В этой статье рассказываю о важных правилах для сценаристов. Потратьте 7 минут на чтение и сэкономьте, минимум 3 года, чтобы уже писать интересные истории!
С первой частью статьи я поделилась тут.
Несмотря на то, что сценарий - это основа и от него много, что зависит. Необходимо, чтобы сценарист понял, что...
6. Не надо лезть в чужую зону ответственности
Часто бывает, что, когда ты придумываешь историю или описываешь ее из жизни, ты видишь ее с подробными деталями, видишь, как меняется настроение каждого героя, знаешь, что чувствует и даже думает каждый второстепенный персонаж, не говоря уже о главных. И в этот момент важно осознавать, где зона твоей и чужой ответственности.
Все, что касается смысловой части, сюжета - это ответственность сценариста. Его задача- прописать все таким образом и такими словами, чтобы кто-либо из съемочной команды не подумали: "а зачем в этом проекте я?", а, наоборот, вдохновились ёмким, понятным текстом, который подарит им возможность проявить свои навыки. В конце концов, они для этого и пришли!
7. Сценарий ≠ сценарий
Перед тем, как начать работу над реалити-шоу я долго искала и читала статьи про то, каковы правила его создания. Мне попалась хорошая статья Камилы Жусуповой, которая сжато дала понять главные принципы, поэтому я быстро составила заявку и получила от него одобрение.
Но мне бы в голову не пришло писать сценарий для реалити-шоу также, как я пишу для сериала. Или писать сценарий сериала, как для полного метра. Не спорю, законы драматургии, желание захватить и удержать внимание зрителя - эти и некоторые другие пункты схожи. Но кардинально меняются рамки существования. Такое же различие в написании жанровых фильмов.
Однажды ко мне обратились за инста-сериалом на 10 серий. Они спросили у меня:
-Какой у вас подход к работе?
Я ответила:
-Сначала пишу заявку на сериал, если утверждаете - заявку на серию и только после этого расписываю сценарий пилотной серии.
И спросила:
- А как вы до этого работали?
Ответ меня очень поразил:
-Мы снимаем серию на 10 минут и режем ролик по 1 минуте, загружаем в инстаграм.
Пожалуйста, не делайте так! Любой сценарий имеет свою структуру написания. Поэтому люди могут начать смотреть сериал с любой серии и им будет интересно, несмотря на то, что они, казалось бы, пропустили экспозицию по меркам полного метра. Более того они скорее всего досмотрят сериал до конца!
Например, в конце каждой серии должен быть "крючок" - то, благодаря чему зритель с нетерпением будет ждать следующей серии.
8. Изучение психологии
Очень важным навыком для сценариста является понимание человеческой психологии. Уметь замечать детали в человеке, обращать отдельное внимание невербальному способу коммуникации людей. Иногда "язык тела" может сказать гораздо больше, чем просто слова.
Часто мужчины не могут жениться, потому что уже "женаты" на своих матерях. В психологии описывается, кто и как себя ведет в таких случах, а главное - мы знаем причины и последствия. А значит на основе знания психологии мы можем строить арку героя, и она будет логичная, без всяких выдумок!
9. Сбор информации и анализ
Большую часть моего времени всегда занимает сбор матчасти, затем анализ и самую меньшую часть - написание сценария.
Для сценариста категорически важно перед написанием чего-либо тщательно проанализировать тему. Источники информации могут быть разные: сайты, кино, сериалы, соц.сети, газеты, радио, подкасты, ютуб, люди итд. Самое важное - собрать наиболее ценную информацию - это будет вашим "мясом" для наслоения на общий каркас истории.
Избавьтесь от ненужной информации, которая никак не развивает конфликт в сюжете, и наоборот, оставьте самую смачную часть, которая вызовет необходимые для вас эмоции и действия зрителей.
Сбор информации и анализ нужно проделывать не только касательно сценария, но и дальнейшей реализации картины. То есть для какой аудитории вы пишите, какой у них образ жизни, какие понятия для них будут известны, а о чем можно и не рассказывать итд
10. Формат написания сценария
Однажды я столкнулась с тем, что один из главных телеканалов нашей страны принимает сценарии, написанные в очень странном формате. Я была редактором. У меня очень "чесались" руки, чтобы позвать автора сего произведения и научить формату написания сценариев, принятый во всем мире!
А-МЕ-РИ-КАН-КА - формат, в котором мы пишем сценарии. Еще куча других форматов, но единым "языком" принят формат "американки". Выглядит он следующим образом.
Если интересно, то могу сделать обзорную статью, как правильно в нем писать.