском институте (ныне – университет). В возрасте 24 лет перешла на работу в Министерство финансов распадающегося Союза. Тут ее карьера стремительно пошла вверх.
Прошло всего 9 лет, и Голикова стала заместителем министра финансов России. Она курировала финансирование социальной сферы, науки, безопасности. По отзывам коллег, могла держать в уме множество цифр. Но есть одна загвоздка: с медициной НИКОГДА не была связана!
Назначение
Новую должность Голикова получила в 2007 году с подачи первого лица страны. За какие заслуги? Хороший счет, умение договариваться, смазливое личико. Энтузиазма у министра в юбке было не занимать. Полетели с постов люди несовременные, во главе ведомств и лечебных учреждений встали нужные люди.
Апогеем творчества Татьяны Алексеевны стал федеральный закон №323. С тех пор – профильный документ, регулирующий вопросы медицины. Кем-то почитаемый, большинством ненавидимый. Но признать заслугу Голиковой в создании этакого колосса все же стоит. Жаль, что с медицинским сообществом не консультировалась.
Зато интересовалась фармакологией и регулированием оборота лекарств. Настолько вошла в раж, что даже после отставки не оставила хобби: пасынок от второго брака с Виктором Христенко долгие годы занимал должность президента фармкомпании. Получается, что семейное увлечение.
Итоги правления экономистов
В 2012 году проект объединения министерств был признан неудавшимся. По указу президента, Минтруд и Минздрав снова развели по разным ведомствам. На должность министра вернулся врач – Вероника Скворцова. А Татьяна Алексеевна пошла покорять аппарат Президента, а после и Счетную палату. Михаил Зурабов в этот момент уже трудился послом. Не слишком удачно, собственно, как и министром.
А итоги? С какой стороны посмотреть. Медицину поставили на экономические рельсы, показали врачам, откуда текут деньги и как их будут отнимать, если работа не понравится клиенту. Простите, пациенту. Да, медиков научили считать, но ценой исков и жалоб. Благодаря неразберихе дали возможность Роспотребнадзору несколько лет зверствовать на поприще неправильно оказанных услуг.
Кто-то хвалит Зурабова и Голикову за выбранный вектор развития. А я вижу лишь пошлость при отмывании денег от высоко поставленных чиновников. Пошлость, которая тенью легла на российское здравоохранение.
______________________________
Если Вам понравился формат истории, поставьте лайк и не забудьте подписаться на канал. Наберется более 100 пальцев вверх – и я сделаю рубрику регулярной. А пока можете вспомнить о том, какие же талантливые чиновники в нашей стране:
Увлекшийся историей,
ваш AvsФ.