Речь здесь пойдет об осенних российских новинках кинопроката 2023 года, а также о чуть более ранних, но очень заметных фильмах, которые Вы могли пропустить, поскольку они толком не рекламируются.
Признаюсь, я редко бываю в кинотеатрах, потому что не часто вижу там что-то стоящее. А в прошедшие выходные я с семьей попал-таки в кино, случайно. Раньше не придавал этому значения (хотя читал об этом), но обнаружилось вот что: сейчас практически все фильмы в кинотеатрах - российские. Уровень у них разный, интеллектуальная и творческая начинка тоже. На всякий случай вынужден добавить: я не являюсь поклонником российского кино, хотя и люблю советское кино старой школы.
В этом обзоре я остановлюсь на нескольких - удачных и не очень - фильмах российского производства. Постараюсь рассказывать четко по содержанию, не углубляясь в критиканские дебри. Подчеркиваю: все оценки в описаниях - только мои, и выводы тоже.
Человек ниоткуда (2023)
Космонавт СССР в лабиринтах ФСБ
Сейчас активно муссируется тема, что до Юрия Гагарина в космос отправляли других космонавтов - и лишь полет Гагарина оказался успешным. Именно эту идею решили воплотить сценаристы фильма "Человек ниоткуда". И в итоге развернули из нее большую детективную историю.
Главный герой - советский космонавт, полет которого в начале 1960-х оказался неудачным. Пилотируемая капсула упала на землю. Далее он очнулся в странном госпитале с закрашенными окнами с частичной потерей памяти, не в силах понять: в какой стране и в каком времени он находится.
"Человек ниоткуда" - лихо закрученная детективная история, наполненная нехилыми твистами. Зрителю вместе с главным героем приходится гадать, в каком времени-пространстве он оказался и почему это с ним произошло. Кроме того, за нашим 26-летним космонавтом из СССР по Москве 2023 года вдруг начинают гоняться вооруженные "люди в черном".
Уровень режиссуры, съемок и т.д в этой фантастической истории не самый хороший и не самый плохой - это не голливудский блокбастер, но и не мусорное кино по типу некоторых китайских фантастических лент. В целом, получился нормальный фильм с детективной канвой и элементами триллера для одноразового просмотра.
Что мне понравилось больше всего? А вот что: до самого конца невозможно отгадать, почему это всё происходит с советским парнем из 1960-х годов, авторы держат интригу почти до финальных титров, а зритель вместе с главными героями перебирает варианты, бросаясь в сумятице от обычного шпионского романа до почти рептилоидной теории вселенского заговора.
Что не понравилось? В конце фильма авторы дали нам все отгадки за пару минут - на словах, в виде диалога, не удосужившись распутать все клубки постепенно, по ходу сценария, и не оставив зрителю простор для фантазии. В общем, я бы даже сказал, что они поступили примитивно, хотя до этого держали интригу очень хорошо, на девять из десяти.
Вывод: кино получилось частично космическое, частично шпионское, да еще и с эпизодами про любовь с ретро-оттенком. "Человек ниоткуда" - фильм на один раз, но не плохой, а скорее просто проходной.
Моя оценка: 6 из 10 баллов.
Кентавр (2023)
Ад с шашечками без неба в клеточку
А вот этот фильм с Юрой Борисовым мне показался бесспорно интересным, несмотря на некоторую вторичность по сравнению с голливудскими боевиками 1980-х годов.
"Кентавр" - российское кино в стиле нуар, мнения зрителей по поводу которого разошлись: от «очень круто» до «очень вторично». При этом героя Юры Борисова даже сравнивают с Робертом де Ниро «Таксита» Мартина Скорсезе.
Завязка: в ночное московское такси садится девушка-эскортница, машина отправляется в путь... и дальше постепенно, километр за километром , нарастает триллер. Точнее, фильм "Кентавр" характеризуют как "камерный нуар, постепенно перерастающий в лихой боевик".
В фильме "Кентавр" есть всё: покатушки по ночной столице, задушевные разговоры в такси, инвалид за рулем, скрытая интрига, перерастающая в открытое ожидание беды, а также бандиты, продажные копы, несколько обезображенных трупов и даже один зарвавшийся маньяк. Зрителя все время держат в напряжении, заставляя несколько раз изменять мнение по поводу главных героев.
Развязка фильма тоже будто бы написана по голливудским лекалам - хотя это его нисколько не портит. А впрочем, "Кентавр" - все-таки фильм на любителя. Потому что подобных историй в Голливуде уже снято немало, а вот в России он пока такой один.
Моя оценка: 8 баллов из 10.
Синдром (2023)
Авария. Амнезия. Девушка.
Русское кино про успешных и богатых, которые тоже иногда плачут. Главная героиня - ее играет Оксана Акиньшина, - художница-домохозяйка, которая живет в тени мужа-бизнесмена. Парочка постоянно ссорится, и вот в момент одной такой ссоры прямо за рулем автомобиля, их машина неожиданно вылетает на встречную полосу.
Авария, переломы, частичная амнезия.
Художница-домохозяйка приходит в себя в частной клинике, выздоравливает, возвращается домой. И внезапно обнаруживает, что её муж (Кирилл Кяро) начал вести себя как-то странно: с заботой и любовью, от которых раньше не было и следа. Кроме того, ей начинает сниться один и тот же кошмарный сон: о дочери, которой, как уверяет муж, никогда не было. Дергая за тоненькую нить догадок, интуиции и полунамеков, героиня постепенно, кадр за кадром, обнаруживает, что весь мир вокруг нее - просто ширма, а люди в этом мире актеры.
Сюжет интригует, не так ли? Более того - он ведет к неким маниакальным последствиям (и это становится понятно уже к середине фильма).
Как я и обещал, не буду лезть в серьезную критику. Отмечу лишь, что:
1. Нуар сделан на уровне, гораздо лучше поделок канала "Россия", к которым он, к счастью, не относится. Актеры играют неплохо и в общем даже проникновенно.
2. Многообещающая идея фильма "Синдром" все-таки оказалась недоработанной "благодаря" откровенно сырому сценарию и не самой удачной, натужной режиссуре. Финальный твист просчитывается достаточно быстро и не является неожиданным.
Резюмирую. "Синдром" - современный "семейно-производственный" фильм (по типу фильмов СССР о перипетиях семейной жизни) о красивой жизни богатых москвичей, который не имеет никакого отношения к нашей с вами реальности, и "списан" с голливудских образцов о причудах человеческого разума. Это обычный и достаточно проходной семейно-психологический детектив с хорошей идеей и не самым лучшим воплощением. Некоторые повороты сюжета кажутся совсем уж сказочными, но что поделать: это все-таки кино.
Разочарования этот фильм вам не не принесет, хотя очарования в нем я тоже не заметил.
Моя оценка: 5,5 баллов из возможных 10.
Айта (2022)
Хороший Плохой Русский
Вот не зря мне советовали современное якутское кино. Оно не похоже ни на традиционный российский кинопрокат, ни на зарубежные образцы - у него свой неповторимый почерк.
«Айта» - триллер о том, как в одном якутском поселке умерла девушка-подросток, и местные обвинили в этом приезжего полицейского из Воронежа. Наверное, потому что он чужой, пришлый, и вообще не похож на местных.
Деревня отрезана от райцентра пеленой дождей (дороги превратились в нечто непроходимое), сам «педофил» сидит в местном участке, и в поселке быстро зреет народная смута: люди собираются штурмовать участок и убить подозреваемого. При этом местный следователь с горсткой подручных собирается «педофила» защищать - но не потому что-то верит русскому Афанасию, а потому что так надо поступить по закону.
При просмотре фильма "Айта" я даже подумал, что подобное сейчас вряд ли сняли бы где-нибудь в Москве - слишком уж остро в нём поднимаются проблемы далеких якутских деревень, да и политкорректность в фильме … совершенно не московская.
В «Айте» аккуратно, но настойчиво поднята тема бытовой ксенофобии, психологии замкнутых сообществ и разорванной коммуникации. Фильм смотрится очень хорошо, хотя мрачноват. В нем вообще нет солнца. Зато есть нуар, отголоски вестерна, и балабановщина тоже есть. Действие затягивает и происходящему быстро начинаешь верить - тем более, что и деревень таких, и полицейских в нашей стране действительно немало.
В общем, и якутский кинематограф, и сам фильм "Айта" - это нечто на любителя. Однако мне фильм однозначно понравился.
Моя оценка: 7 из 10 баллов.
Красный призрак (2021)
Русский военный вестерн 1941 года
Хотя фильм этот датирован 2021 годом, я уверен, что многие его пропустили из-за полного отсутствия рекламы. А между тем, это один из лучших новых российских фильмов о Великой Отечественной войне, который я видел за последние годы. Кстати, мы с семьей в свое время смотрели фильм в совершенно пустом кинозале:) Мне даже стало немного обидно за авторов.
Скажу так: наконец-то в нашей стране сняли кино о войне в стиле Тарантино-"лайт", явно вдохновленное спагетти-вестернами Серджио Леоне. Кому-то это, наверное, не понравится, а кому-то должно зайти с первого взгляда. Могу сказать точно - подобных фильмов о войне, снятых в России, мне ещё не попадалось. Наверное, из-за этого "Красный призрак" собирает столь противоречивые отзывы.
Коротко о сюжете:
Холодная зима 1941-го. Заснеженные леса и поля где-то под Вязьмой. Немецкие каратели разыскивают "Красного призрака" - неизвестного солдата, который в одиночку крошит фашистов налево и направо...
Может быть, кто-то скажет, что кино это не имеет под собой реальной основы? Хм...
Перед съемками авторы пообщались с ветеранами и насобирали баек о Второй мировой войне. Я так понимаю, что часть из них они ввернули в этот фильм.
Кроме того, "Красный призрак" снят под эгидой и с согласия Российского военно-исторического общества - а это, знаете ли, показатель. Впрочем, кино это настолько отличается от стандартных современных российских лент о той войне, что на официальном уровне говорят о нем с осторожностью, или не говорят вовсе. Потому что фильм этот, ей-богу, временами напомнил мне кино-байки Гая Ричи и экранные подвыподверты Квентина Тарантино.
Центральный персонаж фильма (его сыграл актёр Алексей Шевченков), хоть и является собирательным образом Неизвестного солдата, по факту отсылает нас к "не убиваемым" голубоглазым ковбоям Клинта Иствуда.
Теперь о парнях Третьего Рейха. Впервые за долгое время я увидел в нашем кино, на экране, не карикатурно-упрощенных "картонных" немецких солдат, а живых парней - с их обычными житейскими делами и страхами. Впервые я увидел наше кино о войне, в котором удачно совместились гротеск (и даже местами сюрреализм) с реальной жизнью. Мое браво авторам.
"Красный призрак", хотя и сделан в несвойственной российском военному кино манере, очень хорошо передает очень хорошо дух русского солдата. Кто-то скажет: "Ну, разве можно о войне рассказывать с юмором? Я считаю, что можно и нужно. Ведь что такое, например, поэма Твардовского "Василий Теркин", как не юмористическое произведение о войне? Просто времена изменились, и жанр требует новых подходов.
В общем, я однозначно рекомендую фильм "Красный призрак" тем, кто не боится нетривиальных подходов, и не считает киноискусство чем-то застывшим, стандартным и не терпящим экспериментов.
Моя оценка: 9 из 10 баллов.
Спасибо за внимание. Читайте также на моем канале: