Среди руководителей школ есть люди, чей стиль управления, жизненный опыт и харизма во многом определяют лицо образовательного учреждения, во главе которого они стоят. Главный редактор EdDesign Mag Ксения Докукина поговорила с такими директорами, и мы сделали специальный сезон нашего подкаста «Пересборка школы» о правилах управления школой.
Универсальных рецептов здесь нет: все школы уникальны. Но есть причины и последствия тех или иных решений, личные оценки происходящего в образовании и прогнозы на будущее. А еще ー взгляды на формирование педагогического коллектива, работу с учениками, отношения с учредителями, строительство зданий и продвижение школы.
Мы переслушали все выпуски ー и резюмировали наши разговоры в этом тексте. Это неполная расшифровка, а только цитаты и выдержки из интервью. Послушать подкаст полностью можно на Mave, Яндекс.Музыке и других платформах.
Герои второго сезона подкаста «Пересборка школы»:
- Сергей Казарновский ー директор школы «Класс-Центр» Департамента культуры города Москвы.
- Алексей Голубицкий ー директор муниципальной «Школы будущего» в Большом Исаково (Калининградская область).
- Ефим Рачевский ー директор государственной школы № 548 «Царицыно» (Москва).
- Галина Клочкова ー директор частной школы имени Ломоносова в Нижнем Новгороде.
- Михаил Мокринский ー директор международной частной школы-пансиона «Летово» (Москва).
- Дмитрий Фишбейн ー директор частной школы «Сколка» (Москва).
О директоре школы
Слово «директор» такое привычное, что мы не очень задумываемся о смыслах, которые в него вкладываются. Кто это для школы? Начальник, медиатор, хозяйственник? Мы не ставили задачу вывести среднестатистический портрет директора ー но интересовались, что сами руководители школ вкладывают в слово «директор», как они себя определяют?
Мы, директора, берем на себя все возникающие колебания и нагрузки, которые демонстрирует наша жизнь. Как демпфер. Потому что школа ー это самое конфликтное место на земле. Тут есть родители, учителя, дети, государство, ー и не всегда все это работает вместе. Мы принимаем на себя эту историю, и должны сделать так, чтобы все уходили из школы … удовлетворенными.
Сергей Казарновский, директор школы «Класс-Центр»
Я всегда занимаюсь вначале всеми вещами. Это медики на себе не показывают. Бремя лидера: ты должен быть впереди. Как только я чувствую, что процесс автоматизирован, я отхожу в сторону.
Алексей Голубицкий, директор «Школы будущего»
Когда мне приходится вмешиваться в управление одним из корпусов школы ー это значит, не доработал кто-то из руководителей. Идеальный вариант ー чтобы я не вмешивался.
Ефим Рачевский, директор школы № 548 «Царицыно»
Подбирая героев для подкаста, мы поняли, что у нас есть гендерный перевес: в реальном мире школы чаще возглавляют женщины (по последним данным Минпросвещения России, 77%), при этом большинство героев подкаста ー мужчины. Единственная героиня «Пересборки школы» Галина Клочкова считает, что это нормальная ситуация и среди ярких, заметных директоров действительно больше мужчин.
Для мужчин, чтобы состояться, нужно конкурировать, у них есть этот момент, это вопрос принципиальный. Если ты не будешь иметь успеха, то зачем тебе там быть? Ты уйдешь в какую-то другую сферу. Поэтому если мужчины-директора остаются в школах, то это, как правило, яркие люди.
Галина Клочкова, директор школы им. Ломоносова
О кадрах
Педагоги ー особенная категория кадров: они консервативны в вопросе трудоустройства и сильно прикипают к коллективам. Оценить предложение и спрос на кадры в сфере среднего образования можно только условно. У учителей в нашей стране не принято находиться в поиске новой работы, покинув предыдущую: обычно о переходе в новую школу договариваются во время учебного года, чтобы в период летних каникул сменить работу. Однако появление новых школ, обладающих широким спектром мотивационных инструментов, расшевелило этот рынок и обострило проблему с кадрами. Как директора ищут педагогов, мотивируют их и принимают решение об увольнении?
Проблема с кадрами есть, но мы выбрали для себя не пути переманивания и перекупки. Мы разработали короткие предквалификационные программы и делаем ставку в том числе на людей, которые не имели педагогического стажа.
Дмитрий Фишбейн, директор школы «Сколка»
«Летово» никогда не ставило задачу перекупать кадры. Это методологически неправильный ход, который потом тебе аукнется. У тебя должна быть зарплата чуть выше рынка, социальные и культурные возможности, лес, близость коллег, инфраструктурные возможности кампуса, хорошие дети.
Михаил Мокринский, директор школы «Летово»
Алексей Голубицкий рассказывает, что есть еще один вариант сформировать коллектив: педагоги и управленцы могут расти вместе с образовательным проектом, как, например, произошло с заместительницей директора по адаптированным программам «Школы будущего». Елена Коркина была психологом в дошкольной сфере, но хотела двигаться дальше. Алексей Голубицкий привлек ее к работе, говорит, что они «росли вместе» 一 и за пять лет доросли до победы в конкурсе «Лучшая инклюзивная школа». Коркина стала заместителем генерального директора по адаптивным программам и вывела школу на уровень, позволивший получить награду.
Еще один важный вопрос ー по каким критериям подбирать учителей. Кто-то из директоров обращает внимание на цвет ногтей педагогов, кто-то делает ставку на ответственных и рефлексирующих, кто-то вообще утверждает, что не занимается отбором, считая собеседования и конкурсы не показательными.
Галина Клочкова спорит с тезисом о том, что педагог ー это творческая профессия: «Криэйторов среди учителей не так уж и много ー и это не плохо. Задача в том, чтобы у детей этот навык не пропал, а не чтобы учителя креативили на полную катушку». Михаил Мокринский считает, что педагогика ー консервативная отрасль, которая воспроизводит детский опыт учителей. Поэтому, например, в пансион «Летово» людей набирают из числа тех, кто сам жил в пансионе: «Они точно знают, где плохо, как это предвидеть, как тебя пытаются обжулить, ー потому что сами небезуспешно это делали».
После того, как коллектив сформирован, директору приходится выстраивать отношения внутри него ー и создавать «педагогическую атмосферу». Генеральный директор института нейрофизиологической психологии, психолог Наталья Лунина в практических рекомендациях о психологическом климате в школе говорила, что ментальную гигиену в образовательном учреждении нужно начинать с взрослого: «Качество жизни ребенка в большой степени определяется тем, как чувствуют и как ведут себя взрослые. Взрослый провоцирует, не желая этого, приносит свои взрослые проблемы, не всегда слышит, что говорит при детях».
Я из философии Муми-Троллей взял правило: «Работать надо с только теми людьми, с которыми можешь обняться». И, поскольку в большинстве случаев так и устроена моя жизнь, то все расставания с учителями для меня очень болезненны.
Сергей Казарновский, директор школы «Класс-Центр»
Когда-то Анатолий Эфрос написал замечательную книжку «Репетиция ー любовь моя». Он там написал, что артисты ー дети человечества. Учителя ー тоже дети человечества. Поэтому они нуждаются в защите, в поддержке. Но иногда детей и в угол надо ставить.
Ефим Рачевский, директор школы № 548 «Царицыно»
Об учениках
Директор управляет не только педагогами, ー в его задачу входит и работа с учениками ー в стратегическом плане.
В школе нет быстрых действий. Наш шаг, сделанный с первоклассником, обязательно отразится через 5-6 лет, когда он будет пятиклассником. Поэтому здесь необходим расчет, и этот расчет ー это один из азов управления.
Ефим Рачевский, директор школы № 548 «Царицыно»
Работа с одаренными детьми ー наиболее понятная и изученная модель. Галина Клочкова с профессиональным юмором вспомнила случай, когда ей рассказали про награду за работу с высокомотивированными детьми. Но таких детей в школах не большинство. Дмитрий Фишбейн считает, что любой ребенок, если его мотивировать, может достичь успеха, но проблема в том, что пока в системе и обществе нет другого образа успешного ученика, кроме как условного одаренного олимпиадника, который сдал ЕГЭ на 100 баллов.
Какую бы инфраструктуру мы ни сделали, каких бы педагогов и супер адекватную администрацию ни нашли ーвсе это не перевешивает конструкцию, когда ребенок не мотивирован. Любой образовательный проект стоит сканировать с той точки зрения, как он влияет на мотивацию ребенка.
Дмитрий Фишбейн, директор школы «Сколка»
Вопрос мотивации учеников звучит во всех выпусках подкаста с директорами школ: сейчас это становится одной из главных задач педагогического коллектива и его руководителя. Дмитрий Фишбейн говорит, что хорошие школы для мотивированных учеников в России делать научились, но таких детей 10%. Что делать с остальными? Как мотивировать учиться тех, кто считает, что дроби и приставки не нужны в реальной жизни, а любой блогер зарабатывает больше, чем инженер или медик? Этот вопрос каждый директор решает по-своему.
Галина Клочкова считает, что важно не убить в ребенке всё дотла: «Главное, чтобы ученика не переучили на "правильно" и "неправильно" ー так, чтобы он потом боялся что-то делать. Это важно. И в этом главная миссия руководителя». А Алексей Голубицкий старается увлечь школьников наукой ー и с удовольствием рассказывает об учениках школы, которые публикуются в серьезных журналах и патентуют свои изобретения.
Чтобы детей провоцировать на изобретательство, они должны быть окружены артефактами. И если у нас есть кружок по робототехнике, то работающие роботы тоже должны быть в наличии ー не где-то там, а в школе.
Алексей Голубицкий, директор «Школы будущего»
О нововведениях в школе
Каждый управленец привносит в свою школу что-то новое, особенное, свое. Сергей Казарновский в «Класс-центре» ввел должность домового, Алексей Голубицкий посадил за парту робота, Галина Клочкова предлагает ученикам судить Чернышевского, Михаил Мокринский внедряет психодраму и плейбек-театр, а Ефим Рачевский набирает кадры через родителей ー и, конечно, это далеко не полный список.
С Дмитрием Фишбейном о нововведениях мы говорили практически все интервью ー потому что в этом году он стал директором еще строящейся частной школы, где можно выстраивать и образовательную, и управленческую стратегии.
Главным камнем преткновения Фишбейн считает среднюю школу: в младших классах дети еще мотивированы учиться, а потом интерес пропадает.
Мы попробуем ответить на единственный запрос от младших подростков. Они все время говорят: «Дайте нам что-нибудь поделать уже. Чтобы какой-то был результат». Поэтому мы предположили, что не менее 50% времени в средней школе ребенок должен заниматься реальными проектами, а не стандартными предметами.
Дмитрий Фишбейн, директор школы «Сколка»
В новой школе новый директор собирается масштабно внедрять проектную деятельность. Но Фишбейн понимает, что самостоятельно школа с организацией такого объема практической деятельности не справится.
Поэтому необходимо открыть двери школы и завести туда реальную индустрию. Реальных людей, которые работают на реальных предприятиях, а не в школе. После 9-го класса должен появиться параллельный аттестат ー по сути, резюме тех конкретных деятельностей и проектов, которые школьник делал.
Дмитрий Фишбейн, директор школы «Сколка»
О продвижении
О продвижении школы так или иначе тоже говорили почти все герои нашего подкаста, но с Алексеем Голубицким на эту тему мы общались прицельно. Он считает, что в системе образования и в государстве достаточно много ресурсов и ключевая задача директора ー быть пиарщиком школы, который развивает ее бренд и «продает» те идеи и смыслы, которые есть в школе, чиновникам и другим людям, которые могут дать ресурсы на ее развитие.
Есть еще одна причина, по которой Алексей Голубицкий нацелил команду школу на масштабный PR проекта:
Мы решили развивать бренд школы, чтобы избежать «таунизма», когда к сельским школам и их выпускникам в вузах заранее снисходительное отношение. Мы решили это преодолеть, мы поняли, что должны ребенку вместе с аттестатом давать что-то большее.Алексей Голубицкий, директор «Школы будущего»
Главные советы по продвижению школы от Алексея Голубицкого ー не молчать, не скромничать и не думать, что журналисты выстроятся в очередь, чтобы написать о ваших новостями.
Все наши успешные действия в школе не должны остаться внутри. О них должны знать, во-первых, родители, а во-вторых, должны знать все вокруг. Нужно попытаться понять, как мыслит массовое журналистское сообщество, и не ждать, что они за нас формулируют эти медийные образы, а предлагать их.
Алексей Голубицкий, директор «Школы будущего»
Алексей Голубицкий предупреждает, что журналисты с большей вероятностью напишут про ужасы, происходящие в школе, чем про что-то хорошее, но добавляет, что правильно созданный положительный информационный повод ー и появление в СМИ ー всегда приводит «Школу будущего» к новым ресурсам. Так, новость о том, что ученики своими руками сделали велопарковку, принесла школе 50 тысяч евро: их передал бизнесмен, который посмотрел увидел информацию о парковке по телевидению и проникся «воодушевляющей энергией» школьников.
Об отношениях с учредителями
Переход из государственной в частную школу связан со многими вызовами, но смена иерархической модели для многих директоров становится одним из самых болезненных: в госшколе директор стоит на верху иерархической пирамиды ー над ним только департамент или отдел образования. Частной школой вместе с директором управляет ー с разной степенью вовлечения ー учредитель. И главное в отношениях с учредителем, считает Дмитрий Фишбейн, ー обо всем договориться «на берегу».
Эта тема в той или иной степени больная для частных школ. Мы изначально обговорили полномочия ー я задал Андрею Ильичу (предприниматель Андрей Комаров ー ред.) вопрос: «Если вам нужен операционный директор ー это одна конструкция, если вам нужен потенциально лидерский директор ー это другая конструкция. Они не плохие, не хорошие, они просто разные. Они разные и по типу взаимодействия с акционером, и по полномочиям, и по ролям в команде. Я сказал, что я про второй тип, первый тип мне не интересен. И здесь мы договорились, Андрей Ильич это поддержал, сказал: да, конечно.
Дмитрий Фишбейн, директор школы «Сколка»
В государственных школах отношения с учредителем выстроены по умолчанию, изменить их сложно. Директорам приходится общаться со структурами: департаментами, министерствами и т.п ー по писанным правилам. И идеальная ситуация здесь, считает Ефим Рачевский, такая: дайте субсидию на выполнение госзадания, обозначьте ориентиры для муниципалитета - и если никаких нарушений нет, дайте школам автономию:
Свобода ーв обмен на результат. Если школа не делает ничего дурного, выполняет государственное задание, в школе нет преступности, то она должна быть освобождена от каких-то мелких директивных указаний.
Ефим Рачевский, директор школы № 548 «Царицыно»
Помимо директивных указаний, жизнь директорам часто портит бумажная, бюрократическая нагрузка: отчеты, срочные данные в тот или иной департамент и так далее. Кто-то отряжает отдельного человека на ведение переписки с учредителями, кто-то просто выделяет на эти дела определенное время, но в общем, никто из директоров не считает эту часть работы большой проблемой.
Так же, как и общение с разными проверяющими организациями: оно отнимает нервы, время, но головной болью его никто не называет. Сергей Казарновский предлагает относиться к таким проверкам спокойно и даже фаталистично.
Требовать от контролирующих органов человечности ー все равно, что от женщины в ЗАГСе требовать искренной любви к брачующимся. Просто переживите этот момент взаимодействия с бюрократией.
Сергей Казарновский, директор школы «Класс-Центр»
О связи школы и других социальных институтов
Директор нижегородской частной школы имени Ломоносова Галина Клочкова считает, что одна из серьезных проблем образования — неравноправие школ по отношению к другим субъектам экономики. Галина Клочкова считает, что, к сожалению, школа как социальный институт сама виновата в таком отношении к себе.
Должно быть уважение к школе как к институту, который берет твоих детей и их каким-то образом облагораживает, встраивает в социум ー и чем больше обсуждений будет о хорошем, о том, что должно было бы быть, а не обсуждений того, как все плохо, тем, наверное, легче было бы всем работать.
Галина Клочкова, директор школы им. Ломоносова
Галина Клочкова считает, что у самих школ тоже есть важная задача — выйти из позиции просящего и научиться продавать свои компетенции, оценивая себя по высоким стандартам. Но и остальные социальные институты должны подключиться: чтобы вывести школы из зоны снисхождения, государству и бизнесу нужно внятно формулировать для образования задачи, которые стоят перед экономикой. Обществу, в частности, родителям, стоит научиться оценивать школьные результаты не только по «двойкам» и «пятеркам», но и по «мягким» навыкам своих детей.
Алексей Голубицкий тоже много говорит о разных социальных институтах, с которыми школе приходится выстраивать отношения: родители могут из жалобщиков превратиться в единомышленников, бизнесмены - в спонсоров, а чиновники вместо отписок начнут предлагать новые образовательные проекты. Иногда, говорит Алексей Голубицкий, на горизонте появляются тучи, однако это не значит, что нужно опускать руки, а любой ветер можно использовать себе в пользу.
Я ощущаю себя капитаном корабля с очень хорошей командой, надежными, крепкими снастями. Для того, чтобы корабль двигался, иногда нужно и рисковать! Конечно, можно на риф налететь, пиратов встретить. Но это ведь не повод не двигаться. Риск вообще дело благородное.
Алексей Голубицкий, директор «Школы будущего»
Послушать выпуски с директорами школ можно во втором сезоне подкаста «Пересборка школы» ー на Mave, Яндекс.Музыке и других платформах.