Иконописная мастерская Свято-Елисаветинского монастыря существует более 20 лет и уже имеет большой опыт в написании оригинальных икон и разработке новых типов иконографии для малоизвестных святых и новомучеников. Мы спросили у руководителя мастерской отца Сергия Нежборта, как рождаются новые образы, с какими сложностями сталкивается иконописец и всегда ли новые типы иконографии принимаются Церковью. Отец Сергий порассуждал на эту тему на примере удивительной истории одной из написанных в мастерской икон.
«Обычно мы пишем иконы малоизвестных святых по аналогии с другими образами того или иного чина святости, будь то мученики, преподобные или святители, — говорит отец Сергий. — Мы берем за образцы схожие сюжеты, учитываем особенности жития святого (когда и где он жил, как проявилась его святость) и с учетом всего этого создаем новый образ. А потом нередко замечаем, что какой-то другой иконописец его уже начинает копировать. Так было, например, с иконой святых благоверных Петра и Февронии, которую мы писали на заказ для Державного храма нашего монастыря».
Заказать писаную икону святых Петра и Февронии в иконописной мастерской
За свою веру и дерзновение заказчицы иконы сподобились чуда
Как-то несколько прихожанок обители захотели выйти замуж и пустили клич по приходу, что собираются средства на написание иконы благоверных Петра и Февронии Муромских. Чтобы получить духовную поддержку от святых, они стали собираться вместе и читать им акафист. Отец Сергий Нежборт предложил разработать новую иконографию святых, чтобы ярче отразить тему покровительства семьи. Так на полях иконы появились три пары святых супругов разных эпох: праведные Адам и Ева как прародители рода человеческого, праведные Иоаким и Анна, Рождеством Богородицы положившие начало новой эры, и царственные страстотерпцы Николай и Александра — близкие нам по времени святые, теплая переписка которых по сей день вдохновляет и наставляет супружеские пары.
Икона была благополучно написана, и сегодня перед ней еженедельно служат акафист. А за веру и дерзновение девушек, которые решили заказать и подарить храму такую икону, Бог явил им чудо: все они вскоре благополучно вышли замуж.
Как появилась иконография святых Петра и Февронии
Но уникальность этой иконы не заканчивается на добавлении на нее других супружеских пар святых. Оригинальна и иконография самих благоверных Петра и Февронии.
«На то время были известны всего две иконографии этих святых: в княжеских одеждах или монашеских облачениях, так как Петр и Феврония в конце жизни приняли монашеский постриг, — рассказывает отец Сергий. — Но так как эта икона создавалась для мирских людей, желающих семейной жизни, я решил, что нужно изображать супругов в княжеских одеждах. Статично изображать их мне не хотелось. И тогда мне пришла дерзновенная мысль написать их на лодке. Такого изображения на тот момент не существовало, и нужно было как-то это обосновать. Супруги не были мореплавателями. Почему на лодке, куда они плывут? Конечно, в том, что святые вместе в лодке преодолевают бушующее море, можно увидеть символизм. Они как малая Церковь, подобно Ноеву ковчегу, спасаются среди бушующего греховного мира.
И все же изобразить их в лодке без серьезных на то оснований было бы дерзновенно. Поэтому мы с иконописцем Натальей, которая и создавала икону, решили почитать акафист этим святым. И там нам открылась такая строчка: «...Вы бо обо́лкшеся в броню́ ве́ры Христо́вы, в ми́ре глубо́це преидо́сте многомяте́жную пучи́ну жите́йскаго мо́ря, и достиго́сте в ти́хую при́стань спасе́ния, к нейже и нас моли́твами ва́шими приведи́те…» Ухватившись за эти слова, мы написали икону, как и задумывали.
А сейчас благодаря интернету мы видим, что этот образ продолжает жить, его начали копировать другие иконописцы. И в нашу мастерскую начали поступать частые заказы именно на такую икону святых. И никто не спрашивает: «А кто такое придумал?» Эта иконография легла на сердце православного человека и прижилась в Церкви. Да я и сам уже на протяжении многих лет служу акафист благоверным Петру и Февронии перед этой иконой в нашем храме и всякий раз чувствую, что в ее иконографии нет вольнодумства. Образ кажется совершенно органичным, и думается, что другим он не мог и быть».
«Важно, чтобы новый образ был принят Церковью»
«Если подумать, то примерно так же писались иконы и в древности, — рассуждает руководитель мастерской. — Ведь не всегда их копировали, создавались новые образы, и для них нужно было искать приемлемую форму. Потому что очень важно, чтобы икона была принята Церковью. А это можно понять только спустя время. Проходят десятки лет, и нам, например, уже видно: какие-то образы прежних времен стали неотъемлемой частью Церкви. К примеру, трудно представить, что какой-то иконописец сидел и писал Владимирскую икону Божией Матери. Кажется, что она всегда такой и была. И много еще можно вспомнить подобных образов. А вот некоторые иконы были написаны, но спустя время не получили такого распространения, не стали столь почитаемыми, не так часто репродуцируются, их мало кто знает. Я имею в виду как спорные образы прежних времен, так и работы некоторых современных иконописцев. Человек проявил творчество, привнес что-то свое, и оно вроде бы интересное, порой впечатляющее, но время прошло, а образ так и не прижился в Церкви.
Поэтому необходимо искать верную форму. Очень хорошо, когда у человека есть правильное внутреннее понимание творчества иконописи. И все-таки важно, чтобы икона была не просто репродукцией чего-то предыдущего, а живым языком Церкви. Для этого не нужно все время смотреть только в прошлое, надо жить сегодняшним днем и думать о будущем, понимать определенные риски и не впадать в крайности».
КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ