Важнейший из коммуникационных навыков – умение слушать. Он является основой человеческих взаимоотношений и необходим во всех сферах деятельности.
«Если бы мы должны были больше говорить, чем слушать, то у нас было бы два языка и одно ухо» - написал однажды Марк Твен.
Не бывает идеального поведения слушателя. Разные ситуации и психологические особенности собеседника создают ту или иную основу для взаимодействия.
Деловое слушание предполагает умение уловить суть информации и зафиксировать расстановку смысловых акцентов.
Личное слушание включает в себя погружение в ситуацию, эмоциональную поддержку, а иногда и желание порадовать и развлечь собеседника.
Умение слушать важно и для оратора, когда необходимо прислушиваться к пространству и аудитории, устанавливать с ними открытый и доверительный контакт.
Нельзя забывать и про умение услышать самого себя, своё состояние, внутренний отклик на ситуацию и события, на получаемую информацию.
В основе умения слушать – неподдельный интерес, желание объективно понять суть ситуации, состояния, идеи. Когда человек осознанно направляет фокус внимания на того или тех, с кем он вступил в коммуникацию, и сохраняет позицию активного слушателя.
Качества активного слушателя:
- Сохранять объективность: умение разделять информацию и эмоции, отличать главную мысль и факты от сопутствующих реплик;
- Осознавать своё состояние (эмоциональное и физическое) и управлять им;
- Не принимать всё на свой счет, особенно эмоции другого человека, которыми он сопровождает информацию;
- Держать фокус внимания на собеседнике и предмете разговора, и не «перетягивать одеяло» на свои сторонние переживания и проблемы;
- Проявлять терпение и не перебивать, давать собеседнику возможность спокойно высказать свою мысль;
- Наблюдать за состояние собеседника: интонации и эмоции во время рассказа (бывает, что человек не может точно передать то, что его волнует, тогда следует воздержаться от комментариев во время пауз);
- Создавать располагающую обстановку для общения, использовать зрительный контакт и спокойный тон голоса;
- Честно воспринимать и реагировать на услышанное: правда всегда находит отклик в твоем сердце и сердце собеседника.
При этом хорошие слушатели – это не молчуны и не те, кто кивает головой во время разговора. Умение слушать предполагает обмен мнениями, активное участие в диалоге, постановку вопросов, которые помогают лучше разобраться в проблеме, и привести к появлению нового ракурса обсуждаемой темы.
Что мешает активному слушанию:
- Формальное слушание: делать вид, но на самом деле думать о своем
- Вываливать негативные суждения на собеседника и подавлять его самооценку
- Жажда поспорить и ощущение соперничества в дискуссии
- Желание быть центром внимания и больше говорить самому, при этом пока говорит собеседник, обдумывать собственные реплики
- Излишняя самоуверенность в своей правоте и скоропалительные выводы
- Попытка выполнять несколько дел одновременно, пока ведете диалог
Хотите развивать умение слушать, тогда:
- Учитесь молчать, проявлять терпение, вежливость и заинтересованность
- Концентрируйте внимание на том, что слышите, остальное отложите на потом, в том числе мобильный телефон и мысли о посторонних вещах
- Будьте непринуждёнными и естественными, внутренне расслабленными и открытыми, этим вы расположите к себе собеседника
- Проявляйте эмпатию, старайтесь не только умом оценить ситуацию, но и прочувствовать её вместе с рассказчиком
- Избавьтесь от личных предубеждений, если собеседник имеет громкий голос, излишне жестикулирует или «зажимается», имеет дефекты речи, абстрагируйтесь и сосредоточьтесь на сути разговора
- Улавливайте не слова, а смыслы и идеи, если вы не уверены в правильности понимания сути повествования, задавайте уточняющие вопросы
- Уделяйте внимание невербальной коммуникации, учитесь распознавать жесты, мимику, выражение лица и тон повествования
Давайте развивать умение слушать друг друга, вести диалог и выстраивать позитивные отношения. Заряжать друг друга на интересные проекты и поддерживать в начинаниях!
Ирина Бородина