Я много летаю по стране и миру. Люблю летать на совершенно разных и порой интересных самолётах. Особенно люблю старые "ламповые" советские трудяги - Ан-24, Як-40, Ту-134, Як-42. Но не меньше мне нравятся и самые современные навороченные лайнеры от Эйрбаса и Боинга.
И хочу рассказать немного о самом большом серийном авиалайнере в мире - Airbus A380. Фишка в том, что крупнее этого самолёта только легендарный советский грузовой Ан-225 «Мрия», но этот летающий грузовик не серийный самолёт. А пассажирский А380 - серийный.
Немного цифр - они впечатляют
Размеры и весовые характеристики этого двухпалубного четырёхдвигательного летающего гиганта впечатляют. Длина - 73 метра, размах крыльев почти 80 метров, высота в "холке" свыше 24 метров и это, на минуточку, почти девятиэтажный дом. И последний штрих, масса самолёта ~ 276 тонн.
Максимальная дальность полёта у Эйрбаса A380 выше 15 000 км, вместимость в компоновке с экономом, бизнесом и первым классом - 525 пассажиров, а в одноклассовой компоновке и вовсе 853 пассажира. Почти Титаник в воздухе.
Тот же самый большой американский Boeing 747-800 имеет максимальную вместимость в одноклассовой конфигурации всего 467 пассажиров, т.е. почти вдвое меньше европейского гиганта.
И чтобы окончательно дополнить картину ещё несколько фактов. Самолёт собран из более, чем 6,5 миллионов деталей и компонентов, произведённых более, чем в 1 500 компаний из 30 стран мира. Настоящий авиационный интернационал.
Это такая ремарка с точки зрения попыток полноценного импортозамещения в авиации. В настоящих реалиях, это больше похоже на утопию.
Экипаж - две футбольных команды
Для обслуживания этого летающего гиганта требуется экипаж аж в 26 человек - три в кабине и двадцать три в салоне самолёта.
Самолёт проектировался в конце 1990-х когда все мировые производители уже перешли на двухместные кабины. Почему в A380 решили оставили кресло бортинженера совершено не ясно, может в Эйрбас что-то подозревали?
Airbus А380 настолько тяжелый и огромный, что в России сертифицировано всего ТРИ аэропорта для приема такого типа самолётов: Москва Домодедово, Санкт-Петербург Пулково и Новосибирск Толмачево. И только в Домодедово совершаются регулярные рейсы на A380 авиакомпанией Emirates.
Эмирейтс самый крупный эксплуатант этих лайнеров и у них в парке 119 самолётов. У остальных авиакомпаний на порядок меньше и немало машин стоит на консервации, особенно после пандемии.
Собственно мне и довелось некоторое время назад совершить перелёт на одном таком самолёте по маршруту Москва Домодедово - Дубай.
Как загружают самолёт?
Загрузка такого самолёта весьма непростое дело. Это всё - равно, что загрузить три самолёта Boeing 737 или Airbus 319! Никаких особых таймингов здесь нет, пассажиры также проходят на посадку за 40 минут до вылета самолёта.
Но посадка идёт сразу с двух телескопических трапов на верхнюю и нижнюю палубу одновременно. Я такое видел впервые.
На верхней палубе обитает первый класс и бизнес-класс, а на нижней - эконом. Загрузка багажа также происходит в несколько отсеков одновременно.
На самом деле посадка пассажиров в широкофюзеляжные самолёты идёт быстрее - проходов между рядами два и расстояние между рядами больше, чем у узкофюзеляжных лайнеров.
Что внутри?
Размеры салона впечатляют! Как и размеры иллюминаторов - огромные окна.
На верхнюю палубу ведут две лестницы, но пассажирам эконом-класса вход туда заказан - мы как на Титанике вынуждены ютиться внизу. Наверху летят "сливки" общества, однако, и посмотреть на эту роскошь можно только на фотографиях.
Но и в эконом - классе всё очень достойно, не хуже обычных Боинов - 787 Дримлайнер или Боинг - 777 на которых полетал немало.
Разве только, что иллюминаторы не затемняющиеся.
Размер полок для ручной клади тоже впечатляет. Туда со свистом залетают стандартные чемоданы 55x40x23см.
Кресла широкие и удобные даже в экономе. Есть собственный монитор с развлечениями, розетка, USB, регулируемый подголовник, широкий обеденный столик. Это вам не Победой летать на "стульчике".
Есть вроде бы даже интернет в полёте, но это стоит каких-то негуманных денег. Зато бесплатно можно посмотреть фильмы из обширной библиотеки.
Также у самолёта установлены внешние камеры и во время захода на посадку можно понаблюдать за происходящим снаружи с точки шасси или хвоста.
Идём дальше...
На нижней палубе аж 7 туалетных комнат. Это именно туалетные комнаты, а не тесные туалеты. Также на нижней палубе семь буфетов, где бортпроводники занимаются обслуживанием пассажиров.
Также как у Boeing 787 Dreamliner, лайнер Airbus A380 имеет более комфортное атмосферное давление в салоне в сравнении с другими аналогами и он намного тише. Во время полёта на эшелоне в салоне поддерживается давление как на высоте ~ 1550м. У Дримлайнера это ~ 1800м, а у остальных самолётов ~ 2300м.
Между прочим, некомфортные ощущения у некоторых людей после полётов на самолётах (включая заложенные уши), связаны именно с резким изменением давления - этакая кратковременная акклиматизация.
И ещё несколько наблюдений как пассажира. Когда оказываешься внутри этой махины, невольно задаешься вопросами, а как оно может летать в принципе? И вспоминаешь старый бородатый анекдот:
В салон выходит стюардесса:
- Уважаемые, Дамы и господа!
- Чтобы скоротать своё время в полете на борту нашего лайнера, вы можете воспользоваться библиотекой, барами, кинозалом, рестораном, теннисными кортами и бассейном.
- А теперь мы просим вас пристегнуть ремни безопасности, потому что сейчас вместе со всей этой фигней попробуем взлететь....
Однако, когда этот гигант разгоняется по ВПП и отрывается от земли, совершенно не ощущаешь этот момент в отличии от небольших B737 или A319/321...
Увы, но в 2021 году из-за низкого спроса Airbus завершил производство этих летающих гигантов. Ещё лет десять машины полетают, а потом что-то придёт им на смену....
Подписывайтесь на мой телеграм - канал, там самые интересные и свежие посты из путешествий по стране и миру!