1905-1912 годы
Европа
Поражение Российской империи в войне с Японией заставило Генеральный штаб обратить внимание на сбор разведывательных данных о военном потенциале и постановке разведывательного дела в государствах, возможных противникахимперии. То есть, наконец, в Генштабе обратили внимание на контрразведывательную деятельность.
Сбор информации об иностранных военных разведках возложили на центральный орган русской разведки - Управление генерал-квартирмейстера Главного управления Генерального штаба (ГУГШ).
Это было также связано с тем, что анализ сведений поступающих по линии жандармерии и МВД указывал на активизацию деятельности на территории империи не только японской разведки. Расширяли свою деятельность на территории империи английская, германская, австро-венгерская разведки, а такжеразведки ряда других государств. Исключение, пожалуй, составляла союзная России Франция.
В ГУГШе считали, что самые мощные разведывательные структуры, действовавшие на территории Российской империи имели Британская империя, Германская империя, Австро-Венгерская империя и Япония.
В связи с новой политикой Генштаба в вопросах контрразведывательной деятельности военные агенты (атташе), то есть военно-дипломатические представители России за границей, получили задание собрать и передать в Генштаб информацию о структурах, методах работы, численности, объемах финансирования разведывательных служб государств Европы, Японии, Турции, Северо-Американских Соединенных Штатов и Китая.
Военных агентов (все офицеры Генштаба) обязали в январе каждого нового года представлять информацию по этому вопросу в 5-е (с 1910 г. - в Особое) делопроизводство ГУГШ. Определённая информация собиралась и по линии нелегальных агентов разведки Генштаба России.
К 1912 году был собран довольно обширный материал по этим вопросам.
О состоянии разведслужб некоторых вропейских государств информация была следующая.
Военный агент в Копенгагене, Стокгольме и Христиании подполковник Генерального штаба граф А.А. Игнатьев сообщал, что разведывательного отделения в датской армии, как самостоятельной структуры, не существует. Егофункции выполняет тактический отдел Генштаба, сотрудник которого капитан А. Гитт ведает делами разведки. Самому Гитту была дана характеристика: «умный, образованный… знаток немецкого и французского… Внешне красивый, статный и энергичный». Выглядит моложе своих 45 лет. Любитель шикарной жизни и красивых женщин. Тратит больше, чем имеет доходов.
В шведской армии разведывательное отделение возглавляет майор Мурман, «хороший работник, труженик, но человек без всяких средств».
Генерал-майор М.Н. Сысоев, военный агент в Сербии, докладывал, что финансовые возможности сербского генерального штаба незначительны, а потому о разведывательной деятельности сербов против кого-либо и речи быть не может.
Подполковник Генштаба М.И. Занкевич, военный агент в Румынии, информировал: «тайная разведка Румынии направлена исключительно в сторону ее противников - Болгарии и России», но ничтожность средств, которые она получает, резко ограничивает ее возможности. Потому большую часть своих сведений о России румыны получают из дружественной им Австро-Венгрии.
Согласно сообщению военного агента в Швейцарии полковника Н.А. Монкевица* персонал разведывательного отделения швейцарского Генштаба в 1907 году состоял из одного человека –полковника Шека. Позднее отделение было расширено. Полковнику Шеку подчинили группу офицеров. Они занимались чтением европейских газет, вылавливая из них информацию о состоянии иностранных армий, и дешифровкой шифрованных телеграмм, поступающих в иностранные посольства в Берне.
(Источник: Греков)
* С 1921 года — член РОВС. С 1925 года — в распоряжении руководителя РОВС генерала Кутепова в Париже. Осуществлял связь с созданной ОГПУ подставной подпольной организацией «Трест» в СССР. Летом 1926 года уволен из РОВС.
В ноябре 1926 года Монкевиц исчез из Парижа, оставив детям записку, что кончает жизнь самоубийством, запутавшись в денежных делах, а чтобы не обременять семью расходами на похороны, делает это так, что труп его не найдут. Тело Монкевица не было найдено, и многие эмигранты подозревали, что он был агентом ОГПУ и, симулировав самоубийство, бежал в СССР. Однако никто не смог это ни доказать, ни опровергнуть.