Все эти изящно высеченные скальные храмы и удивительные, сложные украшения монастырей, поражающие воображение, продолжают вызывать дебаты среди ученых по всему миру. Индийские мастера, обладая доступными им инструментами, могли бы без труда работать с андезитом, песчаником, известняком. Строения из этих материалов никого не удивили бы.
Но как же тогда объяснить существование храмов из мрамора, гранита, обсидиана, базальта? Уровень обработки этих материалов настолько высок, что даже 500 лет назад человечество не смогло бы воссоздать подобное. Сегодня я хочу обратить ваше внимание на фрагменты декора, характерные для индийской архитектуры 2-го – 1-го тысячелетий до нашей эры. В частности, на каменные цепи, высеченные из единого куска камня. Эти элементы часто встречаются в древнейших храмовых сооружениях. Кажется, что индийские мастера потеряли эту технологию примерно в 5 веке до нашей эры, поскольку более поздние постройки не содержат таких элементов. Казалось бы, обычные цепи – ничего необычного, но важен материал, из которого они сделаны.
Обычно все элементы, статуи, колонны, орнаменты и украшения в древних индийских храмах вытачивались из одного материала. Конструкции из собранных частей стали популярны только в 4 веке нашей эры. Первоначально все храмы строились из цельной скалы, и все декоративные элементы, если храм был сделан из гранита или базальта, также делались из этого материала. Используя в лучшем случае медные зубила и точильные камни, вырезать из гранита, базальта, мрамора или диорита цепь – крайне сложно. На это могли уйти десятилетия, а то и столетия. Учитывая, что через тысячелетия эти декоративные элементы сохранились, нет сомнений в том, что работал выдающийся мастер. Но какими инструментами это было сделано?
Конечно, камни, вероятно, не вырезались лазером, но технология 3D-печати может быть вполне вероятным объяснением. На юге Индии есть закрытый храм, серьезно поврежденный во время бомбардировок Британией в 17 веке. Его руины не привлекают внимания, все реликвии разграблены, но среди каменных обломков можно найти цепь из 12 колец, выполненную из диорита – исключительно прочного материала, по прочности почти равного алмазу. Как можно представить, что его обрабатывали медными зубилами или шлифовали песчаником? Что думаете?