В предыдущем рассказе я описала своё знакомство с Никитским храмом.
Те, кто пропустил, можно ознакомиться здесь:
Но добиралась я до этого храма совсем по иной причине. Дело в том, что на его территории расположен Лапидарий - первый в Подмосковье музей старинных надгробий и памятных плит под открытым небом.
В Домодедове существует проект "Подмосковный некрополь", посвященный изучению и сохранению надгробий XV–XIX веков в Московской области. Краеведы находят на старых кладбищах надгробия, очищают их и классифицируют.
Я впервые узнала, что есть такой музей и термин "лапидарий" тоже встретила впервые.
Так надгобия расположены с правой стороны Никитского храма.
Для того, чтобы лучше понять, какой вид надгробия представлен, рядом с каждым установлена табличка с QR-кодом и можно прослушать информацию. Но я уже замёрзла, поэтому сохранила ссылку и уже прочитала дома. А вам кратко опишу.
Этот камень имеет значительную историческую ценность. Камень выполнен в виде невысокой, но невероятно массивной стелы. Это нижняя часть композиции типа «Крест на основании». Чугунный либо каменный крест, некогда венчавший камень, в годы богоборчества утерян.
Грани памятника лишены каких-либо архитектурных и растительных элементов, а единственным его украшением является вписанный в полуциркулярную арку медальон с изображением родового герба дворян Глебовых.
Если мы внимательно рассмотрим изображение, то увидим разделённый на 4 части щит. В первом и четвёртом поле изображена геральдическая лилия. Во втором поле сверху – крестообразно лук со стрелой. В третьем поле - бегущий из леса олень. Щит помещён на ниспадающую складками мантию, увенчанную дворянской короной с крестом.
Жертвенник – типичный образец надгробного памятника эпохи классицизма. Он получил распространение в 80-х годах XVIII века. Наибольший расцвет жертвенника приходится на 20 - 30 годы XIX века, но к середине того же столетия мода на него сошла на нет.
Жертвенник легко отличить от других типов вертикальных памятников. Он имеет вид покоящейся на постаменте усечённой пирамиды квадратного сечения. Её завершение в форме жертвенника отделено от пирамиды карнизом и несёт по треугольному фронтону с каждой из четырёх сторон. На углах могли располагаться акротерии. На ступенчатой муфте в центре жертвенника крепилась траурная урна, тоже исполненная из камня и визуально завершающая композицию. Это был довольно эффектный тип надгробного памятника, отсылающий нас к тишине и вечности, лишённых мишуры и суеты.
Жертвенник имел сословную принадлежность. Он преимущественно устанавливался на могилах дворян, знатных людей, ктиторов, поэтому часто изготовлялся из дорогих пород привозного камня. Нередко мастера сочетали чёрный камень надгробия с урнами из белого мрамора.
Как правило, саркофаги вырезались единым блоком из цельного куска известняка.
По-настоящему массовым надгробием саркофаг стал с века XIX – в эпоху классицизма. Саркофаг приобрёл привычные нам строгие формы. Саркофаг классический широко распространен на могилах крестьян, мещан, купцов. В собрании Никитского некрополя образцов этого типа надгробия великое множество. Саркофаг классический имеет несколько подвидов. Из них наиболее широко представлен в нашей коллекции классический саркофаг с розетками. Для данного подвида характерны круглые розетки с заполнением в виде раскрывшегося цветка.
Надгробие типа «аналой» - ярчайший образец христианской церковной символики на историческом кладбище.
Надгробие-аналой оформлением приближен к одноименной церковной подставке или столику с наклонной поверхностью для расположения икон и чтения евангелия. Как памятник аналой появился в середине XIX века с усилением моды на церковные символы в мемориальной скульптуре.
Аналои бывают двух типов: аналой с открытым евангелием и аналой исповедальный – с закрытым евангелием и расположенным рядом крестом.
Вы сейчас находитесь перед первым типом. Посмотрите, с какой скрупулезной точностью резчик изобразил покров аналоя, насколько детально проработал складки ткани, бахрому, кисточки. Какую идеальную геометрию он создал. Некогда памятник был увенчан небольшим крестом и выкрашен зеленой краской.
Подобный тип аналоя мог быть установлен на могилах служителей церкви, жертвователей и иных достойных исповедников веры Христовой, которые при жизни были примером благочестия для других.
Надгробие типа «часовня» относится к вертикальным мемориальным памятникам. Этот тип надгробий легко отличить по форме, стилистически приближенной к православной часовне. Кроме главки с крестом, в своем оформлении памятник может содержать арки, колонны и полуколонны, пилястры и другие архитектурные элементы. На лицевом фасаде часовни, над именем усопшего, нередко находится полукруглая ниша – довольно характерная черта этого типа надгробий. В зависимости от ее размера, ниша может предназначаться для установки иконы либо зажжённой свечи.
Часовня устанавливалась на чуть более широкую, прямоугольную плиту-основание, предотвращающую проседание памятника в грунт.
Основным материалом для изготовления надгробных памятников служил известняк.
Посмотрите, с какой точностью неизвестный резчик повторил не только фактуру коры старого дерева, но и годичные кольца на шести спилах сучков, расходящиеся концентрическими кругами от изображенных сердцевин. Как в мягком и хрупком местном известняке он воплотил корни пня, цепляющиеся и обвивающие каменистый грунт. Без сомнения, подобный образец нельзя назвать просто надгробным камнем в его утилитарном качестве, это – полноценная мемориальная скульптура!
Ранее надгробие венчал каменный крест высотой в одну треть от высоты основной формы. Стоит отметить, что кресты на подобных памятниках нередко изображались в виде сухого дерева с фактурной корой и раскинутыми в форме креста сучками, повторяя общую стилистику. Сейчас крест, к сожалению, утрачен.
Так какой же смысл несёт подобное надгробие? Почему использовался образ пня? Одна из наиболее распространённых версий предполагает, что пень и сушина олицетворяют срубленное и засохшее родовое древо, а ставились подобные надгробия на могиле последнего представителя рода, со смертью которого род пресёкся. Есть предположение, что и количество сучков на пне имеет сакральный смысл, олицетворяя дочерей усопшего, которые, как известно, не передают родовую фамилию по наследству. Так ли всё это – мы не знаем. Ясно одно: представленное надгробие – это яркий поэтический символ бренности человеческой жизни.
Надгробие типа "крест на Голгофе" состоит из православного креста, установленного на массивный камень, символизирующий искупительную гору Голгофу.
А вот памятник типа "крест на основании" уже не несет настолько явного символизма, поскольку его основание имеет законченные геометрические формы, далеко ушедшие от бесформенного камня.
Представленный памятник как раз и является таким основанием креста. Это щедро украшенное архитектурными деталями и симметричным орнаментом белокаменное надгробие несет Голгофу в рельефном изображении, но не во внешней своей форме. Крест, венчавший камень, утрачен.
В годы богоборчества сам крест был утрачен, но сохранилось его каменное основание с уникальным художественным барельефом «Ангел провожает душу младенца». Скончался младенец. Его невинная душа освободилась от оков бренного тела и готова предстать перед своим творцом. Её встретил ангел, дабы проводить в новую, вечную жизнь. Трогательный мотив, не правда ли?
А с левой стороны храма собраны надгробия-саркофаги, найденные краеведами в Подмосковье
Очень нужную и важную работу делают краеведы проекта "Подмосковный некрополь", ведь сколько таких надгробий просто валяются вывороченными на задворках кладбищ...
Вернуться к истоку - значит вернуться к себе. К своим Корням, которые дают Жизнь всему Древу и питают Его своей живительной влагой и Силой. Поэтому всегда нужно помнить и знать о своих ПраРодителях.
Всё в этом мире тленно...😢
В дополнение к статье о Домодедовской пирамиде.
Случайно попалось интервью владельца Пирамиды Дмитрия Бахарева уже после того, как я опубликовала статью, если интересно почитайте. Там тоже о жизни и смерти. И про портал в вечность у нас мысли с автором совпали.