Найти в Дзене

10 правил для сценариста-новичка- часть 2

Оглавление

В этой статье рассказываю о важных правилах для сценаристов. Потратьте 7 минут на чтение и сэкономьте, минимум 3 года, чтобы уже писать интересные истории!

С первой частью статьи я поделилась тут.

Несмотря на то, что сценарий - это основа и от него много, что зависит. Необходимо, чтобы сценарист понял, что...

6. Не надо лезть в чужую зону ответственности

Часто бывает, что, когда ты придумываешь историю или описываешь ее из жизни, ты видишь ее с подробными деталями, видишь, как меняется настроение каждого героя, знаешь, что чувствует и даже думает каждый второстепенный персонаж, не говоря уже о главных. И в этот момент важно осознавать, где зона твоей и чужой ответственности.

Все, что касается смысловой части, сюжета - это ответственность сценариста. Его задача- прописать все таким образом и такими словами, чтобы кто-либо из съемочной команды не подумали: "а зачем в этом проекте я?", а, наоборот, вдохновились ёмким, понятным текстом, который подарит им возможность проявить свои навыки. В конце концов, они для этого и пришли!
Если не прекратить писать подробный план, кому что делать на съемочной площадке, все может закончиться плачевно...
Если не прекратить писать подробный план, кому что делать на съемочной площадке, все может закончиться плачевно...

7. Сценарий ≠ сценарий

Перед тем, как начать работу над реалити-шоу я долго искала и читала статьи про то, каковы правила его создания. Мне попалась хорошая статья Камилы Жусуповой, которая сжато дала понять главные принципы, поэтому я быстро составила заявку и получила от него одобрение.

Но мне бы в голову не пришло писать сценарий для реалити-шоу также, как я пишу для сериала. Или писать сценарий сериала, как для полного метра. Не спорю, законы драматургии, желание захватить и удержать внимание зрителя - эти и некоторые другие пункты схожи. Но кардинально меняются рамки существования. Такое же различие в написании жанровых фильмов.

Однажды ко мне обратились за инста-сериалом на 10 серий. Они спросили у меня:
-Какой у вас подход к работе?
Я ответила:
-Сначала пишу заявку на сериал, если утверждаете - заявку на серию и только после этого расписываю сценарий пилотной серии.
И спросила:
- А как вы до этого работали?
Ответ меня очень поразил:
-Мы снимаем серию на 10 минут и режем ролик по 1 минуте, загружаем в инстаграм.
согласитесь, гораздо лучше совершать более виртуозные ошибки, чем скучные)
согласитесь, гораздо лучше совершать более виртуозные ошибки, чем скучные)

Пожалуйста, не делайте так! Любой сценарий имеет свою структуру написания. Поэтому люди могут начать смотреть сериал с любой серии и им будет интересно, несмотря на то, что они, казалось бы, пропустили экспозицию по меркам полного метра. Более того они скорее всего досмотрят сериал до конца!

Например, в конце каждой серии должен быть "крючок" - то, благодаря чему зритель с нетерпением будет ждать следующей серии.

8. Изучение психологии

Очень важным навыком для сценариста является понимание человеческой психологии. Уметь замечать детали в человеке, обращать отдельное внимание невербальному способу коммуникации людей. Иногда "язык тела" может сказать гораздо больше, чем просто слова.

Часто мужчины не могут жениться, потому что уже "женаты" на своих матерях. В психологии описывается, кто и как себя ведет в таких случах, а главное - мы знаем причины и последствия. А значит на основе знания психологии мы можем строить арку героя, и она будет логичная, без всяких выдумок!
и сценарист))
и сценарист))

9. Сбор информации и анализ

Большую часть моего времени всегда занимает сбор матчасти, затем анализ и самую меньшую часть - написание сценария.

Для сценариста категорически важно перед написанием чего-либо тщательно проанализировать тему. Источники информации могут быть разные: сайты, кино, сериалы, соц.сети, газеты, радио, подкасты, ютуб, люди итд. Самое важное - собрать наиболее ценную информацию - это будет вашим "мясом" для наслоения на общий каркас истории.

Избавьтесь от ненужной информации, которая никак не развивает конфликт в сюжете, и наоборот, оставьте самую смачную часть, которая вызовет необходимые для вас эмоции и действия зрителей.

Сбор информации и анализ нужно проделывать не только касательно сценария, но и дальнейшей реализации картины. То есть для какой аудитории вы пишите, какой у них образ жизни, какие понятия для них будут известны, а о чем можно и не рассказывать итд

10. Формат написания сценария

Однажды я столкнулась с тем, что один из главных телеканалов нашей страны принимает сценарии, написанные в очень странном формате. Я была редактором. У меня очень "чесались" руки, чтобы позвать автора сего произведения и научить формату написания сценариев, принятый во всем мире!

А-МЕ-РИ-КАН-КА - формат, в котором мы пишем сценарии. Еще куча других форматов, но единым "языком" принят формат "американки". Выглядит он следующим образом.

Международный формат написания сценария -"американка"
Международный формат написания сценария -"американка"

Если интересно, то могу сделать обзорную статью, как правильно в нем писать.

Если эта статья вам была интересной, обязательно дайте знать! Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующую статью о том "Сколько можно заработать на сценариях"