Найти тему

Рашид Шаймуратов, HL Mando: «На российском рынке запчастей формируется новый премиальный сегмент»

Как изменился российский рынок автозапчастей и компонентов после ухода именитых мировых брендов и кто приходит им на смену? Какова сегодня ситуация в логистике и сколько стоят контейнерные перевозки на маршруте Азия — Россия? Сохраняется ли на рынке дефицит и если да — то в каких товарных группах? Об этом и многом другом «Движку» рассказал глава представительства HL Mando в РФ и странах СНГ Рашид Шаймуратов.

Корпорация HL Mando известна прежде всего как конвейерный поставщик целого ряда крупных мировых автопроизводителей. Когда и как компания решила выйти на Aftermarket и как создавалось ее соответствующее подразделение?

— Корпорация Mando, входящая в южнокорейский холдинг Halla Group, была организована в октябре 1962 года как производитель автокомпонентов и поставщик на конвейеры автопроизводителей — в первую очередь для корейских брендов Hyundai и Kia. В наши дни Mando поставляет свою продукцию практически всем мировым автопроизводителям в Европе, Америке, Японии, Корее, Индии, Китае и т. д.

Изначально, в начале 2000-х годов, продукция Mando Aftermarket производилась только для внутреннего рынка Южной Кореи. Развитие бренда на глобальном рынке послепродажного обслуживания началось в 2005 году с открытием экспортных операций. В 2012 году подразделение Halla Meister Inc. запустило отдельный проект под брендом Mando+, где часть продукции была контрактного производства, а другая часть — с собственных заводов. Продукция для вторичного рынка стала экспортироваться в различные регионы мира через независимые корейские торговые дома.

В 2019 году руководством Halla Group было принято решение закрыть проект Mando+, расторгнуть контракты с независимыми корейскими торговыми домами и перезапустить дистрибуцию только под брендом Mando через собственные дочерние подразделения на основных мировых рынках. Также были подписаны новые лицензионные соглашения с мировыми автопроизводителями о поставке всего ассортимента, который отгружается на конвейер, также и на вторичный рынок. Официальное представительство Mando в России и странах СНГ было открыто в январе 2020 года.

В прошлом году в честь 60-летнего юбилея компания провела ребрендинг, объединив название нашего холдинга (Halla — HL) и торговую марку Mando в единый бренд HL Mando. Также внутри холдинга была создана единая организационная структура HL Mando Aftermarket, которая объединит все наши международные региональные компании, занимающиеся дистрибуцией запасных частей HL Mando, в единое целое с общей стратегией развития. Наша цель — войти в топ‑5 мировых брендов в сегменте Aftermarket наравне с Bosch, ZF и другими международными брендами.

Многие годы основной специализацией Mando были амортизаторы. Как сегодня развивается ассортимент компании для рынка послепродажного обслуживания, какие товарные группы в приоритете, в какие сегменты рынка компания намерена выйти в ближайшее время?

— Сразу вас поправлю: амортизаторы — лишь одно из наиболее известных на рынке РФ направлений, но отнюдь не основное для компании! К примеру, еще в конце 90-х годов прошлого века HL Mando представила ABS собственной разработки и производства, которая успешно дополнила наши тормозные системы и на сегодняшний день, вместе с суппортами и другими компонентами (тормозные колодки и диски), поставляется в качестве оригинального оборудования (ОЕ) ведущим автопроизводителям.

Не могу не отметить и другие товарные группы: рулевое управление, климатические системы (термогруппа), фильтры, приводы, электрооборудование, включающее, помимо стартеров и генераторов, систему зажигания. Отдельно выделю элементы подвески, так как на поставку таких деталей был заключен крупнейший в истории компании контракт с Volkswagen AG, действующий до 2033 года и рассчитанный на 50 млн единиц!

Возвращаясь к рынку послепродажного обслуживания: в нашем случае толчком к развитию в этом сегменте выступают именно ОЕ‑поставки. В этом году мы расширяем наши товарные матрицы, дополняя их в том числе деталями для европейских и японских машин, а также для автомобилей китайского автопрома. Также в этом году мы вывели на российский рынок две новые товарные группы — это высокотехнологичные моторные масла и аккумуляторы корейского производства.

-2

Под брендом Mando сегодня выпускаются запчасти для грузовиков. С какого года компания вышла в этот сегмент и как развивается ее «грузовой» ассортимент в настоящее время?

— Грузовой сегмент развивается по аналогии с легковым — ОЕ‑поставки формируют наш ассортимент в Aftermarket. HL Mando выступает поставщиком для всей «Большой европейской семерки», Ford, Isuzu, а также для Schmitz Cargobull, SAF, BPW. По­этому и на вторичном рынке широко представлен наш ассортимент именно для данных марок. Полноценный запуск и развитие грузовой программы в России началось у нас в прошлом году в связи с уходом многих грузовых брендов. В ближайшей перспективе мы планируем охват китайского грузового парка. В Китае HL Mando развивает сотрудничество с производителями коммерческого транспорта.

-3

Насколько этот сегмент перспективен для компании в России?

— Для нас это очень перспективное направление! После ввода санкций рынок претерпел серьезные изменения, возникшую острую потребность в качественных расходных материалах — таких как фильтры, тормозные колодки, элементы подвески — перевозчики и грузовые СТО удовлетворили в том числе с нашей помощью! Благодаря наличию продукции у дистрибьюторов и сохранившимся поставкам за прошлый год HL Mando существенно увеличила объемы продаж в грузовом сегменте, и тенденция к росту сохраняется у всех наших грузовых дистрибьюторов. «Омега», «Форум-Авто», «Армтек» и «Автоальянс» показывают отличную динамику по нашему бренду!

-4

Есть ли сегодня сложности в логистике на маршруте Азия — Россия: стабилизировались ли цены, выдерживаются ли сроки поставок, насколько часто возникают перебои?

— С начала открытия представительства в России мы пережили несколько кризисных ситуаций. Это и ковидный карантин 2020 года, и контейнерный кризис 2021 года, и санкции 2022–2023 годов. Компания разрешила все возникшие проблемы с логистикой и оплатой за поставленный товар. Цены за транспортировку морских контейнеров из Кореи во Владивосток практически вернулись к уровню докризисных: с 10 тыс. долларов в 2021 году до 2 тыс. на текущий момент. И контейнеры сейчас есть в наличии, в отличие от конца 2021 года, когда приходилось ждать «букинг» на судно по нескольку недель.

На данный момент мы отгружаем товар российским дистрибьюторам с двух наших крупных складских хабов в турецком Стамбуле и южнокорейском Седжоне. Сроки производства и поставки заказов из Турции составляют один месяц, из Южной Кореи — два месяца. Уровень выполнения заказов — более 85%. На текущий момент основной проблемой для тех, кто занимается импортом в Россию, является оплата поставленного товара — из-за ужесточения банковских санкций. Здесь мы также решили возникшие финансовые вопросы, разработав различные схемы оплат в нескольких валютах.

-5

Какова сегодня ситуация на российском рынке автозапчастей? Какого рода детали (и для каких автомобилей) наиболее востребованы, наблюдается ли дефицит по каким-то товарным группам? А главное — что будет дальше?

— В начале этого года почти все поставщики и дистрибьюторы столкнулись с проблемой избыточных товарных остатков на своих складах. Причин тому несколько. Это, во‑первых, ажиотажный спрос на рынке в первой половине 2022 года, который привел к увеличению объемов закупок всего ассортимента в разы. Во-вторых, это запуск параллельного импорта тех брендов запасных частей, которые ушли с российского рынка, включая оригинальную продукцию. В‑третьих, это огромные инвестиции дистрибьюторов в развитие собственных марок (СТМ) и размещение колоссальных объемов заказов на производстве в Китае и других станах. В‑четвертых, это приход новых брендов на рынок РФ взамен ушедших.

В итоге весь этот объем заказанного товара как снежный ком пришел в Россию в конце 2022-го и в начале 2023 года — одновременно со снижением (откатом) потребительского спроса после скачка в 2022-м и низкого зимнего сезона. У дистрибьюторов не хватало и не хватает складских площадей, чтобы принять весь этот товар! Излишек товара на рынке повлек за собой ужесточение конкуренции, распродажи и снижение цен, даже несмотря на девальвацию рубля в первой половине 2023 года.

Однако, несмотря на избыток запасных частей на рынке, в определенных товарных группах (и нишах) есть небольшой дефицит. Это в первую очередь детали грузовой программы, которые попадают под так называемые «коды двойного назначения», детали для ремонта двигателей, электрика, блоки управления коробок передач, кузовные детали, стекла, фары, фонари, а также оригинальные запчасти и детали премиальных брендов в сегменте Aftermarket, аналогов которым нет.

Кроме того, постоянно растет спрос на запасные части для китайских автомобилей — в этом сегменте также чувствуется определенный дефицит из-за резкого роста парка новых машин из Поднебесной. HL Mando планирует добавить детали, которые мы производим для китайского автопрома, в ассортимент на вторичном рынке в 2024 году.

Для текущей ситуации на российском рынке автозапчастей и компонентов характерно также резкое увеличение доли контрафактной продукции. Помимо появления новых и непонятных потребителю брендов, на рынке присутствует неразбериха в ценах, отсутствует стабильность и структурированность, которая формировалась десятилетиями. Рынок меняется, разворачивается на Восток. Доля СТМ на нем будет расти, а потребительский спрос сейчас меняется в сторону недорогих запасных частей с весьма средним уровнем качества; мода на популярные когда-то бренды проходит. Впереди нас ждут конкуренция между СТМ, падение доли оригинальной продукции, снижение объемов поставок продукции ушедших брендов по параллельному импорту, формирование нового сегмента премиального Aftermarket, куда войдут в первую очередь OEM‑производители из Южной Кореи (HL Mando, CTR и т. д.) и поставщики из Турции и Китая.

-6

Фото: пресс-служба HL Mando