Найти тему
diletant.media

Как люди боролись со снегом?

Оглавление

Когда пешеходы обрели свободу передвижения в зимнем городе в России и за рубежом?

Подложить свинью соседям

Вплоть до начала XIX столетия в Российской империи и других странах главным средством передвижения в холодное время года были сани. Тройка запряженных в сани лошадей — узнаваемый символ русской зимы. Снег на улицах не убирали, а укатывали. Изготавливали сани попроще и побогаче. Самые роскошные предназначались, конечно, для царя и его свиты. Беспрепятственный выход из дома был заботой домовладельца, поэтому участок у входа он очищал сам. В США за тем, чтобы дороги были пригодны для передвижения саней, следили так называемые «снежные надзиратели». Они же свозили снег на крытые мосты.

Снегопад ставил жизнь в городе на паузу. Так, после сильной метели в Бостоне на работу вышли лишь те почтальоны, у которых имелись снегоступы. В 1772-м почтенные Джордж Вашингтон и Томас Джефферсон оказались заперты у себя дома из-за 1,5-метровых сугробов. Обыкновенным делом были иски владельцев частных компаний к городским властям в связи с «горами снега, загораживающими витрины от покупателей».

Метель в феврале 1978 года, США, штат Род-Айленд. Источник: wikipedia.org
Метель в феврале 1978 года, США, штат Род-Айленд. Источник: wikipedia.org

За высотой сугробов следили и в США, и в русских городах, чтобы возчики имели достаточный обзор и не покалечили пешеходов. Ранней весной в Москве, несмотря на все ограничения, сугробы высились, как молчаливые великаны. Упорядоченность в будни зимнего города внесла Московская управа. Убирать снег на прилежащем участке дороги обязали не только домовладельцев, но и работников общественных учреждений. Эти работы проводились до 8 часов утра, чтобы служащие вовремя добирались в конторы. К пробуждению большей части жителей улицы не только чистили, но и посыпали песком.

Для свалки снега предусматривались определенные места. По городу заблаговременно развешивали объявления, где указывались эти зоны. Если же горожанин пытался сбросить грязный снег в канаву, ему грозил штраф размером до 15 рублей. Сумма по тем временам немалая. Для сравнения — пенсия отставного майора в провинции в середине XIX века составляла около 33 рублей в месяц. Уборка снега была утомительным и скучным занятием; полицейских, следивших за соблюдением правил, не любили. К концу зимы предприимчивые жители все чаще сбрасывали снег к соседям, что в известной степени портило добрососедские отношения.

Уборка снега в Москве. Источник: ejin.ru
Уборка снега в Москве. Источник: ejin.ru

В марте 1899 года московские репортеры освещали запуск первого трамвая. Спустя 8 лет пошел первый трамвай в Санкт-Петербурге. Теперь особое внимание уделялось чистке от снега трамвайных путей. Сначала на свалку отвозили снег с путей, и лишь затем туда допускали горожан со своим грузом.

Снежное мошенничество

С появлением автомобилей тактика «укатывания» снега на главных улицах ушла в прошлое. Необходимо было обеспечить безопасность пешеходов и водителей. Первые патенты на снегоуборочную технику были выданы в 1840 году: специальные устройства прикрепляли к повозке с лошадьми. Моторизованная техника появилась только 73 года спустя, в 1913-м. Производили ее на основе корпусов тракторов. Изобретение облегчило жизнь не только автомобилистов, но и пешеходов. Кстати, использование моторизованной техники также помогало избегать мошенничества. Один из случаев жульничества произошел в 1907 году в Чикаго. Рабочим платили за каждую полную тележку снега, брошенного в озеро. Мужчины сбрасывали лишь часть своего груза, совершали как можно больше поездок и неплохо зарабатывали.

Снегоуборочная машина в Канаде. Источник: mentalfloss.com
Снегоуборочная машина в Канаде. Источник: mentalfloss.com

В 1920-м в том же Чикаго была представлена снегоуборочная машина с ковшом.

Велосипед с сюрпризом

Зима — испытание не только для пешеходов и автомобилистов, но и для велосипедистов. Кстати, по одной из версий, само изобретение велосипеда связано с холодами. В 1816-м в результате извержения вулкана на индонезийском острове и последовавшими климатическими изменениями в Северной Америке и Западной Европе наблюдалось резкое похолодание. Из-за неурожаев в ряде стран начался голод. Резко снизилось число лошадей. Эти обстоятельства, полагают некоторые исследователи, послужили причиной изобретения велосипеда. Новый способ передвижения был дешевым, тогда как содержание лошади обходилось дорого.

Использовать «железного друга» зимой оказалось сложно, но велосипедисты не терпели поражений. Велосипедисты оказались людьми изобретательными, они усовершенствовали «железного друга», чтобы он мог проделать путь по снегу. Вместо переднего колеса к велосипеду прикрепили лезвие. Подобную конструкцию использовали с 1890-х годов.

Велосипед с лезвием вместо переднего колеса. Источник: wikipedia.org
Велосипед с лезвием вместо переднего колеса. Источник: wikipedia.org

По северным территориям на велосипеде путешествовали и в СССР. Среди смельчаков оказался Глеб Леонтьевич Травин. Протяженность его маршрута, включая арктическое побережье, составила 30 тысяч километров. Глеб Леонтьевич приложил немало усилий, чтобы остаться невредимым в экстремальных условиях.

Городские велосипедисты зимой, конечно же, не испытывали таких трудностей, как экстремальные путешественники. Однако массовое использование «железного друга» зимой стало возможным лишь с внедрением моторизованной снегоуборочной техники. И все же в XX веке даже в развитых странах городская инфраструктура не позволяла быстро ликвидировать последствия метели для пешеходов и велосипедистов.

Снегопад в США. Источник: citylab.com
Снегопад в США. Источник: citylab.com

Постепенно городскую инфраструктуру в развитых странах начали перестраивать для удобства пешеходов и велосипедистов. Пионерами в области велотранспорта стали Нидерланды и Германия. В 1972-м в Нидерландах стартовала кампания по изменению концепции городского транспорта. С ноября 1973-го в стране был введен полный запрет на использование автомобилей по воскресеньям сроком на 2 месяца. В прессе регулярно появлялись публикации о возможной нехватке в будущем топливных ресурсов. Территорию Нидерландов изрезали велодороги — «фитспад». Они отделены от автомобильных дорог, движение на них регулируется отдельными светофорами. Велосипедами в Нидерландах пользуются все, в том числе и члены королевской семьи. Протяженность велодорожек в стране превышает 35 тысяч километров.

Стихийная велопарковка в Амстердаме. Привычная городская зарисовка. Источник: go-belgium.ru
Стихийная велопарковка в Амстердаме. Привычная городская зарисовка. Источник: go-belgium.ru

Специалисты по городскому планированию в разных точках планеты долго думали над тем, как сделать передвижение комфортным и в холодное время года. В США, Нидерландах и других европейских странах во второй половине XX века для очищения проезжей части, велодорожек и тротуаров начали применять дорожные снегоплавильные системы, подогревающие покрытие. С 1970-х пользовались популярностью и мобильные снегоплавильные установки. Кроме того, в европейских странах снег убирают с использованием абразивных материалов. Большую роль играет оперативность коммунальных служб. В скандинавских странах дежурная техника — обязательный элемент городского пейзажа. Опыт государств, где на велосипеде катаются в любое время года, перенимают и в Москве.

Подробнее

Леса
8465 интересуются