Здравствуйте.
Поговорим сегодня про рисование у маленьких детей.
- Место для рисования.
- Чем рисовать.
- Что именно рисуют маленькие дети.
- Желание рисовать на руках и обоях.
- Мой ребёнок не хочет рисовать.
Большинство детей любят рисовать. Так развивается их моторика, воображение, познавательный интерес. Для того, чтобы рисование было приятным и полезным, необходимо создать такие условия, чтобы критика и запреты были минимальны, иначе можно отбить интерес к рисованию.
Место для рисования.
Нужно понимать, что у ребёнка в этом возрасте нет цели что-то специально испачкать. Он познаёт этот мир и в процессе познания рисует на столе, руках, одежде, обоях.
А родителям, особенно если они знают, что спокойно отреагировать не получится, надо свести эти ситуации к минимуму. Для этого они готовят место для рисования: стол, который легко оттирается, одежду которую не страшно испачкать, подальше от по мебели, которую жалко испортить, и обязательно присутствуют где-то рядом. Отойдя зачем-то в другую комнату, взрослый должен осознавать, что изрисовано может быть всё что угодно. Не потому что ребёнок плохой, ничего не понимает, а потому что он просто увлекается процессом рисования.
Чем рисовать.
Сейчас выбор велик: карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски, гуашь. Большинство детей любят фломастеры или гуашь. Ими легко рисовать, они яркие. Ещё любят рисовать руками. Большой интерес представляет рисование пальцами или рисованием на руках, чтобы потом оставить свой отпечаток на листе бумаги или на чем-нибудь ещё.
Если рисуется акварелью или гуашью, то надо быть готовым к тому, что ребёнок смешает краски. Мы своим примером показываем и проговариваем, как надо (моем кисточку, а потом опускаем в краску). Но цели научить правильно не ставим. Ребенку интересен процесс смешивания и оставления следов краской. Желание всё время поправлять ребёнка приводит к тому, что познавательный интерес пропадает, воображение не развивается. А это как раз те процессы, которые важны для развития ребёнка.
Что именно рисуют маленькие дети.
Дети рисуют по-разному: кто-то просто водит кисточкой и малюет, а кто-то уже может нарисовать солнышко или машинку, а кто-то не любит рисовать вообще. Всё это является нормой и индивидуальностью каждого ребёнка.
В этом возрасте дети предпочитают рисовать с родителями. Поэтому стоит строит рисунки так, чтобы ребёнок у них участвовал, помогал рисовать какие-то детали. К примеру, вы нарисовали круг, а ребёнок рисует лучики, нарисовали тучку, а ребёнок рисует дождик, нарисовали яблоню, а ребёнок рисует яблоки.
Бывает так, что ребёнок всё время просит нарисовать одно и то же. Для ребёнка в этом возрасте увлечённость одним предметом - это нормально. А вот родителям это может надоесть. В таких случаях можно разнообразить картину.
Например, у моего ребёнка любой рисунок начинается с коровы. Но я рисую корову то в лесу, то на огороде, то в поле, то в космосе. Рисую разную погоду и разные времена года.
С одной стороны, мне, как родителю, рисовать так интереснее, потому что от однообразия я устаю, с другой стороны, можно много тем проговорить с ребёнком.
Там же можно водить небольшие предметы, которые можно разрисовывать, фрукты или овощи, геометрические фигуры.
Не стремитесь к правильности.
Если вдруг ребёнок начал делать солнечные лучи зелёным, то пусть делает зелёным, если дождик рисует красным, то пусть рисует красным. Вы учите ребёнка своим примером, когда рисуете и проговариваете, что именно рисуете: "Солнышко у нас жёлтое, поэтому я возьму желтую краску". Со временем ребенок, основываясь на ваших действиях, начнёт рисовать правильно. А сейчас он больше направлен на то, чтобы нарисовать лучи солнца, поэтому цвет ему не важен. И начинает работать фантазия ребенка "а можно ли сделать по-другому".
Желание рисовать на руках и обоях.
Я даю ему краски, а он сразу начинает рисовать на себе. Хоть не давай ему ничего.
Рисовать на бумаге ему не интересно, на чём угодно, но не на бумаге.
Это естественное поведение, дети проходят через период рисования на себе или обоях. Я думаю, что хотя бы раз, но каждый ребенок нарисовал на обоях.
С другой стороны, оттирать - это не очень приятное занятие. Что можно сделать:
- не оставлять ребёнка одного с пишущими принадлежностями, особенно, если знаете, что он склонен рисовать где попало;
- использовать краски и фломастеры, которые легко отмываются;
- давать возможность порисовать на рулоне обоев (купить самые дешевые обои или найти старые), на старых вещах, кружках, тарелках;
- помнить, что интереса испортить вещь у ребенка нет, есть интерес красиво украсить, посмотреть, что изменится, если нарисовать в другом месте, а не на листе. Ребёнок при этом может понимать слово "нет", определенные ограничения, но в момент рисования они выпадают из сознания, забываются;
- проговаривать ограничения. Начал рисовать на одежде: "нет, мы не рисуем на одежде, она испачкается", рисует на руках фломастерами, которые плохо отмываются: "Этими фломастерами на руках нельзя рисовать. Если ты нарисовался, то давай всё уберем";
- показывать и проговорить грусть или злость, если что-то испорчено. Просто не делать из-за этого трагедию. Ребёнок её еще не осознает. Он только-только начинает путь познания эмоций. Для него ещё ваша злость или грусть мало понятна. Но проговаривать её уже нужно.
Мой ребёнок не хочет рисовать.
Тут три варианта:
1) Ребёнок не любит рисовать. Так бывает, на развитие не влияет.
2) Много запретов и критики: "Рисуешь неправильно", "Трава зеленая, а не фиолетовая", "В начале надо помыть кисточку, а потом рисовать новой краской".
3) Любит рисовать только чем-то определенным: фломастерами, карандашами, красками, гуашью, мелками. Или любит только раскрашивать, или только рисовать.
Мой канал в телеграмме: