Подборка книг ко дню рождения Алексея Баталова (1928-2017)
Алексея Баталова называли главным интеллигентом СССР. С самого детства его окружали знаменитые писатели и артисты, а с 16 лет он уже снимался в кино. Баталов сыграл десятки ролей, которые вошли в классику отечественного кинематографа. Но больше 40 лет он посвятил ВГИКу, где преподавал актерское мастерство.
Алексей Баталов родился в творческой семье: отец Владимир и мать Нина Ольшевская служили во МХАТе, там же работали дядя и тетя. Много времени мальчик проводил в театре среди декораций и актеров.
В начале 1930-х родители развелись. Мама вышла замуж за писателя Виктора Ардова, между отчимом и пасынком сложились хорошие отношения. Семья жила в доме на Большой Ордынке, куда часто приходили в гости Анна Ахматова, Фаина Раневская, Борис Пастернак, Михаил Булгаков, Осип Мандельштам, Михаил Зощенко.
Как говорил сам Алексей Баталов, его первое детство закончилось в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война. Их с матерью и двумя братьями эвакуировали в "одноэтажный керосиновый городок" Бугульма. Там Нина Ольшевская самостоятельно организовала небольшой театр для местных жителей. 14-летний Алексей проводил там много времени: управлял занавесом, подавал реквизит, топил печи в зале, расставлял лавки, а после и сам начал играть в труппе из эвакуированных артистов.
После войны театр, организованный матерью Баталова, продолжил работать. Его труппа путешествовала по всему Советскому Союзу. С 2008 года Бугульминскому государственному русскому драматическому театру присвоено имя Алексея Баталова.
В Москву семья вернулась после окончания Великой Отечественной войны. Алексей возобновил занятия в школе. Однажды к ним в класс пришли люди из киностудии, чтобы отобрать ребят для съемок в фильме "Зоя" режиссера Лео Арнштама о партизанке Зое Космодемьянской. Важным условием были хорошие отметки. Баталов сразу подтянулся в учебе и "добыл" себе эту первую роль.
После окончания учебы Алексей Баталов подал заявление в Школу-студию МХАТ
на курс театрального режиссера Виктора Станицына. Поступил со второго раза, хотя мать могла похлопотать за сына. Юноша хотел полагаться только на собственные силы.
После окончания Школы-студии в 1950 году его в числе лучших молодых актеров командировали в Центральный театр Советской армии (сегодня — Центральный академический театр Российской армии). Через три года он вернулся во МХАТ. Больших ролей в спектаклях не было, в основном массовки и выходы. Например, в постановке "Анна Каренина" Баталов выходил только в сцене бала в роли арапа. Артисту хотелось играть значимые роли, поэтому он тайком репетировал с молодыми артистами пьесу "Ложь на длинных ногах" итальянского драматурга Эдуардо Де Филиппо. Спектакль так и не дошел до зрителя.
Успех ждал Алексея Баталова не в театре, а в кино. В 1954 году он сыграл в фильме "Большая семья" Иосифа Хейфица. Позднее Баталов еще не раз снимался у Хейфица — в кинолентах "Дело Румянцева", "Дорогой мой человек", "Дама с собачкой", "День счастья". В 1955 году также были съемки в фильме "Мать" Марка Донского, где он играл Павла Власова. Алексей Баталов гордился этой ролью и возможностью поработать с Хейфицем и великой актрисой Верой Марецкой.
Настоящей знаменитостью актер стал в 1957 году. Вместе с Татьяной Самойловой.
он снялся в военной мелодраме Михаила Калатозова "Летят журавли". Фильм получил "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля, став единственной советской полнометражной картиной, удостоенной этой премии. Спустя четыре года Баталов сыграл физика-ядерщика Дмитрия Гусева в картине Михаила Ромма "Девять дней одного года".
По опросу журнала "Советский экран" фильм признали лучшим в 1962 году, а исполнителя главной роли Алексея Баталова — лучшим актером года. В 1964 году ему присвоили звание заслуженного артиста РСФСР.
С начала 1960-х актер занялся режиссурой. Первый опыт Баталова-режиссера — фильм "Шинель" на Ленфильме, где он проработал с 1957 по 1975 год. В киносказке "Три толстяка". 1966 года Алексей Баталов был и постановщиком, и актером: в роли канатоходца-революционера Тибула без дублера и страховки выполнял опасные трюки. Критики отмечали в его экранизациях строгую постановочную культуру и бережное отношение к оригинальным текстам. Последняя режиссерская работа артиста вышла в свет в 1972 году — фильм по роману Федора Достоевского "Игрок" с Николаем Бурляевым и Любовью Добржанской в главных ролях.
Много времени Баталов уделял радиопостановкам. Благодаря ему появились радиоспектакли "Герой нашего времени" Михаила Лермонтова, "Казаки" Льва Толстого, "Ромео и Джульетта" Уильяма Шекспира. С 1974 года артист озвучивал известные советские мультфильмы: "Ёжик в тумане", "Лягушка-путешественница", "Ключи от времени", "Приключения пингвиненка Лоло". С 1975 года Баталов начал преподавать во ВГИКе. Через пять лет получил профессорскую степень, а в 1989 году возглавил кафедру актерского мастерства. Алексей Баталов выпустил семь актерских мастерских для кино Грузии, Белоруссии, Азербайджана и Узбекистана. Также он вел специальный курс в Канаде и США. В 1976 году Баталову присвоили звание народного артиста СССР.
В 1979 году Баталов снялся в самой известной картине в своей актерской карьере — мелодраме Владимира Меньшова "Москва слезам не верит". На роль слесаря Гоши пробовались и Виталий Соломин, и Леонид Дьячков, но убедительнее всех оказался именно Алексей Баталов.
"Москва слезам не верит" занимает второе место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского проката — его посмотрели 84,5 миллиона зрителей, а в 1981 году лента получила премию Американской киноакадемии "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке. На этой киноработе Баталов практически завершил актерскую карьеру.
В 1990-е актер снялся еще в нескольких фильмах: "Досье человека в мерседесе", "Похороны Сталина", "Полтергейст-90". Всё остальное время он посвящал преподаванию, даже в преклонном возрасте. В 2002 году Баталов получил главную российскую кинонаграду — "Нику" в номинации "Честь и достоинство", а через шесть лет на кинофестивале ВГИКа ему первому в истории института вручили приз "Признание поколения". Также он занимался благотворительностью и был президентом многих кинематографических советов и фестивалей.
2017 год стал последним для Алексея Баталова: 15 июня актера не стало. Артисту было 88 лет. Похоронили Баталова на Преображенском кладбище.
Книги
Баталов, Алексей Владимирович (1928-2017). Судьба и ремесло / Алексей Баталов. - Москва : Вагриус, 2005. - 249, [2] с., [8] л. ил., портр. : ил. ; 22 см. - (Мой 20 век). - На обл. только загл. серии. - ISBN 5-9697-0313-3. - Текст (визуальный) : непосредственный.
Народный артист А. В. Баталов в своей книге "Судьба и ремесло" ведет речь об актерском искусстве - в профессиональном и более широком смысле. Актер размышляет о творчестве в кино, делится своим опытом, рассказывает о товарищах по искусству, о работе на радио.
Баталов, Алексей Владимирович (1928-2017). Сундук артиста. - Москва : Кучково поле, 2016. - 256 с. : ил., фот. - ISBN 978-5-9950-0573-5. - Текст (визуальный) : непосредственный.
В своей книге замечательный артист А. Баталов рассказывает о своих ролях, встречах и расставаниях. В книге собраны никогда не публиковавшиеся ранее фотографии дорогих его сердцу людей, семейных реликвий, долгие годы хранившихся в доме автора.
Баталов, Алексей Владимирович (1928 - 2017). Алексей Баталов. Диалоги в антракте / А. В. Баталов, М. Кваснецкая. - Москва : Алгоритм, 2017. - 270, [1] с. : фот. - (Я помню его таким...). - 16+. - ISBN 978-5-906979-73-5. - Текст (визуальный) : непосредственный.
Многолетняя дружба с Алексеем Баталовым позволила автору книги тепло и сердечно рассказать о личной жизни, творческом пути и трудовых буднях артиста. Он снимался у крупных российских кинорежиссеров: Иосифа Хейфица, Михаила Калатозова, Михаила Ромма; сам поставил несколько фильмов: "Шинель", "Три толстяка", "Игрок"; став профессором, он обучал актерскому мастерству студентов ВГИКа. Недаром из глубин Вселенной долетает до нашей планеты свет далекой звезды, носящей имя - Баталов. .Дополняют книгу несколько интервью актера, в которых еще раз подчеркивается кредо А. Баталова - Актера и Человека. Книга проиллюстрирована фотографиями из семейного архива артиста.
Захарчук, Михаил Александрович. Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия. - Москва : Эксмо, 2018. - 287 с. : портр., фот. ; 20 см. - (Великие актеры театра и кино). - 16+. - ISBN 978-5-04-096877-0. - Текст (визуальный) : непосредственный.
Автор показывает Алексея Баталова человеком не только одаренным ярким актерским талантом. Перед нами встает образ сильного, зрелого гражданина с совершенно четкой нравственной позицией. Где-то он бунтарь. Где-то – упрямец и авантюрист. Где-то – жесткий мститель. Но при этом всегда – чуткий, ранимый, необыкновенно душевный человек. Человек родной, близкий и очень надежный…
Крымова, Лидия. Алексей Баталов / Л. Крымова, М.Осико. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. - 314 с., 8 л. фотоил. - (Мужчина-миф). - Фильмогр.: с.299-307. - Библиогр.: с.308-312. - ISBN 5-222-00932-7. - Текст (визуальный) : непосредственный.
В книге авторы не только рассказывают об удивительной творческой биографии и судьбе артиста, но и делают попытку раскрыть духовный мир Алексея Баталова, показать его увлечения, познакомить с его мыслями об актерском мастерстве, любви, России. Нет сомнения, что эта книга будет интересна и доставит огромное удовольствие всем, кто любит кино и роли замечательного русского актера Алексея Баталова.
Соловьев, Сергей Александрович (1944-). Те, с которыми я… Алексей Баталов / Сергей Соловьев. - Москва : Белый город, 2017. - 79 с. : ил., портр. ; 18 см. - Издательская программа Правительства Москвы. - Фильмогр.: 74-79. - 16+. - ISBN 978-5-9067-2683-4. - Текст (визуальный) : непосредственный.
По-настоящему народный артист, всеми любимый и уважаемый Алексей Владимирович Баталов, несомненно, является эталоном мужественности и интеллигентности в отечественном кино. Талантливый актер, режиссер, общественный деятель и мудрый наставник для молодого поколения студентов. Вдвойне счастливы те, кому посчастливилось общаться с ним лично. Книга известного кинорежиссера Сергея Александровича Соловьева, созданная по мотивам его фильма об Алексее Баталове из цикла "Те, с которыми я..." для телеканала "Культура", пронизана трепетным отношением к выдающимся современникам, с которыми автора сводила судьба на съемочной площадке и за ее пределами. Его словесные портреты выдающихся мастеров экрана лишены банальных черт, общеизвестных фактов, они согреты неповторимой личностной интонацией автора, который рассказывает о своих коллегах по искусству свободно, раскованно, иронично, но и нежно, с массой ярких деталей и подробностей, которые известны только ему.
>>> Забронировать книги<<<
#АлексейБаталов #ПодборкаКниг