В этой статье мы рассмотрим главный вопрос – как шутить. На примерах я покажу, что такое соотношение, сеттинги и их смешение, а также на сколько важны переходы в микс
Соотношение
Первое, что нужно быстро понять, что вторая часть шутки высмеивает первую. Это не просто абстрактная ассоциация на тему первой, а высмеивание именно главного парадокса, рассказанного в истории из реального мира.
Для того, чтобы не терять точности нам поможет понимание равных дробей.
Кто не помнит со школы, что 13/169=1/13 придётся туго, но в этой книге вы не найдете дополнительных пояснений (можно найти в учебниках за 5 класс или интернете).
Так вот в миксе мы используем то же соотношение антонимов, ту же логику, тот же паттерн, что и в предпосылке, но меняем мир, в котором это происходит.
Например:
«Секс в презервативе это как массаж в шубе»
И в левой и в правой части шутки содержится один и тот же парадокс – тонкое и толстое, чувственный – черствый, контактный – разделенный.
Эта простая логика многим из вас, у кого уже получается хорошо шутить, покажется очевидной, я же по своему опыту скажу, что для многих она становится откровением, тем, что давно крутилось на языке, но не было высказано и дефиницировано.
Рекомендую взять блокнот – посмотреть большие сольные стендапы Павла Воли и Незлобина и ставить на паузу каждый раз, когда увидите шутку по этой структуре и четко выписывать антонимы, которые использовал автор. Только так вы сможете овладеть этим.
Простое чтение теории крайне малоэффективно,– всё равно, что пробегать глазами примерчики в учебнике алгебры, но не решать их.
Еще раз подчеркну, что вот этот переход от предпосылки в микс и есть краеугольный камень уже стендапа (парадокс – краеугольный камень комедии), как жанра публичного комедийно-драматического высказывания.
Параграф маленький, но на нем строится вся теория.
Часто спрашивают: «А где микс в КВН или в «Уральских пельменях»?». На самом деле очень часто и там использует микс. Правда шутка часто начинается сразу с микса, без упоминания предпосылки.
Например: номер команды «25я» Воронеж, где муж приносит жене в магазине две пары шин и предлагает помочь выбрать, какие больше подойдут для его машины. Когда она указывает на первые попавшиеся шины, он обижается фразой: «Ты что не видишь, что они зимние?»
Почему здесь можно обойтись без предпосылки?
Думаю, все дело в том, что микс сделан на узнаваемую тему женского поведения в магазине, плюс собран таким образом, что в каждой фразе мы видим подтекст, видим узнаваемый синтаксис предложений, который в точности имитирует женские и мужские фразы.
Сеттинги
В создании микса самое важное это уловить патерн предпосылки, соотношение парадоксов: если в предпосылке тот, кто должен развивать – ограничивает, то в миксе это сохраняется (исключение составляют шутки построенные на инструменте «инверсия», об этом в книге про инструменты комедии), если в предпосылке то, что должно расслаблять – напрягает, то и в миксе могут поменяться персонажи, но соотношение сохраняется.
Для создания интересных шуток вам необходимо владеть огромной библиотекой сеттингов. Развивайте внимание, память, эрудицию.
Сеттинг – это мир, среда, обстановка, где происходит действие. Например сеттингом может быть дикий запад с ковбоями, индейцами, грабителями банков, спиртом в бутылках ХХХ и салунной музыкой или каменный век с костями в волосах, одеждой из шкур и примитивным языком неандертальцев.
Хорошей проверкой того, знаете ли вы тот или иной сеттинг могут быть три вопроса:
знаете ли вы что в этом сеттинге едят, какая музыка звучит, как одеваются?
Проверьте себя?
Попытайтесь ответить на эти вопросы, если речь зашла о средневековье, православном храме, тайланде, пиратах, школе, новой обитаемой планете с разумными растениями.
Хорошо ли вы знаете сеттинги, о которых говорите?
Чтобы посмотреть как используют сеттинги состоявшиеся комики, лучше всего подходят концерты Эдди Изарда и Николая Куликова. Они кайфуют от собственного путешествия по вымышленными мирам.
Для артиста это возможность прожить сотни жизней за полтора часа. Но и для зрителя сеттинги невероятно важны. Наблюдать за умным, но статично читающим пусть и гениальные шутки становится скучно на 40 минуте. К сожалению это проверено и на собственном горьком опыте. А вот, когда вы способны развлечь публику доказывая точность ваших предпосылок, отправлять то в зомбиапокалипсис, то в молодежный видеоблоггинг – это выглядит очень увлекательно, и публика не замечает как летит время. Чтобы ярче проиллюстрировать то о чем я говорю хорошо подойдут концерты Жванецкого или Задорнова и шоу импровизаторов. Это две крайности: одни только читают блестящий текст, другие создают сценки совершенно без оглядки на текст, смысл, логику и ценность высказываний. Одно остается в вечности афоризмами, другое испаряется как «с белых яблонь дым». Возьмите все лучшее и у тех и у других, подобно комикам, которых я описал выше.
Еще одно важное наблюдение: будьте разнообразны в выборе сеттингов, если на протяжении часа каждая шутка будет заканчиваться отсылкой к сериалу Бригада – вы рискуете стать предсказуемым.
Старайтесь выбирать сеттинги из разных областей человеческой деятельности.
Один начинающий комик, мой ученик был не особенно разнообразен и ситуации, которые раздражили его в банке высмеивал через сеттинг школы, а случаи в метро высмеивал через ситуации в музее. И это в общем то работало, но быстро стало заметно, что он использует только реалистичные сеттинги. А где же вампиры, эльфы, терминаторы, динозавры, Индианы Джонсы, русские богатыри и ниндзя?
Наслаждайтесь собой в комедии. И даже, если сейчас вы воспринимаете себя как серьёзного хмурого комика, поверьте, слышать от вас отсылки к смурфикам будет только смешнее.
В этом очередной психотерапевтический эффект стендапа – это возможность играть в самом широком смысле этого слова вне зависимости от статуса, возраста, пола и достатка.
Смешение сеттингов
В самом широком смысле слова все миксы строятся на смешении сеттинга, даже для того, чтобы высмеять «скрытоэкзаменующих» вас на первом свидании девушек вы используете метафорическое изображение собеседования, где работник требует его завоевывать, вы уже смешиваете два сеттинга: собеседование и свидание.
В книге «Юмор. Все инструменты комедии» я выделил и описал семь самых популярный приёмов, которые осознанно или неосознанно используют и стендап комики, и КВНщики, и команда «ПрожекторПерисХилтон» и все все все западные и мировые комики.
Часто используют их интуитивно, неосознанно, подобно тому, как птицы летают не зная аэродинамики (знаю, что уже использовал эту метафору – мне она кажется точной).
В этой книге мы поговорим только о самом общем случае – это о смешении сеттингов. Самый тяжелый приём, потому что конкретных описаний, что с чем смешивать нет. Просто предлагаю описать: а как происходит свадьба, но на диком западе? А что если Михалков переснимет «Бешенных псов», а что, если бы «Поле Чудес» выходило на РенТВ? А что, если боксёры симулировали как футболисты? И так далее и до бесконечности.
Если вы пересмотрите лучшие скетчи Большой Разницы, КВН и даже миксы Стендапа на ТНТ, вы начнете замечать эти смешения.
Именно они нам и кажутся изобретательными, развлекательными и остроумными. Именно наблюдение есть первый шаг к тому, что вы сможете создавать собственные шутки, если до сих пор этого не делали.
Однажды мне задали вопрос: а как научиться шутить, если не понимаешь чужих шуток? Я смею предположить, что это будет так же трудно как научиться рисовать, если вы слепы, или выиграть футбольный матч, если вы не знаете правил. Если вы считаете это реальным, то попробуйте пройти с первого раза без сохранений компьютерную игру, о которой до сегодняшнего дня ничего не слышали. Убедите и меня.
Теперь о том, что делать, если наблюдать смешение сеттингов уже получается, а использовать самому пока что – нет. Есть технический способ: вы делите листочек напополам, в одной половине пишете фразы, ситуации и атрибуты одного сеттинга, а затем «переводите» их на язык второго мира.
Например: вы смешиваете сеттинги «Бокс» и «Ванильные девушки» (парадокс: брутальный – женственный)
«Чемпионский пояс» переводится в женский мир как «Чемпионский бант»
«Контрольное взвешивание перед боем» переводится как «Чемпион определяется не по результату поединка, а по результату взвешивания»
«Девушка проносит номер раунда» в женском мире будет «Номера раундов проносит Тарзан»
Этот простой способ помогает даже зашоренному косноязычному человеку разбудитьсвою креативность и начать генерировать хоть какие-то идеи.
Для креативной команды это упражнение станет гейзером идей. Достаточно новыми глазами посмотреть «ПрожекторПерисХилтон», чтобы убедиться, что импровизация нередко происходит именно по этому сценарию.
Еще раз подчеркну, что авторы программ могут по разному называть свои методы и инструменты, кто-то вообще делает все интуитивно и скажет вам, что «шутки приходят свыше», но на деле теория, которую я вам предлагаю это как биология: лягушка может отлично прыгать и без знаний о том как устроены её лапки.
В миксах вы всегда смешиваете сеттинги. Вы словно задаетесь вопросом «а что если?» и поэтому те кому приходятся заниматься комедией «в промышленных масштабах» волей неволей становятся креативными людьми. Им регулярно приходится выдумывать, наполнять миры, которые им предлагают друзья, чтобы подыгрывать и поддерживать их.
Смешение сеттингов это самый пространный и размытый из всех инструментов, которые я описал именно потому что другие: инверсия, адвокат дьявола, гипербола, сыворотка правды, буффонада по сути являются его подвариантами, вариациями.
На них строятся подавляющее большинство скетчей, роликов, сценок, которые я вижу в телешоу и на ютубе. Дерзайте и вы.
Переходы в микс
Для опытных комиков часто становится камнем преткновения переход в микс. Из-за того, что автор не может придумать хорошей подводки к миксу он надолго откладывает его или вообще выбрасывает шутку.
Делать этого не стоит. Вы можете подглядеть переходы у ваших кумиров и воспользоваться теми, что предлагаю я:
● в жизни все неправильно… если так пойдет дальше, то я боюсь, что будет так…
● но это ведь глупо… ведь не бывает такого, что…
● это странно… это все равно что…
Эти простые склейки позволяют вам настроить логический переход от парадокса в предпосылке к парадоксу в миксе и, что даже еще более важно грамотно выстроить настроение с которым вы будете рассказывать эту шутку, заложить основу вашей актерской игры.
Пользуйтесь ими в ситуациях с проблемными шутками, опыт показывает, что многие из шуток, которые раньше умирали так и не дописанными до конца эти пилюли вылечивают.
Шутка от микса и шутка от предпосылки
Отдельно надо сказать, что ситуация при которой шутка родилась «от микса», а не «от предпосылки» вполне себе реальна. Бывает вы сначала придумываете, что было бы круто показать корпоратив средневековых рыцарей, у вас может быть родилась парочка панчлайнов, а вот как подвести это, понять ЧТО эта сцена будет высмеивать в нашей реальной жизни мыслей нет.
Конечно, в первую очередь отсутствие подводки тут будет связано с тем, что просто не стояло такой задачи. И в КВН эта проблема будет решена мгновенно, вместо предпосылки мы услышим «Случай в средневековье» и это хорошее решение. Это точно лучше, чем класть шутку в долгий ящик. Однако добавлю, что недолго подумав над парадоксом, который зацепил вас в вашем миксе, вы можете придумать отличную предпосылку, потому что все шутки высмеивают в философском смысле одну и ту же тему: Что значит быть человеком? Каково это? Что мы чувствуем?
Задача соединения вымышленных смешных фразочек, сценок с ситуациями в нашей повседневной жизни мне кажется весьма благородной и важной.
Создавайте шутки, не ограничивайте себя, а развивайте дополняйте и раскрывайте – вот основной меседж того, что я хочу донести. Больше примеров ищите на моем курсе Обучение Стендапу Дистанционно Онлайн (yartsev.club).
Итак, в это ответил на самый важный вопрос – как шутить и как сделать так, чтобы выступление было целостным и интересным. Читайте дальше