Сыграли с девчонками не так давно в «Порталы» — разработку Crowd Games за авторством Максима Истомина, уже явно поднаторевшего на абстрактах: из-под его руки вышла игра «Ганеша», которая известна даже за рубежом.
Первое, что бросается в глаза, когда открываешь коробку, — прекрасные тактильно приятные «камни», похожие кинестетически на плитки «Азула». Именно эти камни стихий вам предстоит размещать на картах ключей и планшетах — но давайте обо всём по порядку.
Игра — абстракт, поэтому тема здесь особо не помогает, чтобы понять правила: давайте я попробую их в двух словах объяснить языком игровых механик.
Наверное, самый оригинальный момент этого абстракта — общие планшеты между вами и соседями справа и слева. Да, вы наверняка видели эту механику в «Между двух городов» (или в более поздней «Между двух замков безумного короля Людвига»), но именно в абстракте она ощущается довольно необычно, тем более что здесь частичной кооперации между игроками не будет — а будет жестокая конкуренция за место на планшетах!
В свой ход вы выбираете один из камней нужного цвета и размещаете его на карте ключей. Эта карта имеет особую конфигурацию — это важно, потому что вам нужно, во-первых, выполнить свою цель, разместив на планшете конкретные цвета узором, изображённым на карте цели. Во-вторых, вы получаете дополнительные победные очки, когда, играя камни с карты ключа на общий планшет, помещаете их в ячейки такого же цвета. Так, поместив зелёный камень в зелёную ячейку, вы получите 1 ПО. Значение имеет ещё и соседство: за каждый окружающий камень такого же цвета вы тоже получаете 1 ПО.
Именно этот момент — точка наивысшей конкуренции в игре. Цели вы друг у друга не знаете, и здесь сложно целенаправленно испортить соседу планы, но вот просто выставлять камни на самые выгодные места раньше него — очевидно выгодное решение. Я даже предполагаю, что в игре может быть очень жестокая ситуация при игре вчетвером: если ваши соседи будут строить чаще на ваших планшетах, будет довольно больно — место не резиновое, и возможности набрать ПО можно будет пересчитать по пальцам.
С другой стороны, постоянно такое происходить не должно, потому что наверняка по-разному собранные паттерны будут иметь неравноценную выгоду строительства при выкладывании на планшеты.
Кстати, победные очки представлены в виде жетонов и хранятся взакрытую — если вы не запоминаете как бог, финал будет для вас наверняка интригующим.
Есть ещё одна вещь, которая показалась мне любопытной в игре: карты ключей имеют приоритет хода — более сложные композиции из 4 жетонов всегда разыгрываются раньше, чем самые простые. Это нужно учитывать, когда вы планируете подрезать соперника, выставляя камни на выгодные места.
«Порталы» также имеют мини-дополнение, но мы пока с ним не играли. Судя по всему, с ним становится больше вариативности, потому как рандом не раз в партии подкладывал каждому из нас свинью типа «выбери из голубого камня и голубого. А ещё можешь взять вон тот голубой».
Мне показалось, что девчонки в итоге сошлись на том, что хотели бы сыграть в «Порталы» снова и с дополнением — а значит, возможно, я ещё обновлю впечатления, когда наиграю чуть больше партий.
Пока игра для меня неплохая, по впечатлениям и пространственной задачке чем-то напоминает Roam.
Из-за рандома, частично закрытой информации и потребности в голове переворачивать паттерны и смотреть, подходят ли они для набора ПО, возникает порой даунтайм, когда пытаешься выбрать лучший ход с оглядкой на номера ключей соперников.
Ещё мы сошлись во мнении, что из 3 начальных целей очень опасно оставлять больше одной, потому что сопернику ничего не стоит заруинить ваши планы, даже не подозревая об этом. В итоге цели как будто оптимальнее выполнять на первых ходах, а всю остальную партию посвятить сбору очков на камнях, встающих на подходящие по цвету клетки рядом с выгодным цветовым окружением.
Я бы не сказала, что в «Порталы» стоит играть с детьми — здесь немало сущностей (закрытые цели, правила выставления паттернов, приоритет хода и общие планшеты) и довольно высокий процент пересечения интересов на общих полях.
Сами правила несложные, но вот понять, что и в какой последовательности лучше сделать — задачка для тех, кто постарше. При этом я думаю, что игра найдёт свою аудиторию: те, кого не пугает нагруженность сущностями в абстракте, кому заходит сочетание «красивое + можно подрезать», наверняка оценят игру выше среднего.