Найти тему

«Мне не всё равно, в каком мире будут жить мои дети и близкие»: победитель конкурса ЭПАНТ-2023 рассказывает о своей научной работе

19-21 октября 2023 года в г. Саратов на площадках Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина прошёл V Всероссийский научно-общественный форум «Экологический форсайт». В его рамках был проведен Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ молодых ученых ЭПАНТ-2023.

Гран-при и звание лауреата конкурса получил студент 4-го курса факультета технологии неорганических веществ и высокотемпературных материалов Андрей Гончаров. В соавторстве с директором по развитию «Русатом Гринвей» Артемом Рязанцевым, профессором кафедры технологий неорганических веществ РХТУ им. Д.И. Менделеева, д.х.н. Еленой Либерман и специалистом центра коллективного пользования РХТУ Павлом Ивановым он представил доклад на тему «Перспективы извлечения редкоземельных элементов из фосфогипса АО «Воскресенские минеральные удобрения».

Мы расспросили Андрея о том, как велась работа над докладом и о его дальнейших научных планах.

Андрей, расскажите, вы раньше участвовали в мероприятиях наподобие ЭПАНТ-2023, или это был ваш первый опыт?

— Это был мой дебют. Материалы по теме разрабатывались нами с конца прошлого учебного года, и как только появилась возможность их своевременно обнародовать, мы решили принять участие в данном мероприятии.

Вы говорите «мы». Насколько известно, вы писали работу в соавторстве. Кто были ваши коллеги и почему вы выбрали именно их?

— С профессором кафедры ТНВ РХТУ Еленой Юрьевной Либерман я знаком ещё с поступления в университет – я выполнял под её руководством свою первую курсовую работу, которую тогда у младшекурсников ввели в качестве эксперимента. Так у нас появилась возможность «присмотреться» друг к другу. Оказалось, что нам весьма комфортно работать вместе. Позже, во время прохождения спецдисциплины, она предложила мне поработать совместно с её бывшим дипломником – Артемом Анатольевичем Рязанцевым. Это серьёзный человек, директор по развитию «Русатом Гринвей». С ним мы сразу достигли понимания. Именно он пришёл в РХТУ с инновационной идеей по переработке фосфогипса, что является крайне актуальной проблемой. Через время к нашей команде присоединился специалист ЦКП РХТУ Павел Игоревич Иванов, который был нашей опорой в вопросах анализа многочисленных продуктов в наших экспериментах. Его методику определения состава РЗЭ (редкоземельных элементов) высоко оценила комиссия конкурса ЭПАНТ-23. Как-то так и сложился костяк соавторов.

Я правильно понимаю, подать заявку на конкурс предложила именно Елена Юрьевна Либерман?

— Верно. Она предложила спектр площадок, где мы могли бы продемонстрировать наши наработки. Первой целью на пути оказался именно конкурс ЭПАНТ-2023. Следующими на очереди станут НТИ-2023, совместно с НГТУ, и «День редких земель» в Нижнем Новгороде.

На этих площадках вы собираетесь представлять тот же доклад или уже работает над новым?

— Наша уже созданная работа не стоит на месте – мы развиваем её сразу в нескольких направлениях. Наш доклад дополняется новыми сведениями, так что на данных площадках мы будем представлять расширенную версию наших трудов.

Расскажите поподробнее о докладе. Почему вы выбрали тему, связанную с извлечением РЗЭ из фосфогипса? Чем вас привлекло исследование именно этого вопроса?

— Понимаете, фосфогипс – это побочный продукт многотоннажного производства: при производстве тонны продуктовой ЭФК (прим.автора экстракционная фосфорная кислота) в отвал уходит до 6 тонн фосфогипса. Только на территории РФ на сегодняшний день его скопилось свыше 13 млн. тонн. Он мало интересен большинству отраслей с точки зрения последующего применения, а ведь фосфогипс – это техногенный отход, который не только занимает огромные территории буквально в виде белых гор, но и закисляет почву, грунтовые и атмосферные воды, внося дисбаланс в окружающую среду.

Главным стимулом к окупаемой переработке фосфогипса сейчас является немалое содержание в нём РЗЭ, которые высоко ценятся особенно в наши дни с тенденциями на импортозамещение.

Наша идея, в теории, должна позволить перерабатывать фосфогипс сразу в полезные продукты, минуя этап накопления отходов, а интеграция в процесс стадии извлечения РЗЭ позволит дополнительно существенно повысить рентабельность такого сложного производства.

Вы планируете довести технологию до ума и применять её уже на практике? Сейчас вы ведь всего лишь на начальном этапе исследования?

— В данный момент мы занимаемся параллельно совершенствованием стадии выделения РЗЭ и проектированием аппаратной части. Первый вектор исследований уже в достаточной степени освоен, а с технологическим решением сейчас мы только приступаем к лабораторным испытаниям.

Желаем вам удачи с лабораторными исследованиями. Вернёмся к ЭПАНТ-2023. Раз это был ваш дебют, как вы отреагировали на то, что получили звание лауреата? Много ли было конкурентов? На что вы рассчитывали, когда подавались на этот конкурс?

— Звание лауреата конкурса и получение Гран-при меня крайне порадовало, но не удивило. Несмотря на прочие актуальные работы, было очевидно, что наш труд на конкурсе вызвал ажиотаж и привлёк большое внимание со стороны жюри. Сразу после доклада от комиссии последовал десяток вопросов. Они интересовались нашими успехами, методами работы и планами дальнейшего развития. Некоторые члены жюри даже дали нам весьма дельные советы по совершенствованию исследования, которые мы сейчас активно прорабатываем.

Много ли было у вас конкурентов на конкурсе? На что вы рассчитывали, когда подавали заявку на представление своего доклада?

— В первую очередь я рассчитывал получить опыт, и этот опыт я получил. Мне было крайне интересно поучаствовать в подобном мероприятии, выступить перед уважаемыми учёными, послушать выступления коллег-конкурентов. Кстати, о них: конкурсанты были сильными. Многие темы касались вопросов промышленной экологии и совершенствования технологий сбережения окружающей среды. Большинство из них явно тоже «горели» своей темой и, несмотря на стеснение, не впадали в ступор перед вопросами жюри.

Есть ли у вас какие-то планы дальнейшего развития, помимо доработки исходного исследования и участия в иных конкурсах, о которых вы писали выше?

— В первую очередь, opus magnum нашей деятельности — это довести работу до стадии промышленных испытаний с последующим запуском технологии в оборот. Ведь если труды останутся в производственной «яме» или «аду» – называйте как угодно – все мы лишь останемся на шаг дальше от стабильного природопользования.

Вы неравнодушны к экологии?

— Я предпочёл бы формулировку: «Мне не всё равно, в каком мире будут жить мои дети и близкие». Если я могу сделать что-то хорошее в долгосрочной перспективе, я думаю, что это заслуживает усилий.

Согласны с вами, Андрей. Последний вопрос: что посоветуете молодым коллегам, которые по разным причинам не решаются попробовать свои силы в различных конкурсах? Вы учитесь всего лишь на 4 курсе, а уже много достигли. Чего не стоит бояться таким же молодым ученым, как вы?

— В первую очередь не стоит бояться проявлять инициативу: под лежачий камень, действительно, не течёт вода. Я боялся трудностей с совмещением учёбы и научной деятельности, но, как видите, у меня всё получилось. Даже в такой сложности можно всё обернуть в свою пользу: ведь теперь моя научная деятельность – это и есть мой диплом, которым я занимаюсь с удовольствием.

Такие интересные мероприятия, как ЭПАНТ, проходят ежегодно, и они охватывают весь спектр возможных интересов молодых учёных. Так почему бы не отважиться, и не попробовать себя в науке? Это может стать хорошим катализатором к научному будущему каждого молодого студента.