(страховые «фокусы» или «наперсточники» в отделении крупного банка).
Наименование этой статьи противоречиво, но только на первый взгляд. Казалось бы, если человек имеет дело, одновременно, с известным столичным банком и его дочерней страховой компанией, причем в одном и том же офисе, какие могут быть «риски»? Но прочитаете эту статью, и у вас тоже появится ощущение, что именно этими соображениями руководствовались мошенники, от противоправных действий которых пострадала моя доверительница.
Входит клиент в помещение банка, реклама которого ежедневно звучит «из каждого утюга», начинают его «окучивать» любезные и ухоженные сотрудницы в фирменных одеяниях и отключаются у посетителя защитные механизмы и рефлексы, о которых он постоянно помнил, пока ехал в банк. Такому посетителю можно «втюхать» любую банковскую услугу, даже если она ему – без надобности. Ничего нового, обычная технология принуждения к приобретению товаров и услуг, известная, кстати, с ветхозаветных времен.
Героиня нашего повествования в результате несчастного случая стала инвалидом второй группы. Навалились новые серьезные проблемы, в том числе финансового характера, ведь частичная потеря работоспособности часто означает утрату возможности получать средства для существования. Удачный и «раскрученный» бизнес пришлось оставить, а на пенсию, назначенную по инвалидности, не проживешь. Для каждого человека такой поворот судьбы является серьезным испытанием, а уж для молодой привлекательной женщины частичное нарушение двигательных функций вообще может стать непосильной ношей, сломать, раздавить, заставить сдаться…
Нет, наша героиня, к счастью, оказалась сильной женщиной, способной преодолеть даже такие трудности жизни. Но беда, как известно, чаще всего приходит не одна. Дополнительно ко всем своим бедам, наша героиня стала жертвой незаконных действий должностных лиц «крупного банка» (назовем его так) и его дочерней страховой компании. Но, обо всем по порядку. События в этой некрасивой истории с криминальным подтекстом развивались следующим образом.
Героиней нашего повествования были оформлены две кредитные карты в офисе отделения банка, по месту жительства. Сотрудники офиса убедили ее в необходимости застраховать свою жизнь в связи с предстоящей поездкой в горы. В результате, наша героиня подписала страховые полисы по программе «Страхование владельца кредитной карты». При этом она обратила внимание сотрудников банка на то обстоятельство, что оба полиса являются лишь ксерокопиями официальных документов и на них отсутствуют оригинальные подписи уполномоченных должностных лиц, а также оттиски мастичных печатей самой страховой компании.
Но ей объяснили, что такого рода оформление страховки – обычная практика, что страховая компания является дочерней фирмой банка и никаких проблем с полномочиями на оформление страховки именно в офисе отделения банка нет и быть не может. Наша героиня поверила словам сотрудников банка, подписала оба полиса и при этом оплатила (как ей тогда казалось) стоимость страховых услуг.
Только сейчас, уже после несчастного случая, наша героиня поняла, что, принимая у нее деньги и оформляя приходные кассовые ордера, сотрудники банка умышленно указывали в качестве получателя денег не страховую компанию, а сам банк (его отделение). В назначении платежа также не указано, что полученные деньги являются оплатой за оформление страховки. То есть, получение денег оформлялось с таким расчетом, чтобы в страховую компанию они не поступили. Цель, как можно предположить – преднамеренное создание условия, при которых в случае страхового случая выплаты можно не осуществлять, ведь отсутствие выплат страховых премий является основанием для того, чтобы считать договор страхования (страховой полис) незаключенным.
Когда страхуешь свою жизнь и здоровье, обычно не обращаешь внимания на формулировки и прочие тонкости условий страхования, тем более, что в самих полисах эти условия написаны настолько мелким шрифтом, что прочитать не представляется возможным даже для человека с хорошим зрением. При подписании полисов страхователь не допускает мысли, что страховой случай произойдет именно с ним. К сожалению, в случае с нашей героиней жизнь распорядилась иначе: она получила серьезную травму, возникли серьезные последствия - нарушения двигательных функций. В результате, как уже указывалось, - инвалидность, вторая группа.
Разумеется, наша героиня обратилась в страховую компанию, предъявила им полный пакет документов, необходимых для получения страховых выплат. Каково же было ее удивление, когда в страховой компании сказали, что страховые полисы по программе «Страхование владельца кредитной карты» она с их фирмой не оформляла. В офисе отделения банка героине нашего повествования заявили, что заплаченные ею деньги не были направлены в страховую компанию «в силу досадного недоразумения». Но последствия этого «досадного недоразумения» никто не собирается исправлять. Ошибка (если предположить, что это - лишь ошибка) сотрудников банка принесла нашей героине прямой финансовый ущерб в сумме 750 000 рублей.
Однако, мы располагаем информацией о том, что ситуация с оформлением таких недействительных «страховых полисов» – не единственная. Этот банк, как можно предположить, постоянно использует указанные выше незаконные финансовые комбинации для того, чтобы получать дополнительную прибыль в виде оплаты за страховые полисы по программе «Страхование владельца кредитной карты». При этом практика использования «досадных недоразумений» в сочетании с незаконным оформлением самих страховых полисов позволяет страховой компании не выплачивать страховки клиентам при наступлении страховых случаев. Следует учитывать, что речь в данном случае идет о страховании жизни и здоровья людей, то есть банк, совместно со страховой компанией обманывает людей, пострадавших в результате, например, несчастных случаев, а также семьи погибших и умерших клиентов банка.
Мы вынуждены обратиться к этой теме, поскольку все чаще и чаще сталкиваемся в своей юридической практике с многочисленными злоупотреблениями на рынке страхования. Тема, таким образом, наболевшая и требует более серьезного рассмотрения, тем более, что в данном конкретном случае сотрудники «крупного банка» явно изобрели новый способ «сравнительно честного» присвоения денег своих клиентов, на этот раз – с использованием механизма страхования жизни.
Но это лишь на первый взгляд. При ближайшем рассмотрении начинаешь понимать, что ничего нового в этом случае мы не наблюдаем: примерно такие способы применяли обычные «наперсточники». Помните этот нехитрый «лохотрон», получивший широкое распространение в лихие 90-ые годы? Приходилось угадывать, под каким из «наперстков» оказался заветный шарик после виртуозных движений «наперсточника»? Вот и в нашем случае, методика, по сути - аналогичная. Наша героиня пыталась установить, кто, собственно, заплатит ей деньги в связи с наступлением страхового случая, а именно инвалидности.
Но страховая компания, что называется – не «при делах», ведь деньги, оплаченные за страховку, до них так и не дошли, да и страховой полис они сами не подписывали и фирменную печать свою не ставили. Так что, под этим «наперстком» - пусто. Отделение банка тоже отвечать не намерено, не они ведь страховали, просто происходило это в их офисе, но ведь само по себе это обстоятельство никакой ответственности банка не порождает (то есть, второй «наперсток» тоже пустой). Ну а про сам банк вообще говорить не приходится, так как деньги нашей героини были зачислены на счет отделения банка, а сам банк и знать ничего не знает. Вот такой нехитрый механизм. Единственное, что представляется совершенно очевидным, что прибыль от всей этой махинации оказалась в умелых руках самого «наперсточника», органы следствия сейчас выясняют его личность. Но и на вмешательство правоохранительных органов надежды не очень много, заезжала героиня нашего повествования в отделение банка, работают там уже совсем другие люди, под той же самой вывеской и теми же, как можно предположить, методами. То есть, засветившихся «наперсточников» банк все-таки уволил, от греха подальше.
Одно в этой некрасивой истории настораживает и удивляет. Если речь идет о страховании жизни и здоровья граждан, а страховые возмещения надлежит выплачивать в том случае, если они попали в беду, то любые злоупотребления приобретают какой-то особенный, аморальный и омерзительный оттенок. Нельзя наживаться на бедах других людей. За такое поведение, рано или поздно, придется отвечать. В этой жизни – перед государством, в лице его уполномоченных органов, в дальнейшем – сами знаете, перед Кем. Как по-вашему, господа из «крупного банка» этого не знают? Или деньги действительно «не пахнут»?