Найти тему
Северная Корона

Шанель и не снилось. Кутюрье императрицы и пионеров Ламанова, и ее таланты

Оглавление

«Подумав мгновение, полосовала чудесную дорогую ткань огромными острыми ножницами, что приводило заказчицу в трепет». Так описывал современник русского модельера Надежды Ламановой, дворянин Владимир Матов, ее мастерство. Кутюрье, более 40 лет занимавшуюся пошивом одежды для императрицы и великих княгинь, и более 20-ти — для советских граждан, сегодня многие называют «русской Коко Шанель».

Надежда Ламанова
Надежда Ламанова

Коко и не снилось

Однако сравнение это не совсем корректное. Коко Шанель была не модельером, а лишь стилистом и бизнесменом. К примеру, даже маленькое черное платье — вовсе не изобретение Коко. Такие модели существовали и до нее.

Надежда Ламанова же, обладавшая превосходным художественным вкусом, самостоятельно создала ни одну поистине неповторимую модель. Вот как, к примеру, описывает одно из ее платьев ее современница в модном петербургском журнале:

На одном из последних балов я видела туалет, приведший меня в восторг, на m-lle Б., одной из самых красивых и нарядных дебютанток нынешнего сезона. Когда она вошла в зал, я подумала: какой на ней сегодня тусклый, неинтересный туалет: действительно представьте себе обыкновенное бальное открытое платье из mousseline chiffon желто-дымчатого цвета.
Тускло, просто показалось мне, и я удивилась, зная, с каким тонким вкусом одета всегда эта молодая красавица. Каково же было мое изумление, когда войдя на середину залы в ярко освещенное люстрами место, моя барышня вдруг точно преобразилась: повернется направо – она вся розовая, повернется налево – вся зеленая. Еще повернется – и все платье переливается всеми цветами радуги.
Прелесть и очаровательное впечатление этих переливов трудно передать: полюбопытствовав, я узнала, что эффект получается посредством целой комбинации цветных слоев шифона, так умело подобранных и приложенных, даже в отделке лифа, среди многочисленных воланов – что это творение нашей художницы по части дамских нарядов, знаменитой московской портнихи Ламановой, мастерская которой смело может конкурировать со всеми знаменитыми домами Парижа

А вот как описывает наряд скульптора Веры Мухиной, сшитый Ламановой уже в советское время, телерепортер ТАСС Татьяна Лебедева:

Модное платье – свободного покроя, в котором угадывается рука Ламановой, ей не к лицу, вернее не к фигуре. Никакие ламановские ухищрения не могут скрыть грубо вылепленные бедра и короткие ноги с широкой ступней. Под благородной льняной тканью чувствуется ремесленный отлив каслинского чугуна. Прибавьте к этому крохотную белую панамку, шлычок, на голове, а на маленьком коротком носике – пенсне с черным шнурочком. Может быть, этот портрет звучит несколько по-женски и в нем есть доля зависти, ведь ламановские платья, несмотря на их простоту и дешевизну тканей, так и остались несбывшейся мечтой нашей студенческой юности
-2

Собственный манекен для каждой заказчицы и метод наколки

До революции Надежда, будучи поставщиком русского императорского двора, шила восхитительные платья в стиле модерн для царицы Александры Федоровны, великих княгинь, придворных дам. Разумеется, ее клиентками были и обычные высокородные дворянки, а также актрисы, жены и дочери богатых купцов и пр.

В своей работе Ламанова, в дореволюционные времена, по примеру французов, использовала кутюрные методы пошива. Для каждой постоянной клиентки, к примеру, в мастерской Надежды Петровны, в которой работало около 300 мастериц, создавался свой собственный манекен.

Для создания такого манекена, на заказчицу максимально тщательно подгоняли лиф из плотной гладкой ткани. Затем этот лиф надевали на манекен, а пустоты под ним заполняли бумагой до плотной натяжки. Так создавался манекен с точными пропорциями клиентки.

Французское ателье XIX в.
Французское ателье XIX в.

При раскрое и подгонке платьев, по воспоминаниям современников, Надежда использовала так называемый метод наколки на самой заказчице или на ее манекене. Процесс этот был долгим и трудоемким, но позволял создавать одежду оптимальной формы с учетом текстуры использованного материала.

По воспоминаниям современниц, Ламанова терпеть не могла кроить одежду небольшими деталями. Модельер всегда старалась, чтобы платье было сшито из крупных элементов. Некоторые платья Ламановой после распорки даже превращались в единый большой кусок ткани.

Ткани, фурнитуру, аксессуары для своих платьев Надежда Ламанова закупала лично. Для этого она дважды в год самостоятельно ездила в Париж. Будучи непревзойденно талантливым модельером, Надежда считалась и очень неплохим бизнесменом.

Родилась Надежда в 1861 г. в небольшом имении под Нижним Новгородом. Ее семья принадлежала к дворянскому сословию, но была очень бедной. И тем не менее в последующем в короткие сроки Надежда сумела стать самым знаменитым кутюрье России.

Бал в Зимнем дворце, 1889 г
Бал в Зимнем дворце, 1889 г

В своей мастерской Ламанова использовала, в том числе и необычные для того времени маркетинговые ходы. К примеру, она первой в России начала не только шить одежду на заказ, но и продавать ее уже в готовом виде. Придя в мастерскую Ламановой, клиентка могла выбрать себе по вкусу уже сшитую уникальную блузку, юбку или платье.

Рекомендация сестры царицы

Поставщицей императорского двора Надежда Ламанова стала, благодаря великой княгине Елизавете Федоровне. Старшая сестра императрицы Александры Федороны, бывшая замужем за великим князем Сергеем Александровичем, дядей Николая II, однажды завела ее в мастерскую к Ламановой.

Елизавета Федоровна и Александра Федоровна
Елизавета Федоровна и Александра Федоровна

Последняя русская царица, как известно, предпочитала в моде элегантность и простоту. Зайдя вместе Елизаветой Федоровной в мастерскую Надежды, Александра Федоровна увидела коллекцию, которая просто восхитила ее. Перед императрицей предстали элегантные платья из тканей нежных пастельных оттенков. Такие модели были полностью во вкусе Александры Федоровны, и через несколько месяцев Ламанова стала поставщицей царского двора.

Смотрите галерею платьев императрицы от Ламановой:

Фрейлина вместо императрицы

В последующем Надежда шила платья для супруги Николая II вплоть до самой революции. Александра Федоровна, которая, как известно, не отличалась хорошим здоровьем, не могла подолгу стоять в комнате, пока закройщица подгоняла под нее платье. У царицы были больные ноги, и из-за чего она даже часто была вынуждена разъезжать по дворцу в инвалидной коляске.

Поэтому вместо Александры Федоровны подгонку и примерку платьев Надежда делала на ее фрейлине — Мадлене Занотти. У Мадлены были точно такие же пропорции, как у Александры Федоровны, и она имела тот же рост.

Ателье в дореволюционной России
Ателье в дореволюционной России

Неприхотливая царица

Шить платья для Александры Федоровны Надежде Ламановой было несложно. Последняя российская императрица, хотя и считалась достаточно капризной женщиной, в одежде отличалась крайней неприхотливостью. Фрейлина Анна Вырубова, к примеру, писала об Александре Федоровне так:

Она не любила ни роскоши, ни блеска, была равнодушна к туалетам настолько, что камеристкам приходилось напоминать ей о заказах новых платьев. Она носила одно и то же платье годами, в военные годы она не заказала себе ни единой принадлежности туалета.
Александра Федоровна в платье от Ламановой
Александра Федоровна в платье от Ламановой

"Вторая молодость"

Когда в 1917 г. произошла русская революция, Надежде Ламановой было уже 56 лет. Многие знакомые и близкие модельера предусмотрительно эмигрировали за границу. Надежда же решила, что останется в России.

Сначала Ламанова, как и многие дворяне в то время, надеялась на то, что смена власти в стране — это ненадолго. В последующем же у Надежды Петровны полностью исчезли любые мотивы отъезда из России. Новые власти решили, что модельер будет полезна стране, благодаря чему Ламанова буквально пережила «вторую молодость».

Ламанова, портрет Серова
Ламанова, портрет Серова

Надежде довелось практически с нуля создавать моду государства, непохожего ни на одно другое в мире. Конечно же, такая деятельность была очень по нраву творческой натуре Ламановой. Сама Надежда Петровна по поводу революции однажды написала:

Революция изменила мое имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей, а дала возможность в несравненно более широких размерах проводить их в жизнь.

Долгое время считалось, что после революции мастерская и имущество Надежды Петровны были национализированы. Но недавно нашли документы, согласно которым, модельер самостоятельно распродала свое имущество и на эти деньги выплатила последнюю большую зарплату своим работницам. Также Надежда продала свой дом и вместе с семьей переехала на съемную квартиру.

-10

Советский конструктивизм

В 1919 г. Надежду и ее близких арестовали. Два месяца Ламанова провела в Бутырской тюрьме, но затем ее и ее родственников освободили по протекции Максима Горького.

Начав работать на новую власть, Надежда Ламанова стала основоположницей прикладной моды в стиле конструктивизма в России. В советский период модельер шила одежду для разного рода знаменитостей, разрабатывала модели для простых работниц. Известно также, что в 30-м году Ламанова создала эскиз, по которому начали шить пионерскую форму.

Пионерская форма 30-х годов
Пионерская форма 30-х годов

Лишившись возможности одевать элиту и использовать кутюрные методы, в советский период своего творчества Надежда обратилась в сторону русских народных традиций. После освобождения из Бутырки она возглавила «Мастерские современного костюма», созданные Наркопросом по ее же совету. Эти мастерские в последующем стали своего рода экспериментальной лабораторией по созданию новых форм одежды и просуществовали до 1924 г.

Во времена НЭПа Надежда Петровна вместе с сестрой, как и в старые времена, шила одежду для богатых заказчиц, принимая заказы на дому. Помимо одежды, она моделировала и головные уборы. К примеру, знаменитая шапочка Лили Брик была создана по эскизам Ламановой.

Лиля Брик
Лиля Брик

Форма "прямоугольника"

В более поздние годы Ламанова проектировала модели для советской легкой промышленности. Делом это, как признавалась сама модельер, было крайне непростым. В стране не хватало красивых тканей и создавать модели Ламановой приходилось из «вялых или наоборот, слишком жестких, тусклых, плохо окрашенных материалов грязноватых оттенков».

В своем творчестве Надежде Петровне приходилось использовать бумазею, солдатское сукно, бязь, суровое полотно, холстину. Но Ламанова на то и была талантливым модельером, что и в такой тяжелой ситуации нашла выход из положения.

Надежда Петровна разработала новый метод моделирования одежды, который в последующем использовался на советских фабриках. Ранее модельеры шили одежду «от фасона», то есть мало обращали внимания на свойства самой ткани. По рекомендации Ламановой же советские стилисты начали разрабатывать одежду от принципа «материал определяет форму». Ткани в те годы были по-большей мере жесткими, а потому первые советские модели шили, ориентируясь на форму «прямоугольника».

Советские "прямоугольники" от Ламановой:

Кафтан из полотенец

Разрабатывая свои модели в первые годы советской власти, Надежда учитывала также то, что не каждая женщина страны тогда могла позволить себе купить новое готовое платье.

Все модели Ламановой этого периода были выполнены так, чтобы любая советская работница могла легко повторить их в домашних условиях из купленной ткани. В 1925 г. под руководством Надежды Петровны был даже разработан альбом-приложение к журналу «Красная Нива», с первыми выкройками для советских женщин. Рисунки для этого альбома, поскольку сама Ламанова рисовать не умела, создавала Вера Мухина.

Кафтан из полотенец из альбома Ламановой:

-14

Театральные костюмы

В 20-е годы Надежда Ламанова, помимо всего прочего, начала сотрудничество с крупными советскими театрами. Театральные костюмы модельер всегда считала одним из своих «коньков».

К примеру, Ламанова шила костюмы для дворян, приглашенных на знаменитый «Русский бал» в 1903 г. в Зимний дворец. Также она одевала актеров царских театров для их выхода на сцену. Станиславский, сделавший ей первый заказ еще в 1901 г, считал ее самым лучшим российским костюмером и даже называл «незаменимой».

В 1932 г. Надежда Петровна получила должность консультанта-архитектора во МХАТе. С этого момента ее творческая деятельность была полностью связана с костюмом. Ламанова шила модели для театральных постановок, а позднее — для кинематографа. Во МХАТе в последующем Надежда Петровна проработала до самой своей кончины.

Театральные костюмы Ламановой. Музей МХАТ (фото из открытых источников)
Театральные костюмы Ламановой. Музей МХАТ (фото из открытых источников)

Во время ВОВ, когда немцы подошли к самой Москве, театральная группа МХАТа была эвакуирована. Надежда Петровна, которой к тому моменту уже исполнилось 80 лет, в это время находилась за городом. Когда она приехала в Москву и подошла с сестрой к театру, оказалось, что все уже уехали.

Узнав, что ее «забыли», Ламанова очень расстроилась. Модельер решила, что она никому оказалась «не нужна». Надежда Петровна не знала, что уехала к тому моменту только первая эвакуационная группа. Модельера с сестрой могли бы увезти из Москвы со следующей партией. Сестра успокаивала Ламанову, но когда женщины шли по Дмитровской улице вниз, Надежде Петровне вдруг стало плохо. Пожилая женщина упала замертво и скончалась.

Надежды Петровны не стало, но память о ней сохранилась до сих пор. Летом этого года, энтузиасты, возрождающие память о Ламановой, открыли ее мемориальную табличку на деньги, пожертвованные неравнодушными людьми.

Мемориальная табличка Ламановой
Мемориальная табличка Ламановой

В статье использованы материалы сайта «Виртуальный музей Надежды Петровны Ламановой».

Если статья понравилась, поддержите канал подпиской