Найти тему
Хроники Баевича

Психология бильярда. Неизвестная игра. Часть 2 Психологические и практические советы мастеров бильярда. Глава 3 Советы от Е. Лоренс.

«,..Я уже почти 20 лет, подобно наркоману, занимаюсь бильярдом, и каждый раз, когда я играю очередную партию, я узнаю что-то новое. Бильярд остается захватывающим независимо от того, как долго вы играете - хоть всю жизнь. Чемпионами мира становились бильярдисты, которым было за пятьдесят и даже за шестьдесят. Вот эта нескончаемая череда вызовов и новых задач и является
главной причиной того, что я влюбилась в бильярд, люблю и буду всегда любить его, независимо от того, буду я продолжать выступать или нет. Бильярд- 
это действительно игра на всю жизнь.
...Когда я говорю, что бильярд - крутая игра, я прежде всего имею в виду, что это захватывающее удовольствие. Но не только это. Бильярд - это ещё
и развлечение, и отдых, и спорт.
...В бильярд может играть практически каждый. Возраст, пол, рост, вес и даже большинство физических недостатков не являются препятствиями для игры...
...Для миллионов людей бильярд является прежде всего именно способом отдыха и развлечения, причем таким, удовольствие от которого можно получить независимо от уровня игры.
...Когда вы в первый раз взяли в руки кий, максимум через 10 минут на вашем лице появится улыбка...» - Ева Матайя Лоренс, 19-кратная победительница профессиональных турниров по бильярду.
Здесь мы не будем рассматривать технику бильярдной игры, правила, технические приемы, о которых прекрасно рассказывает в своей книге Ева
Лоренс, приведем лишь ее советы, которые помогут находить оригинальные решения и позволят получать от игры большое удовольствие.
1\ Осторожно относитесь к, казалось бы, добрым советам посторонних в бильярдных. На первый взгляд их подсказки могут показаться вполне
разумными, особенно, если вы еще недостаточно подкованы и опытны, но на самом деле такие советы часто оказываются, мягко говоря, некорректными.
2\ Хотя бильярдисты действительно не потеют во время игры, кисти рук, ладони так или иначе становятся влажными, что затрудняет свободное скольжение кия. Советую прихватывать с собой небольшое полотенце для рук или пользоваться тальком.
3\ Приобретение всепогодного, то есть предназначенного для использования на открытом воздухе, бильярдного стола, безусловно, привнесет в ваш летний досуг новую струю. Такие столы и характер игры на них несколько отличаются от традиционных, так как делаются они из особых материалов, но удовольствие от игры будет не меньшим.
4\ Не пытайтесь подражать Тому Крузу, который эффектно вращал и жонглировал кием в «Цвете денег»: Администрация наверняка потребует, чтобы вы немедленно прекратили эти «фокусы», то и выведет вас вон.
5\ Сегодня существует по крайней мере полтора десятка бильярдных программ-стимуляторов. Все они, по меньшей мере, забавны, а некоторые могут быть и весьма полезны для понимания реального бильярда.
6\ Если вы хотите, чтобы во время игры мимо вас ходило как можно меньше людей, выбирайте стол либо у стены, либо (что еще лучше) в углу зала.
7\ Если в процессе игры у вас возникает желание поесть, имейте в виду, что арендуя стол, вы платите за общее, а не за «чистое» время. Так что, возможно, есть смысл сдать администрации шары и кий, а потом возобновить игру.
8\ Если вам станет известно о готовящемся поединке на крупную сумму, постарайтесь попасть на него в роли зрителя. Вы не только станете свидетелем
напряженной и интересной борьбы, но и извлечете для себя много полезного.
9\ Не мелите кий слишком часто. Чрезмерное количество мела на наклейке кия может привести к тому, что кий будет проскальзывать по битку, посылая
его в нежелательном направлении.
10\ Выбраться из недавнего психологического провала мне помогли три вещи: поддержка мужа, тренировки в полном объеме и то, что я бросила курить.
11\ Одно из распространенных искушений, которое может вас подстерегать во время игры (особенно с медлительным соперником), - это желание  в свободную минуту переключиться со своей игры на то, что происходит на соседнем столе. Учтите, это нарушает концентрацию и может привести вас
к проигрышу.
12\ Женщинам следует учитывать, что слишком глубокие вырезы на платьях или блузках и короткие юбки выглядят на бильярдистках, которым то и дело приходится наклоняться над столом, по меньшей мере нескромно.
13\ В большинстве бильярдных залов вы наверняка найдете столы, подразделяющиеся по размеру луз. Конечно, вы вольны играть на любом. Но присмотритесь к наиболее опытным игрокам - как правило, они играют на столах с наиболее узкими лузами.
14\ Никогда не бросайте на стол тяжелые или острые предметы - это может привести к появлению трещин на аспидной (сланцевой) доске - основе игровой поверхности. Хотя сланец - это камень, но камень довольно хрупкий.
15\ Попытки перенести стол, поднимая его с коротких бортов, значительно опаснее для аспидной доски, чем поднятие за длинные борта.
16\ Начинающему игроку вовсе необязательно иметь «крутой» сборный кий. Подойдет и относительно недорогой, но хорошо подобранный и ухоженный
цельный кий.
17\ Не прислоняйте кий к стене или еще к чему-либо, не подвергайте его перепадам температуры или воздействию влажности. Это может привести к деформации кия, в первую очередь его шафта, и как следствие, к необходимости его замены или вообще покупке нового.
18\ Для каждой из разборных частей кия в кейсе сделаны углубления соответствующей длины и формы. Никогда не пытайтесь вставлять части
кия в эти углубления с силой, ибо вы рискуете их больше не вынуть, значит, вы пытаетесь вставить ее либо не той стороной, либо в чужое углубление.
19\ Если в процессе игры вы вдруг заметите, что кисть вашей руки (используемой в качестве подставки под кий) приобрела зелено-синий оттенок, то не думайте, что это линяет сукно. Причина в другом - в том, что вы слишком обильно используете мел, который, вступая в реакцию с влагой, выделяемой
рукой, и окисляясь, приобретает такой оттенок.
20\ Абсолютно все, даже самые дорогие и качественные бильярдные шары со временем теряют цвет. Чтобы они как можно дольше выглядели, как новенькие, их надо регулярно очищать от пыли, протирать и хранить в защищенном от прямого солнечного света месте.
21\ Если вы пользуетесь дома персональным составным (тем более дорогим) кием, не ставьте его в общую стойку, а храните отдельно в специальном футляре. Тем самым вы исключите возможность, что кто-то из гостей по ошибке возьмет ваш личный кий.
22\ Излишки талька неизбежно оказываются на шарах и сукне, что ведет к ошибкам и промахам. Белые отпечатки ладоней на сукне и пятна на одежде,
конечно, не особенно сказываются на ударах, но никак не красят неряшливого бильярдиста.
23\ Большинство профессиональных бильярдистов, хотя и имеют дома столы, но достаточно регулярно играют вне дома, в залах и клубах. Если играть только дома, существует серьезный риск привыкания к своему персональному столу, и потом, например, на соревнованиях, вам будет нелегко играть на чужих столах.
24\ Кий нельзя не только мыть, но и вообще смачивать водой. Но это не относится к наконечнику. Его можно и нужно время от времени протирать
мыльной водой или даже зубной щеткой с небольшим количеством пасты.
25\ Возможно, кто-то посоветует вам воспользоваться специальным силиконовым спреем для обработки бильярдного сукна. Такая обработка
действительно на какое-то время обеспечивает хорошее скольжение шаров, но уже после одного или двух применений спрея сукно может стать липким.
26\ Для проверки ровности стола не следует использовать биток или шар №1. Оба эти шара чаще всего бывают в работе, а значит, наверняка имеют практически невидимые глазом выбоинки, то есть не являются идеально круглыми. Такие шары наверняка, если их пустить медленно, отклонятся
от прямой линии. Кстати, именно для того, чтобы избежать отклонения шаров от прямой линии, многие бильярдисты предпочитают наносить более
сильные удары, чем может требоваться в той или иной ситуации.
27\ Метка в точке, где должна быть вершина пирамиды шаров, имеет хоть и небольшую, но какую-то толщину. Если в процессе игры шар медленно
прокатится по метке, он наверняка немного изменит направление своего движения.
28\ Весьма полезно выполнять подход к столу и готовиться к удару в определенном ритме. Эта рекомендация может показаться не слишком серьезной, но скоро вы на собственном опыте с удивлением убедитесь в ее практической пользе.
29\ Не обращайте внимания на почти вертикальные стойки, занимаемые многими бильярдистами на фотографиях, где они якобы готовы к нанесению
ударов. Уверяю вас, в подавляющем случае эти игроки работают на камеру. Реально при ударе игроки достаточно низко наклоняются над столом.
30\ Определить доминирующий глаз можно следующим образом. Сначала посмотрите на палец на вытянутой руке обоими глазами и заметьте
положение пальца относительно, скажем, находящихся за нам часами на стене. Потом по очереди закрывайте глаза и тоже отметьте его положение. Палец будет немного сдвигаться относительно часов. Смещение при взгляде доминирующим глазом будет заметно меньшим, чем при взгляде вторым
глазом.
31\ У большинства известных профессионалов существует некая обратная связь: у правшей доминирующим является левый глаз, а у левшей правый.
32\ Иногда слишком полные игроки могут испытывать сложности с дыханием, когда они, находясь в классической стойке, наклоняются над столом. Если вы столкнулись с подобной проблемой, расставьте ноги пошире. Если это не поможет, немного выпрямитесь, придайте туловищу более вертикальное
положение. 
33\ Чаще всего шары вылетают со стола именно при энергичной разбивке. Не торопитесь вкладывать в разбивку максимальную энергию, пока не научитесь должным образом контролировать свои движения и весь процесс в целом.
34\ При использовании машинки поступательное движение кия должно быть короче, чем при обычном ударе. Это облегчает выполнение задачи.
35\ Если при ударе одна нога оторвана от пола и тем более не слишком естественно отведена в сторону возникает опасность потери равновесия
и заваливания на стол во время фазы сопровождения. Имейте это в виду и не рискуйте, чтобы не попасть в смешную, а иногда и просто опасную ситуацию.
36\ Чтобы заранее, еще до реальной игры, почувствовать определенную уверенность в обращении с кием, можно потренироваться как в хвате кия, так и в использовании левой руки в качестве простого упора - мостика на, скажем, кухонном столе. В качестве кия для этого можно использовать и сам кий, и какую-нибудь длинную и тонкую палку.
37\ В наши дни в некоторых молодежных кругах считается особым шиком носить чуть ли не на каждом пальце по кольцу или даже перстню. Но эта
мода явно не для бильярда, так как такой арсенал сильно затрудняет (а иногда и вообще делает невозможным) правильное построение упора под кий.
38\ Если кий плохо скользит между пальцами, попробуйте надеть тонкую матерчатую перчатку. В перчатке несколько притупляется чувствительность
руки, но скольжение кия будет отменным.
39\ Иногда, когда невозможно дотянуться до нужного шара обычным способом, игроки меняют руки. Если вам придется использовать этот прием и бить с неудобной руки, то советую (по крайней мере, на первых порах) использовать закрытый упор.
40\ Вообще мелить кий следует перед каждым ударом, но особенно следить за этим нужно при ударах от борта, от лузы и в прочих экстремальных ситуациях, когда повышается вероятность неточности и соскальзывания кия.
41\ Многие начинающие игроки, слышавшие где-то, что нужно стремиться, чтобы кий в процессе всего удара не менял вертикального угла, стараются
достичь этого, приподнимая или опуская на разных фазах удара плечо ударной руки. При том, что действительно в средней и конечной фазах удара кий не должен менять наклона, такая практика не дает ничего хорошего и лишь портит удар. Кий может немного приподниматься лишь тогда, когда он отведен максимально назад, но и то не за счет подъема самого локтя, а в силу того, что вместе с кием назад отводится вся рука.
42\ Старайтесь не делать слишком много разминочных замахов. За некоей гранью они превращаются из помощников в фактор разрушения сосредоточенности, внимания и уверенности.
43\ Удары средней силы можно использовать для проверки точности и вообще глазомера. Замрите на несколько мгновений после такого удаpa, направленного в борт под прямым углом. Если вернувшийся после отскока о борт шар ударился своим центром в наклейку кия, вы ударили точно под прямым углом.
44\ Отработайте свой индивидуальный удар, который станет своего рода эталоном, точкой отсчета. Он должен быть прямым, нанесен по возможности
с одной и той же силой и одним и тем же кием. Повторяйте его вновь и вновь, пока он не станет автоматическим, не закрепится, что называется мышечной памятью. Такая наработка бывает весьма полезной, если что-то в игре перестанет получаться и нужно привести себя в порядок, вернуться
к исходной точке.
45\ Не забывайте мелить кий перед каждым ударом. Это общее правило, следование которому становится особенно важным, если вы собираетесь
выполнить какой бы то ни было удар с подкруткой битка.
46\ Когда у вас начнут неплохо получаться накаты и оттяжки, может появиться искушение использовать их слишком часто, без действительной необходимости. Такие удары действительно доставляют их исполнителю удовольствие и выглядят круто, тем не менее, старайтесь ограничить их использование
только ситуациями, в которых желаемые результаты недостижимы с помощью прямых ударов.
47\ Качество выполнения наката и оттяжки не в последнюю очередь зависят от состояния стола, аксессуаров и даже климатических условий. Так, чрезмерно скользкое сукно, идеально отполированные шары и слишком низкая влажность
могут сильно затруднить выполнение этих ударов.
48\ Если при ударе «англичанина» кий не расположен горизонтально, велика вероятность, что у вас получится массе. Но даже если этого не произойдет, то все равно шар пойдет по непредсказуемой траектории.
49\ Если после энергичного удара с сильной подкруткой, совмещенной с «англичанином», биток ударился о борт, очень велика вероятность того, что
он «вскарабкается» на борт и вылетит за пределы стола.
50\ Не гонитесь за количеством вариаций одного и того же базового упражнения (по крайней мере, до тех пор, пока не начнете уверенно
выполнять само базовое упражнение). Цель отработки упражнения на силу удара заключается в том, чтобы многократными повторениями научить
мышцы почти автоматически достигать нужных результатов. В реальной игре это позволит увереннее контролировать поведение битка. Увы, понять важность
контролирования силы ударов крайне легко, а вот научиться такому контролю на практике куда сложнее.
51\ Не нужно проявлять чрезмерное усердие
при отработке того или иного упражнения. Если чувствуете усталость, переключитесь на другое упражнение или просто отдохните.
52\ Если биток - " англичанин" ударяет прицельный шар строго в лоб, то он (биток) останется на месте, хотя и будет продолжать вращаться вокруг своей вертикальной оси. Помните, что боковая подкрутка в полной мере сказывается на поведении битка в результате его соударения с бортом.
53\ Открытая разбивка обычно делается сильным лобовым ударом. Поэтому многие игроки специально расплющивают наклейку на конце разбивающего
кия, чтобы проще было делать именно такие удары.
54\ Если вы вдруг обнаружите на поверхности стола небольшую ямку, попробуйте просто поскрести это место ногтями пальцев. Иногда этого достаточно, чтобы дефект почти пропал за счет такого косметического приподнимания ворса сукна.
55\ Иногда передняя линия, ограничивающая дом, изначально обозначается на столе бледной линией, но если этого нет, то определить ее не составит никакого труда. Это параллельная коротким бортам линия, делящая пополам ближнюю к разбивающему игроку половину стола.
56\ Никогда не пользуйтесь во время игры обувью со скользкой подошвой. Это чревато тем, что при разбивке или другом сильном ударе вы поскользнетесь и с размаху уткнетесь носом в стол.
57\ При разбивке никогда не придавайте битку оттяжку. Если это сделать, биток отскочит слишком далеко назад, что само по себе плохо, а иногда и с
отклонением в сторону, что чревато его падением в ближнюю боковую лузу.
58\ Вот полезный совет, помогающий правильнее оценивать углы при отражении. Наметив удар, обойдите стол и взгляните с прямо противоположной
стороны на те же шары и нужную лузу. Вы наверняка удивитесь тому, насколько более очевидными станут оттуда некоторые вещи.
59\ Если прицельный шар стоит близко к борту, при отражении можно избежать его повторного соударения с битком, придав последнему внутреннюю боковую подкрутку. В результате сразу после удара по цели биток уйдет в сторону, освобождая место отскочившему от борта прицельному шару.
60\ Если у вас не получаются комбинационные удары, попробуйте представить, что вторая цель - это не шар, а луза, в которую надо попасть. Только не вообще попасть, как в реальную лузу, а попасть в какую-то определенную ее точку.
61\ Если у вас нет сколь-либо приличного удара, и вас так и подмывает просто разогнать в разные стороны группу скопившихся шаров в надежде на везение, сдержитесь и не делайте этого. Поверьте моему опыту: маловероятно, что у вас
получится что-то толковое, а вот дополнительные проблемы появятся наверняка.
62\ Если у вас нет уверенности в том, что вы один за другим положите все шары, шары в скоплениях и заблокированные шары лучше не трогать
(по крайней мере пока).
63\ Положить в лузу прилипший к борту шар проще, если придать битку небольшого внутреннего «англичанина» (боковую подкрутку). Например,
если прицельный шар находится справа и должен пойти вправо от вас (и от битка), то надо использовать левую подкрутку.
64\ Если кто-то вдруг в процессе игры в «Восьмерку» (как, впрочем, и в любую другую разновидность пула) заявит вам, что правила каким-то образом поощряют неудачников или ставят везение выше мастерства, можете быть уверены, что ваш оппонент додумался до этого сам, пытаясь подогнать
«правила» под ситуацию, в которой он оказался.
65\ Знание конкретных особенностей и «характера» той или иной разновидности пула имеет большее, чем считают многие, значение. Чисто техническое мастерство, приобретенное в другой игре, действительно помогает забивать шары, но знание специфики данной игры помогает определить, какой
именно шар надо забивать в данный момент.
66\ На столе для снукера с его большими размерами и маленькими шарами и лузами можно с успехом оттачивать точность и четкость ударов всем, кто играет в другие разновидности бильярда.
67\ Помните, что началом удара считается всякое прикосновение играющего к любому шару на бильярде, а концом удара становится момент снятия с бильярдного стола руки, кия, машинки и прекращения движения шаров.

-2