Экономика стран Балтии оказалась в стагнации, за которой ожидается период рецессии, сообщает LRT. По словам главного экономиста Swedbank Нериюса Мачюлиса, это плохая новость для тех, кто думает о покупке жилья – в Литве, Латвии и Эстонии его доступность упала до самого низкого уровня с 2010 года.
Главный экономист Swedbank Нериюс Мачюлис представил на конференции в среду основные тенденции развития мировой экономики в 2024 году. Он отметил, что в настоящее время еврозона находится в стагнации и прогнозируется рецессия – хотя инфляция продолжит значительно снижаться, рост процентных ставок только сейчас становится более ощутимым.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Это также плохая новость для тех, кто думает о покупке жилья – по оценкам экономистов, в настоящее время ни в одной из прибалтийских столиц жилье не является доступным.
По словам Мачюлиса, опубликованные в США данные по инфляции за октябрь подтверждают, что снижение инфляции продолжается. Она снижается сильнее, чем ожидают рынки. "Скорее всего, мы будем наблюдать это и в ближайшие месяцы, особенно в еврозоне, где нет экономического роста и слабый спрос", – сказал Мачюлис.
При этом он отметил, что процентные ставки выросли до уровня, который сильно снижает спрос. Во всех странах еврозоны спрос на кредиты как корпоративные, так и личные, очень сильно упал. В Германии он находится на самом низком уровне за всю историю.
В полной мере негативные последствия повышения процентных ставок начнут сказываться в 2024 году. Пока что, глядя на показатели, свидетельствующие об экономической активности как в промышленности, так и в сфере услуг, не понятно, что может вызвать рост в еврозоне.
Страны Балтии в сравнении выглядят неплохо – особенно Литва. То же самое нельзя сказать об Эстонии, которая переживает один из самых глубоких экономических спадов в ЕС. В Литве и Латвии в последние годы наблюдался рост, но в настоящее время наблюдается стагнация, и прогнозируется небольшое сокращение.
Ожидается, что экономика Латвии и Литвы сократится на 0,3%, но в будущем экономика Эстонии, Латвии и Литвы вырастет на 0,7%, 1,4% и 1,2% соответственно. Как и в еврозоне в целом, восстановление экономики ожидается не ранее второй половины следующего года.
Доступность жилья, как и в ЕС в целом, находится на низком уровне. В Литве, Латвии и Эстонии она упала до самого низкого уровня с 2010 года.
"В Вильнюсе и Таллине жилье стало недоступным. <...> По нашим расчетам, если вам на жилье требуется более 30% вашего ежемесячного дохода, то мы считаем его недоступным. Такая ситуация сложилась во всех столицах – Таллине, Риге и Вильнюсе", – сказал экономист.
На это повлияло не только повышение процентных ставок, но и рост цен. С начала пандемии цены на жилье росли по всей Литве, оторвавшись от долгосрочной тенденции.
"В последнее десятилетие мы наблюдали очень здоровое развитие рынка жилья, цены на котором росли на 6–7% в год. Это соответствует росту стоимости строительства и доходов населения. В результате доступность жилья была высокой и стабильной. Дисбалансы и разрывы возникли во время пандемии, при избыточном денежном предложении и низких процентных ставках", – сказал Мачюлис.
Зарплаты росли быстрее, чем цены
Как и ожидалось, инфляция в этом году снижалась очень быстро и в настоящее время составляет 2,8%. Товары за год подорожали менее чем на 1%, однако инфляция в сфере услуг выше и по-прежнему превышает 7%.
По состоянию на октябрь 2021 года все продовольственные товары подорожали на 41%, констатировал Мачюлис. В настоящее время продовольственные товары в Литве стоят дороже, чем в среднем по ЕС. Такого изменения цен потребители не видели последние четверть века.
В Литве наблюдается тенденция к росту реальной заработной платы, причем зарплата уже растет больше, чем цены. С начала 2019 года средняя зарплата выросла на 65%, продукты питания стали дороже на 57%, все товары и услуги подорожали на 40%.
"С начала 2017 года средняя зарплата после уплаты налогов в Литве удвоилась, – отметил Мачюлис. – Ожидается, что средняя зарплата продолжит расти и к концу 2025 года достигнет 1 519 евро. Приятной новостью является и то, что в настоящее время в Литве работают 1 миллион 472 тысячи человек, что всего на 6 тысяч меньше рекордного показателя для этого возрастного диапазона, установленного в 2007 году. Это уникальное достижение, учитывая сокращение численности населения в этот период".
Ранее экономист уже отмечал, что количество вакансий также резко сократилось, практически до самого низкого уровня за последнее десятилетие. Это объясняется тем, что компании, видя падение спроса и сокращение возможностей переносить растущие издержки на конечные цены товаров и услуг, имеют только один выход – сокращать персонал или, по крайней мере, не увеличивать его.
Автор: Патриция Кирилова