Найти тему
467,7K подписчиков

Летчик-дезертир: кто такой Виктор Беленко, угнавший МиГ-25 на Запад

В США скончался советский летчик Виктор Беленко, который в 1976 году угнал на Запад новейший советский истребитель МиГ-25.

В США скончался советский летчик Виктор Беленко, который в 1976 году угнал на Запад новейший советский истребитель МиГ-25. Что известно о его смерти, чем прославился летчик-дезертир, как он жил после побега и какие еще советские самолеты угоняли на Запад?

Когда умер советский перебежчик

Виктор Беленко скончался в возрасте 76 лет еще 24 сентября, причины смерти не называются. The Washinton Times сообщила об этом в краткой заметке только 9 октября.

«Закончив жизнь, посвященную легендарной службе своей приемной стране, Виктор скончался 24 сентября после непродолжительной болезни. Этого храбрейшего человека будет не хватать его американским товарищам. Мемориальной службы не планируется», — сообщила газета.

Как Виктор Беленко угнал самолет

Рано утром 6 сентября 1976 года старший лейтенант ВВС СССР Виктор Беленко вылетел на высотном истребителе МиГ-25П с авиабазы в Приморском крае для выполнения полетного упражнения. В ходе полета Беленко отстал от своего напарника и снизился до минимальной высоты в 30 м. В таком режиме он направился в Японию.

Японские силы самообороны засекли советский самолет, были подняты истребители, однако им не удалось найти МиГ-25, который пропал с радаров. Через два с половиной часа после взлета Беленко посадил самолет на взлетной полосе аэродрома японского города Хакодате. При приземлении истребитель выкатился за пределы ВПП, однако самолет и летчик не пострадали.

Вскоре японские власти уведомили Москву, что в аэропорту Хакодате приземлился советский летчик-перебежчик, который попросил политического убежища. 9 сентября, через три дня после побега, Беленко был вывезен в США. Его самолет, новейший на тот момент сверхзвуковой высотный истребитель МиГ-25, был разобран и изучен японскими и американскими инженерами, после чего передан обратно в Советский Союз (японцы взыскали с советских властей $40 тысяч за перевозку и поврежденную взлетно-посадочную полосу в Хакодате).

Как перебежчик Беленко жил на Западе

Старший лейтенант Виктор Беленко совершил свой побег в возрасте 29 лет. В СССР у него остались жена и мачеха, которые были ошеломлены действиями летчика. Расследование не выявило у него, члена КПСС, каких-либо идейных или политических мотивов для бегства на Запад — было ясно только то, что Беленко был очень недоволен, что не получил в срок повышения до капитана и должности начштаба эскадрильи, которая дала бы ему возможность поступить в академию ВВС.

В США Виктор Беленко получил разрешение на постоянное проживание, а в 1980 году был принят конгрессом в американское гражданство по просьбе президента Джимми Картера. В том же году он выпустил автобиографию, в которой рассказал о своем побеге. К пилотированию он не вернулся, однако активно сотрудничал с ЦРУ, разведкой Пентагона и ВВС США, консультируя в области советской авиации. Сотрудники американских разведслужб назвали его «золотой жилой», а сам Беленко признавался, что «никогда не задумывался над тем, что так много знает».

В США Беленко нашел себе новую жену, которая родила ему двух сыновей. Он активно работал в области авиационной промышленности, снимался в рекламе, читал лекции в вузах и дал несколько интервью, в которых признавался в восторге перед США и американскими ВВС, заявлял, что «американские самолеты самые лучшие».

Какие советские самолеты угоняли на Запад

Кроме Беленко, были и другие советские летчики, «угонявшие» самолеты в западные страны. В некоторых случаях в распоряжение стран НАТО и их союзников попадали передовые советские технологии.

Подобные случаи (как и бегство западных пилотов в страны соцлагеря) происходили в пограничных регионах, откуда самолеты угоняли в соседние капиталистические страны: в 1949 году винтовой истребитель Ла-11 был угнан в Швецию, в начале 1950-х годов новейший на тот момент реактивный истребитель МиГ-15 был угнан из Одесской области в Турцию, позже в начале 1960-х летчик успешно угнал истребитель Су-9 в Иран, который в то время был союзником США.

В 1967 году лейтенант Василий Епатько угнал МиГ-17 с базы в ГДР в Западную Германию, после чего получил убежище в США. В нескольких случаях самолеты угоняли не пилоты, а авиационные техники, которые имели лишь общие представления о пилотировании: так, в 1973 году Евгений Вронский угнал истребитель-бомбардировщик Су-7 с базы в ГДР, но разбил его, когда катапультировался над Северной Германией.

Подобные случаи повторялись до конца существования СССР: в 1989 году «прославился» военный летчик 1-го класса гвардии капитан Александр Зуев, который угнал МиГ-29 в Турцию. Он получил политическое убежище в США, где написал популярную автобиографию и впоследствии разбился в ходе учебного полета.

Читайте также:

Отъезд из России, обвинения в предательстве: как живет футболист Березуцкий

«РВ»: старший офицер ВВС Украины «перелетел» на сторону России

Очнувшиеся самураи: воздушные инциденты между Японией и СССР

Ссылка на сайт ›

Больше интересных и эксклюзивных новостей — в нашем телеграм-канале