Найти тему

Алвар Аалто

У каждого человека свои взгляды и свой рейтинг оценок и предпочтений. Так и у меня.

Не так давно заказала книгу с культовыми изделиями мебели 20х годов и на одной из страниц представлено кресло «модель 42» дизайнером которого является Алвар Аалто. Так странно. Для меня одно из культовых его творений (я имею ввиду предметы мебели и интерьера) – это классический табурет на трех ножках и именно с этим изделием у меня ассоциируется данных архитектор.

А вообще немного впечатляет история творческих людей, которые находились на поле боя. Альвар Аалто застал гражданскую войну и в 1918 сражался на стороне «белых». После всего увиденного, пережитого он вернулся на студенческую скамью и завершил свое обучение, став дипломированным специалистом. И после всего страшного, что происходило на войне, он создавал поистине потрясающие и совершенные вещи. Он стал крупнейшей фигурой в архитектуре Финляндии и одним из самых важных мастеров скандинавского дизайна. Он проектировал здания практически для всех ключевых государственных учреждений, а также типовое жилье и частные дома. Один из сооснователей «Артека», Аалто оставил после себя наследие, вызвавшее неизгладимый резонанс. Вместе со своей женой Айно Аалто он начал проектировать мебель как естественное продолжение своего архитектурного мышления.

Центральная городская библиотека Выборга — единственная постройка финского архитектора на территории России. Библиотека была достроена и открыта только в 1935 году, зато проект получился поистине революционным для своего времени. Книги на специальном лифте поднимались из хранилища до балкона, где летом можно было читать на свежем воздухе, освещение абонементного зала осуществлялось через специальные световые фонари в потолке, а волнообразный потолок лекционного зала обеспечивал уникальную акустику.

-2

Мебель для библиотеки Аалто также проектировал сам. Самым известным объектом стал круглый штабелируемый табурет Stool 60 из гнутой березы (1933 г), который выпускается до сих пор маркой Artek в разных версиях. Его главная «фишка» — простота сборки: три ножки крепятся непосредственно к сидению при помощи девяти винтов. Любопытно, что мировую славу эта модель приобрела в своей четырехногой версии благодаря ИКЕА, которая скопировала табурет Аалто и выпустила его из гнутой фанеры. Но сам Аалто версию на четырех ножках не любил (хотя она и есть у Artek), считая ее более банальной и менее органичной.

-3

А вот кресло «модель 42» еще его называют «Маленькое Паймио» было разработано как часть проекта для санатория Paimio на юго-западе Финляндии. Алвар Аалто в 1929 году выиграл архитектурный конкурс на право построить санаторий для лечения больных туберкулезом. Это первый проект архитектора, который полностью был укомплектован мебелью его собственного дизайна. Каркас кресла изготовлен из клееной березы и имеет форму консольного стула; сиденье и спинка изготовлены из одного куска прессованной фанеры. Плавность конструкции создает мягкое и удобное место для сидения. В результате получилось кресло без прямых линий, кресло исключительной эстетической привлекательности. Поскольку древесина со временем меняется, подлокотники изготавливаются из цельного куска, который затем разделяется пополам, что гарантирует, что с возрастом кресло останется идеально сбалансированным.

Форму кресла Алвар Аалто разработал специально для облегчения дыхания пациентов. Чтобы, откинувшись на спинку, как можно больше раскрывалась грудная клетка, а узкие горизонтальные щели, прорезанные через подголовник, позволяли воздуху циркулировать вокруг лица. Кресло относительно низкое и длинное, поэтому сидячее положение близко к полулежащему, а изогнутая деревянная фанера обеспечивала достаточную гибкость при длительном пребывании пациента на свежем воздухе. Дизайн кресла отлично отображает характер болезни, которую тогда лечили в санатории.

-4

Меня всегда вдохновляет, когда мебель спроектирована так, чтобы полностью выполнять свое предназначение, мебель в которую заложена мысль. Такая мебель всегда что-то большее.

Если рассматривать мебель спроектированную Аалто, то большую популярность и масштабность больше приобрел табурет stool 60, наверное поэтому у меня именно это изделие больше ассоциируется с данным архитектором. Что касается кресла «модель 42» это уже не такое массовое производство и возможно не такое узнаваемое, но на мой взгляд – «души» у него больше.

А какое изделия у Вас ассоциируется с Алваром Аалто? Может это будут его работы из стекла или торшеры…

-5
-6
-7
-8