С такой ситуацией сталкивается любой работодатель. Или предприниматель. Или человек, который просто пользуется услугами других людей.
А люди встречаются откровенно охреневшие. И инфантильные.
И вот ссылку на этот пост я буду им присылать вместо тысячи слов.
Я веду себя честно. По крайней мере - стараюсь. И когда понимаю, что меня обманывают, просто ставлю человека в блок, без объяснений.
Во всех смыслах.
Человек разумный быстро смекает, что спалился - и тихонечко растворяется в тумане (про совесть я в этом посте писать не буду, там нет её).
Человек-дебил смириться с таким раскладом не может и либо ищет оправдания своей малюсенькой натуре с преувеличенным Эго, либо убеждает себя в том, что это он - обиженка. Это нечто среднее между поведением инфантильного малыша и среднестатистического барыги-по-натуре-своей. Только торгуется в данном случае дилетантизм.
Кто-то из моих друзей винит Болонскую систему образования, которая за 20 лет "взрастила" для предпринимателей и работодателей толпу дилетантов, желающих протирать штаны за 200 000 рублей в месяц, не обладая при этом навыком впахивать, добывать и брать на себя ответственность. Да и вообще не желающих лишний раз подвигать собой.
Но, если честно, я вижу эту тенденцию иначе. Я вижу массу людей, которые не хотят, не умеют работать и им обидно, что никто не собирается утирать их...нос. Нос, конечно.
Одно такое обиженко лет 5 уже так точит на меня зубы, что пора протезировать, ходит по всем возможным коридорам и пышет ненавистью. Конкретно за увольнение в связи с профнепригодностью.
Представьте себе: 5 лет человек ходит, бродит, следит и разлагается заживо. Прелесть, да?
Например. Ситуация. Нанимаю помощницу по хозяйству. За очень приличные деньги. Работаю я много, хозяйство нужно держать, часть процессов приходится делегировать. Домработница путает берега и расслабляется, начинает в тихую налегать на алкоголь, закатывает в мое отсутствие пьяную истерику моей маме. В моем доме. Еще и при детях. Конечно же, симметрично идет лесом в кратчайшие сроки с вычетом из ЗП за грубое нарушение субординации.
Была бы я дома - лично дала бы подзадник, честное слово. И не раз. Очень вежливо, конечно, но на долгую память. Увы, дома меня не было.
Результат: возмущенная уборщица месяц написывает "где мои бабки" всей семье и на всех моих страницах. Нет ума = считай калека.
Правильное поведение: прийти, покаяться, принести глубочайшие извинения за подобное поведение в чужом доме, навести порядок, собрать манатки и, передав дела преемнице, тихо уйти в небытие.
Или, как говорит мама: "Обижаться - удел горничных" (с) (При всем уважении к адекватным помощницам, слава Богу, они иногда встречаются, хоть найти их и непросто)
Например. Ситуация. Нанимаем бармена в ресторан. Начинаем растить его компетенции. Закрываем глаза на всякое мелкое хулиганство и нелепицу. По факту: недостача по бару в три сотни тысяч рублей и круглые глаза, полные возмущения. Он же "старался".
Результат: ой, я всем недоволен, если бы я не был здесь, заработал бы в три раза больше, я увольняюсь (даже не дожидаясь нашего вердикта, но уже предчувствуя развитие ситуации). Задетая гордыня и туча оправданий себя.
Правильное поведение: прийти. Принести нормальный отчет. Подвести свои косяки. Извиниться. Компенсировать работой посильной. Но, силы духа не хватило, увы. Ведь кто-то, кто больше и стабильнее, "должен" понять и простить.
Например. Ситуация.
Выходит в клинику работать косметолог. Специалист хороший, экономист - никакой, всё время в дефиците средств сидит. И вместо того, чтобы вместе развиваться, к клиентам клиники начинает ездить частным образом домой.
Прям сага "тридцать Серебряников".
Что делаю я? Ставлю в бан, во всех смыслах этого слова.
Результат: классический "А че с деньгами", причем, с такой борзотой общается, что любой министр в ужасе икнет. Принципиально не отвечаю "А что с моей долей" - даже шутить не хочется от такого поведения.
Правильная модель: встраиваться в команду, приводить клиентов, а не уводить их и наконец обратиться за помощью в построении своей монетизации. К тем, кто в это умеет. Но, нет.
Например. Ситуация.
Приходит с запросом в коллегию лютый черт. Явно на веществах и с диагнозом. Запрос у него настолько деформирован, что стоимость консультаций на протяжении года растет пропорционально. Через полтора года у черта случается неистовая истерика, что ему "не помогли". При этом, запрос он сформулировать так и не смог, ни одной рекомендации из предоставленных не выполнил.
Результат: ходит по интернету и пишет гадкие отзывы. Смешит народ.
Правильная модель поведения: разобрать наши рекомендации, выполнить их и получить результат.
Например. Ситуация.
Приходит нам в ресторан наниматься управляющим тип. Деятельный такой, суеты наводит профессионально. Закатил мне истерику, поняв, что сейчас откроется масса неприятной ему правды и на слово я ему верить не собираюсь. Зная мое отношение к некоторым кастам - что не секрет - ожидать стоило знатного разбора полетов. Выясняется, что тип этот мало того, что гей-трансвестит (в свободное от работы время, но и на работе планировал творить свои черные дела), так еще и пытался нанять работниками несовершеннолетних мальчиков и девочек с далекоидущими планами на них.
Вылетел со встречи, конечно, пулей, повизгивая по пути.
Результат: Накатал на нас нелепый иск в суд. Был послан по понятному адресу, конечно же, всеми инстанциями.
Например. Ситуация.
Беру сына репетитора по математике. На берегу договорились: работаем на конкретный результат. Тетушка с первого взгляда очень четкая, аж не дышать в ее сторону, всё по графику минута-в-минуту. Очень ловко "инфоцыгане" от дилетантов обучаются изображать бурную деятельность и продавать свои soft skills. Так длятся две недели. Далее начинает наша железная леди то заболевать за 15 минут до занятия, то ухо чесать вместо занятий, то на даче застряла без интернета. В общем, косяки. Терпели мы эти косяки месяца два, попрощались с большой горечью от несбывшихся договоренностей.
Результат: Снова ищем преподавателя. И снова, и снова, и снова.
Ладно, что уж. Один раз я пригрела в дом "заблудшую бедолагу", которой буквально было некуда идти, нечего есть и она (дословно) была готова на любую работу. Взяла помощницей по хозяйству. Научила всему по дому. Чтобы вы понимали, серьезное хозяйство - это далеко не просто. Хрусталь сам себя не почистит, миллион процессов в одной локации нужно организовывать и поддерживать. Так эта нахалка пока я была в отпуске настолько распустилась, что по возвращению пришлось в один день прощаться. Вернулась я и увидела дом свой в состоянии супер-не адекватном, запущенном; истощившиеся запасы алкоголя и пустые рюмки в локации для персонала. Очень славно показалось ей жить в моем доме, только без меня. Вольготно. Ни о какой благодарности в свой адрес за то, что я спасла и обустроила ее грешную пятую точку, конечно, речи даже не идет. Удобно, да?)
И сколько еще таких примеров. Репетиторов, не способных обучать. Ветеринаров, катающихся с "неотложными проблемами" по три раза в неделю к вашим питомцам, а потом, уже заработав на вас сумму, из которой можно дачный домик соорудить в области, складывающих "лицо кирпичом", когда вы прекращаете эту практику; домработниц, растаскивающих ваши любимые вещи с лицами херувимов и обиженной добродетели; сотрудников, откровенно пинающих балду, которых выручают, помогают, которым идут навстречу, а чуть позже они снимают маску и в праведном гневе, не осознавая почему, за что и зачем, теряют вид человеческий. А ведь всё это видно с самого начала почти. Заметно. А ведь тот, кто всё это видит, он же работодатель, несет потери и прощает их. Как золотоискатель - просеивает тонны человеко-шлака в поисках людей, способных реально работать и воспринимать окружающую действительность.
Есть у предпринимателей и работодателей даже практика: пока воруют не выше 20% - чисто наблюдать, а только после давать по рукам. Когда совсем уже оборзели. Но, каждый из вышеупомянутых почему-то считает себя намного хитрее, умнее и мудрее всех остальных. Как в "Моське и слоне", только вместо моськи - не очень здоровые и уж точно не счастливые персонажи.
Вопрос глобального кадрового кризиса встает перед любым, без исключения, работодателем. И, честно сказать, достаточно часто руки в этих поисках опускаются настолько, что проще сделать самому, нежели чем искать, объяснять, обучать, делегировать и снова ошибаться.
Моя подруга, очень хороший психолог, рассказывает такую байку:
Живут два соседа. У них нет забора. У одного из них растет вкусная малина. И много лет второй сосед ходит как к себе домой собирать эту малину. В один день приходит - а там забор. И он на полном серьезе возмущается, топает ногами, орет на этот забор, упуская из вида тот факт, что сам-то берега перепутал.
Среди всего этого хлама встречаются действительно хорошие люди. Работящие, порядочные, любящие своё Дело и исполняющие его с достоинством. Их мало, их приходится искать как золото в реке. Вот с ними мы работаем и дружим, долго, справедливо и практически по-семейному.
Разница между этими людьми преимущественно в том, что одни "стараются", а другие - делают. Одни себя жалеют, а другие - уважают. Примерно так.