Найти в Дзене

Картина «Мороз и солнце» Александра Пантелеева

Заслуженный художник РСФСР Александр Васильевич Пантелеев переехал из Уфы в Вологду летом 1976 года. Причина переезда заключалась в том, что в городе Устюжна родилась его мать Екатерина Александровна Борисевич, а его в детстве часто возили туда. В Уфу театральная семья его родителей перебралась в 1939 году в поисках работы. Но к сорока годам Александр Пантелеев ощутил неодолимое желание найти свои корни. По приглашению Владимира Николаевича Корбакова он переехал в Вологду.

А.В. Пантелеев. Автопортрет. 1981. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
А.В. Пантелеев. Автопортрет. 1981. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
А.В. Пантелеев. Портрет художника Владимира Корбакова. 1976. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
А.В. Пантелеев. Портрет художника Владимира Корбакова. 1976. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея

Вологда встретила Пантелеева гостеприимно, ласково. Он писал: «Вологда встретила меня мягким июнем, свечением белых ночей, влажными северными ароматами, белокаменными церквами и прекрасными строениями из дерева, причудливо украшенными резьбой...»

Александр Пантелеев воспринимал мир, как гармоническое целое, он искал возвышенные образы. Он нашел их на Севере в 1979 году, когда купил дом в деревне Красная Кирилловского района, его взору открылся не только мир прекрасной природы, но пространство бытия трудолюбивых людей, строивших крепкие вековые избы, возделывающих большие поля, огороды.

Тогда из под его кисти стали появляться пейзажи нового типа. Одним из лучших стало монументальное полотно «Мороз и солнце» в серии «Времена года».

А.В. Пантелеев. Мороз и солнце. 1982. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
А.В. Пантелеев. Мороз и солнце. 1982. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея

Сочетание гармонии природы с творениями человека всегда рождало в душе художника подлинный восторг, который он умел запечатлеть в своих полотнах. Огромное заиндевелое дерево царит как центр вселенной среди добротных изб, словно театральные кулисы обрамляющие сцену, постиранное белье на веревках создает новый пространственный план. Колористическое решение из голубовато-сиреневых, ультрамариновых, розовых тонов, кристаллическая структура, словно переливающихся гранями, предметов превращает внешне обыденный мотив в сказочный торжественный образ