Найти тему
Алексей Ярцев

Правила составления хорошей шутки

Оглавление

В этой статье мы рассмотрим правила составления хорошей и емкой шутки. А также определим понятие вординг с его четкими составляющими.

Четыре предложения

Новичкам, собирающимся сделать первый шаг на стендап сцену будет очень полезен еще один чит, который я сейчас покажу. Во-первых найдите сцену в вашем городе, которая подходит для вас. Если ни открытые микрофоны, ни поэтические вечера вам по каким-то причинам не подходят – организуйте свой собственный вечер, с текущей популярностью жанра будет не слишком сложно договориться с хозяевами заведения Запланируйте дату на месяц вперед,– этого времени будет достаточно, чтобы найти еще нескольких выступающих. Помните, что половина из них в последний момент не придут, поэтому приглашайте больше, чем нужно.

Чтобы не напугать самого себя обилием текста, ведь предпосылка, актаут, микс и миксаут это очень-очень много текста. И я не преувеличиваю: видел у новичков по странице в ворде и это только одна шутка с одним панчлайном. Так вот чтобы не напугать самого себя собственной многословностью используйте правило: только одно простое предложение на каждый элемент.

Странно что бла бла бла… «Эй, сделай-ка то-то и то-то»… Это все равно что бла бла бла… «А ну-ка отойди отсюда малец»

Всего четыре предложения. Задав жесткое правило, вы удивитесь, что вашу мысль оказывается действительно можно сократить. Скорее всего выполнение этого задания поможет вам сфокусироваться на самом важном парадоксе в вашей шутке, четче подобрать отыгрыши, иллюстрирующие описываемую ситуацию и заставит вас подобрать идеальный переход в микс.

Речь не идет о том, чтобы рассказывать шутки настолько сухо. Поверьте, на сцене вы всегда сможете разбавить этот текст, если он покажется вам слишком сухим. В стрессовой ситуации мы становимся многословны и некоторые из вас это уже замечали.

С другой стороны вы можете добавлять шуток, отступлений, так называемых «тычек» высмеивающих вашу манеру подачи, оговорки, которые случились на сцене и фигуры речи, которые вы используете. Вы можете шутить как угодно и где угодно, просто знание структуры помогает вам выстроить ваши выступления пока вы еще не научились «жить на сцене» и импровизировать.

Выполнение правила четырёх предложений при подготовке позволит вам значительно более уверенно чувствовать себя на сцене. Рекомендую.

Вординг

-2

Теперь поговорим про то как работать с текстом на бумаге. Литературная обработка текст – вординг. Или если дословно переводить это понятие: работа со словом.

Есть несколько простых правил, которые выстраданы потом, болью и звенящими паузами тишины во время выступлений.

Первое правило: эрудируйте свой текст.

Используйте более точные слова, словно настраиваете разрешение в игре.

«…а сам выбираешь овощи в дешевом супермаркете» – это панч на минималках.

«…а сам выбираешь картошку без глазков в «Пятерочке»» – это проштудированная шутка.

Эрудиция это точность слов и образов. И вместе с тем помните, что слова нужно подбирать в соответствии с вашим парадоксом. Например, если в шутке вы хотите подчеркнуть, что парень выпендривается по телефону, а сам нищеброд – то «Пятерочка» подойдет лучше, чем «Азбука вкуса».

Эрудиция – это добавление деталей, как говорят в живописи, это добавление фактуры, как говорят в кино.

Эрудируйте свой текст.

Я нарочно в этой книге не привожу примеров, чтобы не отвлекать вас на внутреннее обсуждение «смешно не смешно», сфокусируйте на форме и теории.

Что конкретно мы сделали? «Картошка» это частный случай «овощей», а «Пятёрочка» частный случай дешевого «Супермаркета». Искушенная публика обожает эти детали.

В рэпе это называется неймдроппинг (в данном контексте термин использую как употребление имён, а не как «отсылка к авторитету»).

Действительно точное слово, вы словно капаете своему зрителю на мозг именами. Я бы привел еще метафору: чешете ему там, где давно не чесали. Публика любит, когда вы вспоминаете что-то хорошо ей известное, что давно никто не упоминал в её среде обитания. На этом строятся ностальгические отсылки, когда автор нарочно упоминает названия давно забытых шоколадок или жвачек из детства, кинофильмов или телезвезд, которые были популярны в вашей молодости. Это позволяет нам щекотать публику в тех частях мозга, которые уже успели застояться и испытать кайф и восторг. Пользуйтесь. Эрудируйте текст.

Второе правило это правило трёх. Если у вас в шутке есть перечисление чего либо, то вы можете попытаться сделать его смешными. Достаточно, чтобы третий элемент сильно выпадал из общего списка (опять же отсылка тесту на Айкью, про который мы уже говорили).

Пример:

– Приходи ко мне.

-А что брать?

-Тетрадку, ручку и смену белья.

Третье правило это «сливайте воду». Только ленивый редактор не говорил вам этого. К несчастью многие редакторы на этом и останавливаются. Но это действительно хорошее правило. Как понять, что вода, а что не вода?

Во-первых вам поможет правило четырех предложений, а во-вторых – разбор предложения по частям речи. Оставьте только подлежащее и сказуемое. И посмотрите, что из этого выйдет. Оставляйте только самое важное. Акцентируйтесь в своей истории только на глаголах действия.

Например: думать, решать, мечтать, злиться, бояться – это абстрактные глаголы. Они описывают то, что происходит в голове.

А писать, читать, решать контрольную, чиркать, писать, поднимать голову к звездам, бить, орать, дрожать, прятаться – это активные глаголы действия.

Думаю, самые внимательные из вас заметили, что в первом списке, в общем-то, те же самые глаголы, только во втором списке я стремился раскрыть их визуально.

-3

Проверяйте свои шутки. Особенно те, которые не сработали – возможно проблема была именно в этом. Заменяйте глаголы на активные на этапе написания шутки и тогда вам будет понятно, как её сыграть.

Чудо в том, что все эти правила, которые я описываю действительно раскрывают ваш креативный потенциал, и вы не замечаете, как качество вашей мысли и количество идей растёт.

Четвёртое правило это использование секретных слов: самый, единственный в мире, ни одного, ни разу, первый раз в истории когда…, никогда, всего один и им подобных. Как вы видите все это слова выделения и подчеркивания. И правда, публике хочется видеть на сцене, что-то важное особенное. Уже если комик говорит об этом, значит мы должны быть уверены, что это самое интересно, что он может рассказать. Хотим видеть первосортный товар.

Ваша задача как комика, выделить самые главные эмоции и сакцентировать их.

«Знаете, что ещё мне кажется странным в поездках на дачу?» фраза хорошая, но «Знаете, что меня бесит больше всего в поездках на дачу?» звучит на порядок более привлекательно.

Вам понадобится время, чтобы настроить свои чувства на такие тонкие различия, но если вы будете упражняться в этом, то начнете замечать как даже перепроизнесённые вами чужие «незашедшие» шутки начнут работать.

Используйте акцентированные слова.

Ещё раз повторю, практикуйтесь. Возвращайтесь к нужным главам в нужный момент и совершенствуйте свои публичные выступления и стендап. Несправедливо скрывать от публики свои таланты и идеи, ведь они могут изменить мир. Отлынивая и стесняясь вы отнимаете у публики минуты смеха, а если смех продлевает жизнь, значит не выходя на сцену и не шутя – вы отнимаете жизнь.

Пятое правило вординга – «самое смешное слово в конец». Оно самое короткое и самое сложное.

Самое грубое, самое эрудированное, самое эмоционально заряженное или самое редкоупотребимое слово должно оказываться в конце вашей шутки.

Здесь опять же будет полезно посмотреть реп-баттлы и опыт написания стихов здесь будет очень кстати. Он поможет вам соблюдать ритм и музыкальность фраз.

В самом начале опыта написания шуток вы часто сдавали основную поворотную точку вашей идеи, основной парадокс раньше времени. Этого делать не стоит. Шутка должна становиться понятной только после последнего слова.

Подробнее вы можете узнать на моем курсе Обучение Стендапу Дистанционно Онлайн (yartsev.club).

При подаче шутки на сцене это тоже важно помнить. От волнения комики нередко «съедают» собственный панч. И я не говорю сейчас про ситуацию, когда он просто забыл шутку и решающее слово, а про ситуацию, когда комик после основного панча еще что-то продолжает говорить…

Дело в том, что зритель доверяет вам и, если вы не сакцентируете внимание в нужных местах, то он будет думать, что основная шутка ждёт его после (раз вы не остановились в этом смешном моменте, видимо будет еще смешнее?) и движется дальше. Делайте паузы, «дышите», «кормите публику с ложечки».

Чтобы создать качественный панчлайн, вам придется расставить все словечки по местам. Само собой вы уже делали это интуитивно, но теперь большее количество ваших шуток будут долетать до цели, а не сбиваться с пути.

Итак, в этой статье я осветил все важные правила вординга. Читайте дальше

Юмор
2,91 млн интересуются