Не так давно состоялась премьера новых похождений Капитана Марвел под названием «Марвелы». И картина уже ставит всевозможные антирекорды по сборам. И двух недель не прошло с момента релиза, а режиссер фильма Ниа Дакоста уже нашла причину низких сборов - белые мужики-сексисты. Хорош ли фильм на самом деле? Спойлер: нет!
О «Марвелах» поговорим в конце статьи, а пока рассмотрим феномен «не тех зрителей». Подобные заявления не новы. Подобным образом оправдываются авторы арт-хаусного кино: «Зритель к такому еще не готов». Российские киноделы используют формулировку: «Это кино не для всех». Но в последнее время оправдания горе-творцов вышли на новый уровень. Теперь они избрали тактику нападения. Отныне виноваты конкретные группы людей, мешающие прокату. Например, в прошлом году вышел «шедевральный» фильм «Женщина-король».
Это фильм об Агоджи, подразделении, состоящем исключительно из женщин-воинов, которые защищали западноафриканское королевство Дагомея в 17-19 веках. Не слышали? Это, нормально - у фильма практически не было рекламной кампании. После его выхода на экраны, создатели попытались реабилитироваться и поправить положения за счет сарафанного радио. Всем, кто хотя бы рядом стоял со съемочной площадкой, стали мешками раздавать номинации на самые престижные премии. Критики тут же принялись рассыпаться в дифирамбах, рассказывая какой это прогрессивный фильм. Не интересны, не хороший, не зрелищный - прогрессивный. На главных ролях задействованы актеры, яро топящие за движение BLM: Виола Дэвис и нытик Джон Бойега. А в режиссерское кресло заняла Джина Принс-Байтвуд, которая известна своими фильмами про нелегкую жизнь чернокожих в США. Да, однажды она случайно сняла убогий боевик «Старая гвардия», но это скорее исключение из правил. Потенциальный зритель, который случайно узнал об этом фильме, напрягся. И не зря, фильм добили историки, подробно рассказав про все исторические неточности и откровенное вранье. Подобно петарде фильм вспыхнул и исчез в информационном поле. Почти.
Поскольку из описания очевидно, что основной каст состоит из чернокожих женщин, режиссер сделала вывод - фильм провалился из-за сексисто-расистов. Но поскольку фильм был крайне нишевый и бюджет не позволял претендовать на статус блокбастера, то даже заявление гражданки Принс-Байтвуд пропустили мимо ушей. Совсем другая ситуация если проваливается фильм, являющийся частью мощной медиафраншизы.
Здесь предполагался анализ таких «шедевров» как «Ангелы Чарли» 2019 года, «Охотницы за привидениями», «Индиана Джонс и колесо судьбы», «Терминатор: Тёмные судьбы». Но вот история создания франшизы «Ангелы Чарли» оказалась вполне интересной, чтобы угодить в подборку «Раньше было лучше». А остальные так или иначе окажутся в своих собственных подборках в рамках «История серии». Да и основная причина провалов всех этих фильмов - банальное непонимание основных идей франшиз или наплевательское к ним отношение вопреки ожиданиям фанатов.
У «Марвелов» ситуация несколько иная.
Потенциально «Марвелы» провалились благодаря другому убожеству студии - «Вечным». Причина в том, что Кевин Файги зачем-то решил заполучит себе в команду Хлою Чжао.
Со всех сторон прекрасное и прогрессивное решение: женщина-режиссер, обладатель двух премий «Оскар», да еще и китаянка по происхождению. Фильм «Земля кочевников» получил два «Оскара», а «Наездник» Барак Обама включил в число своих любимых фильмов 2018 года. Одна лишь беда - не умеет снимать блокбастеры. Все, что снимала гражданка Чжао до этого - драмы, в которых был столь скудное окружение, что их практически можно считать камерными. В ее фильмах практически нет никакого действия, цвета тусклые, музыка унылая. В них и сюжета-то практически нет. Все это принесено в жертву социальному высказыванию. И в драматическом фильме такие приемы работают, а вот в блокбастере - нет.
Сюжет на фоне предыдущих фильмов студии находится на уровне детских телепередач. Мало того, что противоречит предыдущим фильмам, так и вовсе не увлекает. Герои без видимых причин мечутся из крайности в крайность. Сначала утверждают, что они не могут вмешиваться в дела человечества, а потом являют свои сверхчеловеческие силы напрямую участвуя в земных делах. Заявляют, что их основная задача - процветание человечества, и при этом игнорируют угрозу, исходящую от Таноса, собирающегося уничтожить как минимум половину этого самого человечества. В принципе, слабоумие Вечных объясняется слабоумием их создателей, целестиалов. Сначала они создали неконтролируемых девиантов, чтобы они помогали развитию жизни. Когда девианты (внезапно!) вышли из-под контроля, целестиалы не придумали ничего лучше, чем отправить на их уничтожение неконтролируемых «вечных».
Да и сами «вечные» удались на славу. Всякий раз когда они появлялись на экране, в голове крутилась одна единственная фраза из мультфильма «ВАЛЛ-И»:
Нет, серьезно! У одной звуковая карта сгорела, у другой жесткий диск посыпался, а модем для связи начальством доверили третьей. Да и взаимодействия между ними нет никакого. Хлоя Чжао не смогла связать дефектных роботов в одну команду, как это сделал, например, Джосс Уидон со мстителями. Причем Уидону нужно было органично объединить фантастику («Железный человек»), темное фэнтези («Тор») и ретро-боевик («Первый мститель») в одном фильме не потеряв в увлекательности и атмосфере. И он справился, а Чжао - нет. А ведь ей даже жанры не надо было смешивать.
Понимая, что заинтересовать зрителя нечем, рекламную кампанию стали строить на прогрессивной повесточке - в фильме есть геи. Появляются они на две минуты, на сюжет не влияют, персонажей не раскрывают. Просто есть. И как же это прогрессивно!
В итоге в «Вечных» отвратный цветокор, унылый экшен, невыразительные спецэффекты, отсутствуют вменяемый сюжет и интересные персонажи. Зато присутствует социальное высказывание. А это не то, чего ждешь от фантастического блокбастера.
Схожие проблемы и у «Марвелов». Фильм ужасно слабый с художественной точки зрения. Большая часть его происходит в космосе, который выглядит на порядок хуже, чем в любом из предыдущих фильмов киновселенной. За исключением «Вечных», разумеется. Т.е. в визуальном плане он проигрывает даже первому фильму, посвященному Кэрол Дэнверс. Даже не попытались какие-то необычные инопланетные расы показать. Все те же Кри и Скруллы.
При этом в фильме «мертвая» экспозиция. Фильмы КВМ давно превратились в банальный киносериал. Чтобы понимать происходящее необходимо просмотреть кучу предыдущих фильмов. Чем дальше, тем менее самостоятельными становились фильмы. «Марвелы» выводят этот недостаток на новый уровень. Теперь необходимо просмотреть не только фильмы, но и телесериалы. В фильме целых три главных персонажа. С Кэрол Дэнверс все понятно, у нее уже был свой сольный фильм, и она появлялась «Мстителях: финал». А вот с двумя другими проблема.
Моника Рамбо едва появляется в кадре и тут же без объяснения начинает «колдовать». До этого она появлялась лишь на второстепенных ролях в сериалах вселенной. Вряд ли кто ее запомнил и разобрался с природой ее сверхспособностей. Да и здесь режиссер не тратит время на ее раскрытие. Потом в двух словах расскажут как она их получила и все.
Камале Хан посвятили целый сериал и даже отдельную презентацию в начале фильма. Не без огрехов, конечно, но приемлемо. И просто приходится смириться с тем фактом, что она является обладателем одного из двух магических браслетов, что ищет злодейка.
Сюжет как раз с этого и стартует. Злодейка находит один из браслетов и активирует его, создавая червоточину в пространстве. Одновременно с этим Ник Фьюри дает задание Монике и Кэрол исследовать появившиеся аномалии. Фьюри теперь снова главный. В это раз он управляет сверхсекретной организацией С.А.Б.Л.Я. Она настолько секретная, что нельзя даже расшифровку аббревиатуры рассказывать простым смертным. Помня, как капитан Дэнверс облажалась с Таносом, Фьюри ее разве что за кофе не гоняет. Но она все равно его не слушается. Наверное поэтому уже на протяжении 30 лет ходит в звании капитана. Тем временем две дуры не придумали ничего лучше, чем засунуть руку в неведомую светящуюся хрень. В результате все три героини кратковременно меняются местами. Почему местами поменялись Кэрол и Моника, допустим, понятно. А почему одновременно с ними поменялась и Камала - загадка. Потому что у нее есть браслет? Так браслет есть и у злодейки. Позже в фильме попытаются это объяснить природой силы, что обладают все три героини... это отдельная история.
Представители расы Кри натурально перманентно агрессивные NPC. Видя перед собой капитана Дэнверс они тут же начинают ее атаковать. Она использует силы и меняется местами с Моникой. Что же испытывают воины Кри видя перед собой существо, у которого с Кэрол общего только половая принадлежность? Смятение? Удивление? Ничего! Не сбавляя темпа они продолжают атаковать уже Монику. Она использует силы и меняется с Камалой. А воинам Кри пофиг! Смертным - смерть!
Камала случайно переносит их к себе домой... и воины Кри начинают кидаться уже и на родителей Камалы, которые просто сидят на диване и реагируют на появления незнакомцев в своем доме.
Бл...Почему?! Почему они пытаются убить всех, кто попадает в поле их зрения??? Видимо, потому что они тупые злые мужики. Другого объяснения нет. В этой же сцене принимает участие и Фьюри. Предполагалось, что это будет боевая сцена в духе франшизы «Джон Уик». Но благодаря всратой операторской работе понять этого невозможно. А ведь по идее, это должна быть зрелищная сцена.
После всего этого нам, наконец, решают раскрыть персонажей. И если Камала всего лишь наивный ребенок, то Моника просто слегка слабоумная, которая сливает всю секретную информацию в разговоре с родителями. Естественно, ее же взяли по блату.
Словно кто-то из создателей понимал, что на экране творится какая-то «шляпа», и вложил в уста Фьюри вполне логичную мысль: «Новое правило: не совать руки в неведомую светящуюся хрень!» Кто бы его слушал. Игнорируя очередной приказ Кэрол мчится на переговоры между Кри и Скруллами и, разумеется, срывает их. Там же оказываются и две другие героини и вступают в битву со злодейкой. Постоянные перемещения и отсутствие внятных боевых навыков не приносят результатов. При помощи молота и браслета злодейка создает червоточину, которая вытягивает весь кислород с поверхности планеты. Героини ей при этом не пытаются помешать. Лишь беспомощно смотрят, как планета гибнет.
Бедняг Скруллов лишившихся планеты они сдают на попечение Валькирии, и они исчезают из сюжета. Между Кэрол и Валькирией при этом происходит душещипательный разговор... когда они успели сдружиться? У них же совместных сцен со всех фильмов едва ли на две минуты. Или нет? Видимо это отсылка на реальную дружбу двух актрис, которых объединяют профессия и феминистические взгляды. И продвигают эти взгляды и в своих фильмах, и в жизни.
Возвращаемся к «сюжету». Героини перегруппировываются, начинают тренироваться и анализировать ситуацию. Звучит вполне здраво. Они выясняют, что злодейка активирует червоточины одновременно используя силы молота и браслета. А еще она поглощает силы героинь. Очевидно, надо отобрать молот и не использовать против нее свои силы. Очевидно же?
Следующее сражение героинь и злодейки происходит на планете Аладна, поверхность которой на 99% покрыта водой. Кэрол, используя свои связи, поднимает обитателей планеты на битву с Кри. Завязывается бой. Героини выбивают молот... и, типо, этого достаточно! Злодейка поднимает молот и продолжает бой. Героини Дуры тут же начинают использовать свои суперсилы. Видя непроходимую тупизну своих оппонентов, злодейка уже сама говорит, что поглощая их силы только становится сильнее. Но, дуры не сдаются! У них есть какой-то план, и они его придерживаются!
Более того, драка проходит на летающей платформе над океаном. Поскольку злодейка не умеет летать, почему бы просто не уничтожить платформу? Неизвестно. Платформу-то, конечно, уничтожат. Только после того как злодейка активирует очередную червоточину, которая высасывает воду с планеты. Начинается какая-то нелепая погоня. Дуры гонятся за злодейкой на истребителе. И это при том, что Кэрол может летать без посторонней помощи. Более того, в прошлых фильмах она своей тупой башкой космические фрегаты насквозь таранила, лучами из рук сжигала ракеты. А здесь пролетела несколько метров и уселась за штурвал... Устала?
В итоге дуры просто улетают с планеты бросив ее обитателей. Все. Обитатели Аладны как и Скруллы выбывают из повествования. Судьба планеты неизвестна. Всем плевать! Лишь в конце фильма скажут пару слов в духе: «Со временем планеты придут в порядок».
К слову о полетах. Две великовозрастные идиотки умеют летать, а малолетняя - нет. Что же делают взрослые дуры зная, что они рандомно меняются между собой? Правильно! Постоянно летают, подвергая жизнь Камалы смертельной опасности.
Наступает момент финальной битвы. И там все то же самое. Только в этот раз дурам удалось завладеть молотом. Не стоит радоваться раньше времени! Зная, что браслет работает в тандеме с молотом, вместо того чтобы выбросить его куда подальше... они продолжают атаковать злодейку этим молотом в непосредственной близости от браслета... Что может пойти не так?
А еще в сюжете есть драма. Оказывается, после событий первого фильма про Капитана Марвел Кэрол бросила Монику с умирающей матерью без объяснения причин. И Моника за это обиделась на Кэрол. Кто об этом знал? Никто. Об этом нам рассказывают перед событиями на водяной планете. Мешает ли это дурам взаимодействовать? Нет. После событий на водяной планете они поговорили и помирились.
Вот кому интересно смотреть на приключения двух великовозрастных дур в фильме, где нет сюжета? Сексистам точно не интересно.
За это недоразумение отвечали целых три сценаристки:
- Элисса Карасик, которая до этого работала только над двумя сериалами: «Локи» и «Не сработало». У сериалов хорошие рейтинги. Но каков вклад именно гражданки Карасик?
- Меган Макдоннел и вовсе работала только над «Ванда/Вижн».
- И, конечно же, режиссер всего этого безобразия - Ниа ДаКоста.
И никто из них не заметил, что сюжет - дрянь, героини - неинтересные болванчики. Ладно, в своем глазу бревна не замечаем. Но, как Кевин Файги дал «зеленый свет» такому сырому проекту. Более того, почему он доверил постановку некой Ниа ДаКоста? Хлоя Чжао хотя бы «Оскар» получила. ДаКоста же сняла малоизвестный фильм «Лесок» и отстойный ремейк-сиквел «Кэндимэна». Собственно, в этих фильмах кроется ответ. В «Кэндимэне» сыграла Тейона Паррис, которая в «Марвелах» исполнила роль Моники Рамбо. А главную роль в фильме «Лесок» сыграла Тесса Томпсон (она же подруга Бри Ларсон, она же Валькирия). Они-то и протащили ее в проект. И, видимо, спасаясь гнева прогрессивных дамочек, продюсеры решили не мешать их творческим излияниям.
Хромает в фильме и актерская игра. Ну, ее попросту нет. Единственный человек в этом балагане, который старается это исполнительница роли Камалы Хан, Иман Веллани. Остальные только кривляются и пучат глаза. В случае с Сэмюэлем Джексоном - глаз. Блин, даже он не старается.
Независимо, есть в фильме феминистическая повестка или нет, фильм откровенно слабый. Но, блогеры-любители комиксов отчаянно пытаются хвалить его. Одни утверждают, что «в первую очередь это комедия». Если комедией считается фильм в котором буквально 2,5 шутки, то - да, комедия. 0,5 шутки на водяной планете, где все танцуют.
Одна шутка на космической станции, когда кошки-флеркены пожирали экипаж космической станции под шедевральную музыку Эндрю Ллойда Уэббера из мюзикла «Кошки».
Атмосферы абсурда добавляет и голос диспетчера, который доброжелательно просит не убегать от флеркенов и дать им себя съесть.
В целом сцена пародирует лозунг «Мы пришли с миром!» Обычно, под этот лозунг пришельцы творят отнюдь не мирные дела.
Ну и последнюю шутку приберегли под самый конец. В ней Камала Хан пародирует Ника Фьюри из первого «Железного человека» и пытается завербовать Кейт Бишоп в исполнении Хейли Стайнфелд. Собственно, все шутки исходят от героини Иман Веллани. Только они загублены либо режиссурой, либо актерской игрой партнеров в кадре.
Многим пришлась не по душе идея создать команду Юных Мстителей с героинями провальных сериалов. Но ведь сериалы провалились не из-за героинь, а из-за создателей этих сериалов. Дурацкую подачу сюжетов и дешевизну они объяснили пандемией. Видимо именно пандемия мешает написать вменяемый сценарий и достойно его экранизировать. При этом, что Иман Веллани, что Хейли Стайнфелд искренне стараются и хорошо смотрятся в кадре. Дополнительные очки Иман Веллани зарабатывает благодаря своим интервью. Пока ее старшие коллеги по цеху орут про проклятых сексисто-расистов, она честно сказала, что сборы от нее не зависят. А что ей действительно важно - что ее работа в фильме понравилась ее близким.
Вернемся к фильму, который по мнению других любителей комиксов - крепкая научная фантастика...
Сказанные в хаотичном порядке термины из раздела квантовой физики, не делают фильм научным. А наличие космический кораблей в кадре фильм фантастическим. Вот как Моника объясняет суперсилы на основе света: «Кэрол может поглощать энергию света, я ее вижу, а ты превращаешь свет в физические вещество». И вот, что это значит на самом деле:
- «поглощает энергию света» - светится всеми цветами радуги, стреляет световыми лучами из рук, может летать, хер убьешь;
- «вижу свет» - светится белым, стреляет световыми лучами из рук, может летать, становиться невидимой, проходит сквозь предметы;
- «превращает свет в физические вещество» - на небольшом удалении создает объекты кристаллической структуры.
Способности злодейки тоже прекрасно объяснены. Т.е. никак не объяснены. Она создает червоточины, которые всякий раз обладают различными свойствами. В первый раз, высасывает с поверхности кислород. Во второй, высасывает только воду. В третий, засасывает только Солнце. Почему? Что-то там с квантовыми группами что бы это ни значило. А знаете, как влияет на планетарную систему перемещение Солнца в другую точку пространства через червоточину? На Земле становится слегка темно. Все!
В итоге в фильме нет интересного сюжета, харизматичных персонажей, юмора и законов физики. Значит, как и в случае с «Вечными» остается заманивать зрителей повесточкой и инклюзивностью. Один раз прокатило. И на этом все.
Зрителя больше не получается обмануть. А значит самое время орать про то, как сексисты испортили прокат. Ладно, допустим сексисты не купили билет. А остальные? Куда делись феминистки, сторонники BLM, гомофилы? Их что, сексисты к кинотеатрам не подпускают?
Это все риторические вопросы. Провал в прокате и отчаянная попытка свалить вину на других говорят о том, что грядут новые времена. Времена когда к работе над фильмами будут привлекать сценаристов, а не активистов... Наверное.
Не совсем обычная статья. Больше обзор, чем анализ. Но страдать в одиночку не хотелось.
Не забывайте подписываться на канал. Впереди еще много интересного.
Спасибо!