Найти тему
Вечерняя Казань

В Казани 90-летнюю бабушку хотят выселить на улицу

В редакцию «Вечерней Казани» обратилась дальняя родственница 90-летней женщины, которой грозит выселение. Бабушка утратила право собственности на квартиру десять лет назад - о чем узнала совершенно случайно. Теперь жильем владеет ее племянница, выигравшая летом суд о выселении. По словам новой собственницы, бабушка может уехать в дом в деревне Нармонка, где имеет долю. Только вот по оценке технического состояния дом признан аварийным и в нем никто не жил более 10 лет.

В Верховном cуде Татарстана отказали в апелляционной жалобе 90-летней Антонине Сазоновой, которой теперь грозит выселение из квартиры. Племянница бабушки, Ирина Шарафиева, летом 2023 года выиграла суд о выселении ее из жилья, на которое стала иметь право собственности по договору купли-продажи десятилетней давности. По словам самой бабушки и ее адвоката, о продаже квартиры она не подозревала и денег не получала.

Всего пожилой женщиной и ее адвокатом были инициированы два судебных процесса. Первый иск о признании договора купли-продажи квартиры от 2013 года недействительным - судья отказал в иске. Второй - о взыскании с Ирины Шарафеевой денежных средств и пени в размере одного миллиона рублей (такая сумма указана в договоре купле-продажи) - также отказано в двух инстанциях.

-2

- Ситуация на самом деле критическая, есть решение суда Авиастроительного района Казани о признании Сазоновой утратившей право проживания и ее выселении. Судебные приставы могут исполнить решение в любое время и бабушка окажется на улице, - объясняет адвокат Александр Пшеничников. - Мне удивительно, почему суд не проясняет обстоятельства подписания договора. Насколько Сазонова понимала, что именно она подписывает. Также в нем указано, что квартира была куплена за один миллион рублей - в деле есть расписка на получение денег, которая датируется датой более поздней, чем сам договор. Большая вероятность, что расписка написана самой «покупательницей» Шарафиевой, о чем она лично заявила на первом суде. Никаких свидетелей передачи денег нет. Я просил суд провести почерковедческую экспертизу данной расписки и прояснить, могла ли вообще Шарафиева заплатить такую сумму за покупку квартиры в 2013 году, ведь она сама пенсионерка, - суд отказал в обоих требованиях.  

Ирина Шарфиева уверена, что бабушка может переселиться в дом в деревне Нармонка Лаишевского района, где у нее оформлена половина доли. Только дом в деревне находится в аварийном состоянии и там давно никто не проживает.

- В октябре 2023 года мы направили заявление в исполком Лаишевского района об оценке дома и признании его непригодным для проживания. Он ведь аварийный, там давно никто не живет вообще, - говорит дальняя родственница бабушки, обратившаяся в редакцию «Вечерней Казани», 
Людмила Черикова. - У нас есть результаты оценки от технического специалиста - дом признан аварийным, непригодным для жилья. Мы эту оценку отправили в администрацию района в конце октября, ответа пока от них нет. Но ясно, что бабушка там жить не сможет точно. Получается, куда ее зимой на улицу выселят? Я сама живу в Москве, в Казани совершенно некому за нее заступиться.

По технической оценке АО «Бюро технической инвентаризации и кадастровых работ РТ», состояние дома аварийное: износ крыши, стен, фундамента составляет от 70 до 85%. В связи с вновь открывшимися обстоятельствами адвокат Александр Пшеничников направил заявление в суд по пересмотру решения о выселении Сазоновой.

«Я НЕ ЗНАЛА, ЧТО ЗА ДОКУМЕНТЫ МНЕ ДАВАЛИ»

Более 10 лет назад у Сазоновой умер сын и в то время 80-летняя женщина осталась одна. Тогда племянница (дочь среднего брата) стала входить к ней в доверие: давай буду ухаживать, помогать.

- У меня было тяжелое состояние после смерти сына, я вообще ничего не понимала. Она вроде говорила, давай буду ухаживать за тобой, а я то ли временно прописать ее должна была, то ли еще что-то. Ну я согласилась, она все время что-то говорила, бумаги какие-то давала. Потом одно время нормально мы общались, я сама много ей помогала - внучек в сад, школу отводила, когда просила. А года два назад, я не поняла, что случилось, она грубая стала, все документы просит какие-то, два раза у меня паспорт пропадал, я новый делала. Один раз сказала мне, что я не собственница квартиры вообще. Сейчас адвокат вот выясняет все, - рассказала журналисту «Вечерней Казани» Антонина Сазонова.

В 2021 году в ходе словесного конфликта Ирина Шарафива заявила, что бабушка давно не собственница квартиры. Слова прозвучали как гром среди ясного неба, и Сазонова наняла адвоката для выяснения обстоятельств. Опасения подтвердились: с 2013 года квартира перешла ее племяннице в собственность, о чем есть отметка в Росреестре. После этого Антонина Сазонова предпринимает попытки оспорить договор купли-продажи, о котором она не подозревала. Адвокат в исковых требованиях обращает внимание на то, что бабушка была введена в заблуждение.

-3

- Мы считаем, что тут было введение в заблуждение, возможно, речь шла о договоре ренты - когда человек ухаживает за одиноким пожилым человеком, а после смерти наследует квартиру. Возможно, предполагалось, что бабушка долго не протянет, а она все живет и живет. И вот ждать, возможно, надоело. В апреле 2023 года мы писали в отдел полиции заявление о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества, но нам было отказано, - говорит адвокат Александр Пшеничников.

С 2013 года Шарафиева никак права на квартиру не предъявляла, не пыталась в ней регистрироваться, все лицевые счета на себя не переводила - как была Сазонова получатель жилищно-коммунальных услуг, так ей и оставалась. И бабушка абсолютно не предполагала, что больше не является собственницей жилья.

ДОШЛО ДО РУКОПРИКЛАДСТВА

На фоне судебных споров в последний год конфликт между родственниками усугубился. В сентябре 2023 года между 90-летней бабушкой и племянницей произошел инцидент с применением физической силы. Подбежавшая на крики соседка вызвала скорую - которая зафиксировала у 90-летней женщины ушибы мягких тканей и гематому в лобно-височной области, а также ушибы в области грудной клетки. Подошел и участковый, правда ответа от него по случаю драки Сазонова не дождалась.

- Ответа от участкового не было, мы написали жалобу в прокуратуру РТ о том, что произошли действия, повлекшие причинение физического вреда здоровью с целью завладения чужим имуществом. Ранее мы указывали, что были признаки мошенничества с целью завладеть чужим имуществом, сейчас дело дошло до рукоприкладства, это явное отягощение, - говорит Пшеничников.

«НЕ Я ПЕРВАЯ НАЧАЛА»

На рассмотрении апелляционной жалобы в суде была Ирина Шарафиева, которая после заседания пояснила, что судебные тяжбы начала не она, а выселение - вынужденная мера.

- Не я первая начала, Антонина обратилась в суд, когда пыталась оспорить наш договор купли-продажи, вот теперь значит пусть съезжает. У нее есть доля в доме, так что пусть туда едет. Все она понимала тогда, столько ходить надо было в разные инстанции, - сказала Ирина Шарафиева.

-4

На вопрос, кто с 2013 года оплачивал коммунальные услуги в квартире и почему вдруг в 2021 году понадобилось выселять бабушку, Ирина ответила, что бабушка оплачивала коммунальные услуги на правах квартиранта, а сейчас стала агрессивной.

На данный момент адвокат ожидает ответа на заявление прокурору по факту нанесения ушибов 90-летней женщине и ответа на заявление о пересмотре дела о выселении из-за вновь открывшихся обстоятельств.

Автор: Гузель КАСИМОВА