Когда говорят об актрисе Любови Добржанской, большинство зрителей вспоминают ее роль мамы Жени Лукашина в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!». Мало кто знает, что за плечами Добржанской более 120 театральных ролей.
Каждый день Любовь Ивановна выходила на сцену Центрального театра Советской армии и этого для актрисы было вполне достаточно. Она не стремилась к всесоюзной славе и часто отказывалась от ролей в кино. Исключением стали лишь несколько фильмов, среди которых «Берегись автомобиля», «Урок литературы», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «В четверг и больше никогда».
На экране Любовь Добржанская не раз воплощала образы добрых и мудрых матерей, однако в реальной жизни испытать счастья материнства актрисе не удалось. Знакомые Добржанской утверждали: звезда театральной сцены никогда не хотела детей. А может быть, просто не сложилось?.. Так или иначе, старость Любовь Ивановна встретила в нищете и полном одиночестве.
Согласно официальным данным, она родилась 24 декабря 1908 года, но на самом деле это случилось тремя годами ранее, в 1905-м. «Помолодела» Любовь Добржанская случайно. По легенде, когда будущая актриса получала паспорт, с пера паспортистки капнули чернила и превратили пятерку в восьмерку. Исправлять ошибку Добржанская не стала, но свой день рождения никогда не отмечала, а справляла только именины – 30 сентября.
До революции детство Любы было счастливым и безоблачным. Ее отец, офицер царской армии Иван Добржанский, участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах, в 1905 году получил орден Святой Анны IV степени. Мать, Ольга Добржанская, окончила дворянскую гимназию, после чего вышла замуж, родила двоих детей – Любовь и Дмитрия – и занималась их воспитанием.
Именно мать привила будущей актрисе любовь к чтению и поэзии, а дядя со стороны отца, известный оперный певец и исполнитель романсов Роман Романов-Добржанский, занимался с племянниками пением и водил их в театр.
В 1915 году Люба поступила в Киевский институт благородных девиц. Распорядок дня был строгий: воспитанницы вставали в 6 утра, весь день занимались арифметикой, французским и немецким, историей, географией, учились вышивать, шить и вязать, вечером они выполняли домашнее задание и в десять ложились спать.
Несмотря на такую загруженность, Люба посещала театральный кружок, играла во всех спектаклях, что ставились к праздникам и надеялась однажды стать великой актрисой.
Ее беззаботную жизнь перевернула революция: институт благородных девиц закрыли, полк отца расформировали, чуть позже его самого арестовали и отправили в ссылку в «Соловки». Домой Иван Добржанский больше не вернулся. После 5 лет, проведенных в лагере, он, чтобы не ломать жизнь семье, устроился пастухом и умер в 1941 году от инфаркта миокарда. Любовь, которая пыталась разыскать отца, так и не увидела его живым.
Во время революции скончался и дядя, Роман Романов-Добржанский, а троих его детей взяла на воспитание мать будущей актрисы. Чтобы прокормить семью, Ольга Добржанская хваталась за любую работу: устраивалась то прачкой, то няней, то швеей. Люба, как самая старшая, взяла все домашние заботы на себя.
Единственной отдушиной Любови Добржанской в то время была театральная студия, которую она продолжала посещать. Именно там можно было примерить чудом уцелевшие чепцы с лентами, платья и юбки с кринолином, почувствовать себя в образе самых разных героинь.
В 1923 году Любовь Добржанская поступила в студию при Втором театре Украинской советской республики имени Ленина и быстро стала одной из лучших студенток. Она легко вживалась в любой образ, отлично импровизировала, замечательно пела и без труда выполняла упражнения по сценической речи.
Спустя год после начала учебы, в 1924-м, юную студентку приняли в труппу театра, где она в мгновение ока стала звездой. Старожилы театра вспоминали, что никогда прежде не видели таких аншлагов и очередей за билетами, а если билеты в кассе заканчивались, зрители покупали их у спекулянтов за двойную цену. Весь Киев собирался посмотреть на юную актрису и послушать ее необыкновенный голос.
Красота и талант Любови Добржанской покорили не только зрителей, но и артиста театра Ивана Червинского. Увлекшись статной черноокой красавицей, Червинский потерял голову, сделал предложение и был счастлив, когда Добржанская ответила ему согласием.
Они были молоды, оба подавали большие надежды и верили, что их жизнь будет долгой и яркой, но вскоре после свадьбы Ивана Червинского арестовали. Окружение Добржанской утверждало, что всему виной – разного рода разговоры, которые Червинский вел за преферансом. Кто-то написал донос, Ивана (сына священника и бывшей дворянки) заключили под стражу.
Ведя следствие, несколько месяцев над ним издевались, оскорбляли, унижали. Не выдержав пыток, красавец-актер повесился в камере, а Любовь Добржанская, которая совсем недавно надевала свадебное платье, стала вдовой.
В то время Добржанскую очень поддержал режиссер театра Владимир Нелли. Он давал роли, которые пережившая в свои 20 столько трагедий актриса играла с особым надрывом. Творческий союз перерос в роман. Жизнерадостная, волевая Любовь ненавидела свое черное траурное платье и вскоре сменила его на наряд невесты, выйдя замуж за Нелли скорее по расчету, нежели по любви. Но эти отношения изматывали актрису и не приносили ничего, кроме разочарований.
В 1934 году постановку с участием Любови Добржанской увидел директор московского театра Красной армии Владимир Месхетели. Он был настолько впечатлен игрой молодой актрисы, что после спектакля пришел к ней в гримерку и предложил работу в Москве. Месхетели ожидал отказа: его театр образовался из бывшей агитбригады всего несколько лет назад и еще не был известен широкой публике. Однако неожиданно Любовь Добржанская согласилась. Она тут же собрала чемоданы, бросила все и уехала в Москву, где ей выделили комнату в театральном общежитии. После невероятного успеха в Киеве Добржанской нужно было начинать карьеру с самого начала. В театре Красной армии ее никто не знал, а первые спектакли, «Мещане» и «Васса Железнова», прошли незамеченными для театральных критиков.
Софья Добржанская, племянница актрисы, вспоминала: «Когда мужа посадили, для нее это был шок. Она уехала в Москву, потому что хотела все поменять. Сменить обстановку и попытаться все забыть».
После переезда в Москву Добржанская долго играла эпизодических персонажей, зато первая же главная роль – Катарины в «Укрощении строптивой» – вмиг сделала ее ведущей актрисой театра.
Во время работы над спектаклем «Укрощение строптивой» режиссер Алексей Попов утверждал на роль Катарины трех разных артисток, но после нескольких репетиций разочаровывался в их игре. Ему приходилось начинать все сначала. Когда после долгих поисков находилась новая исполнительница, становилось ясно, что и она не справится.
В театре не знали, что делать: вот-вот должны выпускать спектакль, для которого уже готовы великолепные декорации и дорогие костюмы, а актрисы на главную роль до сих пор нет. Тогда попробовать свои силы решила Любовь Добржанская. Она сама вызвалась сыграть Катарину, всего за две недели выучила текст пьесы Шекспира и в 1938 году вышла на сцену театра в главной роли. Успех был невероятный. На премьере молодую актрису несколько раз вызывали на бис, а режиссеры и театральные критики разглядели в Добржанской не только талант, но и стойкий характер.
С началом Великой Отечественной войны труппу театра Красной армии эвакуировали в Свердловск, где уже в скором времени должна была состояться премьера музыкального спектакля «Давным-давно». На главную роль в истории о юной Шурочке Азаровой, которая переоделась корнетом и сбежала из дома воевать против Наполеона, назначили Любовь Добржанскую.
По факту актрисе было уже 37 лет, хотя по паспорту – 34. В любом случае, образу юной девицы она соответствовала мало. В театре ходило много слухов о том, почему немолодой актрисе дали эту роль. Поговаривали о романе Добржанской с режиссером спектакля Алексеем Поповым, который собирался уйти из-за нее из семьи, но так и не решился оставить больную жену. Однако все слухи развеялись, когда Добржанская вышла на сцену.
В 1942 году при полном аншлаге состоялась премьера спектакля «Давным-давно». На сцене Любовь Добржанская была настолько убедительна, что никто даже и не заподозрил, что «Шурочке» уже почти сорок лет. Шурочка Азарова стала одной из лучших ролей в театральной карьере актрисы, а спектакль «Давным-давно» с успехом шел на сцене театра Красной армии много лет.
В 1944 году билет на постановку купил 17-летний Эльдар Рязанов, который через 18 лет снял фильм «Гусарская баллада». Позднее он вспоминал: «Ощущение от того спектакля я пронес через всю жизнь, и оно сыграло спустя много лет важную роль в моем решении поставить по этой пьесе фильм».
Несмотря на невероятный успех в театре, в личной жизни Добржанской любовь и разлука следовали одна за другой. Своего третьего мужа актриса встретила в родном театре. Им стал актер Осип Шахет, известный по фильмам «Родина зовет» и «Год 19-й». Но, к сожалению, этой семье не суждено было просуществовать долго. Утром 1949 года Осип Александрович вышел на балкон, вскрикнул и схватился за сердце. Он умер мгновенно от сердечного приступа. Шахету было только 43 года. Добржанская вновь осталась одна, да еще и с больной мамой, которой требовался постоянный уход.
Тогда Любовь Добржанская дала себе слово больше не выходить замуж. Коллегам она говорила: «Наверное, надо мной висит проклятье. Лучше мне быть одной». Но это было до того, как в начале 1950-х она поймала на себе влюбленный взгляд гитариста Виктора Кручинина.
Кручинин тоже работал в Центральном театре Красной армии (к тому времени он стал Центральным театром Советской армии) и часто аккомпанировал Добржанской на спектаклях и концертах. Любовь Ивановна говорила, что им так комфортно, что хочется всю жизнь прожить вместе и умереть в один день. Они действительно дополняли друг друга и были счастливы двадцать лет. Виктора Кручинина не стало в 1974 году. Он долго болел и умирал мучительно, на уход за ним актриса тратила все свои силы и средства. На склоне лет она снова стала вдовой. Незадолго до смерти мужа ушла и мать Добржанской. Теперь у нее не оставалось ничего, кроме театра.
В театре Любовь Ивановна сыграла множество центральных ролей и все они были разноплановыми: от знатной дамы до крестьянки, от легкомысленных мещанок до мудрых и самоотверженных героинь. Критики писали, что мысль актрисы на сцене точна, интонации безупречны, ее монологи – это «тревожная исповедь, мысли вслух, поток лирики, трезвое рассуждение, монолог-песня…». А вот в кино Добржанской предлагали сыграть в основном героинь второго плана.
Впервые на киноэкране Любовь Добржанская появилась уже в статусе народной артистки РСФСР. Всего актриса снялась в десяти фильмах, но всесоюзную славу ей принесли роли мам главных героев Юрия Деточкина и Жени Лукашина в комедиях Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» и «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Интересно, что Эльдар Александрович крайне щепетильно относился к подбору актеров и проводил десятки проб на каждую роль. Но только Добржанскую он видел в своем кино без сомнений. По словам Рязанова, Любовь Ивановна обладала той редчайшей актерской натурой, глядя на которую в кино, забываешь, что это не жизнь, а всего лишь выдуманная история.
В декабре 1978 года в театре Советской армии прошел торжественный вечер, посвященный официальному 70‑летию ведущей актрисы. К тому времени Добржанская стала реже играть в театре – сказывалось плохое здоровье и начавшиеся проблемы с памятью. Именно в то время Любовь Ивановна приняла одно из самых тяжелых решений в своей жизни: она решила оставить сцену театра, поэтому ее юбилей стал одновременно и прощанием со зрителями.
Добржанскую уговаривали остаться и выходить на сцену хотя бы в небольших эпизодах, чтобы получать зарплату. Но актриса не согласилась. Не смогла переступить через себя. Болезнь прогрессировала. Любовь Добржанская уже не могла запоминать слова, стала хуже узнавать знакомых.
Без любимого театра Любовь Ивановна прожила менее двух лет. Актрисы не стало 3 ноября 1980 года. На ее похоронах звучал вальс из спектакля «Вишневый сад» – такова была последняя воля Добржанской. Печальную мелодию в этом вальсе исполняла гитара ее мужа Виктора Кручинина, рядом с которым ее похоронили.
Хотя Любовь Ивановна всегда считала себя именно театральной актрисой, любящие зрители нарекли ее главной союзной киномамой. И каждый Новый год, пересматривая фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!» мы вспоминаем эту замечательную актрису, которая так искренне произносит: «Я не обижаюсь, я же мировая мама!..»
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
Вам также может понравиться: