Сборы
Париж-Брест-Париж... Легендарный веломарафон на 1200 км, ведущий своё начало с профессиональной велогонки, проводящейся с 1891 года... Самый массовый супербревет, на который съезжаются тысячи и тысячи участников со всех уголков земного шара... Вершина рандоннёрства, без взятия которой недоступны звания Randonneur 5000 и Randonneur 10000...
Нынешняя политическая обстановка не могла не внести элемент неопределенности: с одной стороны французы не запрещали участие россиян в мероприятии, а консульства некоторых европейских стран (включая Францию) даже выдавали визы, но с другой - в любой момент всё могло поменяться. Несмотря на это, в середине января мне помогли внести предоплату за участие (как вы знаете, наши карты не работают в Европе), забронировав время старта, а визой и прочими вопросами я решил заняться уже в июне. Мало ли что.
В мае "Балтийская звезда" провела квалификационную серию бреветов на 200-300-400-600 км (скромно отмечу, что в трех из них я выступил в качестве организатора), на основании которой можно было подать окончательную заявку. С формальностями всё, осталось получить визу, купить билеты и лететь.
С визой, как и ожидалось, возникли сложности. Зарегистрироваться на подачу в визовый центр не получалось, сайт на запросы отвечал, что свободных мест нет. Оказалось, что турагентства разбирают эти слоты с помощью ботов. Вроде как можно было поймать слот через бот-каналы в Телеграме, и даже у кого-то получалось, но мне не повезло. Решил больше не испытывать судьбу и воспользовался помощью турагентства, в котором услуга на подачу "под ключ" в визовый центр стоила 8 тысяч (включая запись, страховку, оформление документов и фото).
Сотрудница агентства, находящегося в подъезде дома на Кирочной (привет, девяностые), сказала, что даже им поймать слот не так-то и легко, и ближайший будет только во второй половине июля. Но с учетом того, что само оформление визы в консульстве занимает неделю, мне времени хватало.
Оплатил услуги агенства и консульский сбор и стал мониторить билеты. Была мысль долететь до Мурманска, там сесть на маршрутку, доехать до аэропорта Киркенеса (что находится в Северной Норвегии), а оттуда уже самолетом добраться до Парижа. Обратный путь особо не пугал - Финляндия и Эстония в нашу сторону пропускали.
В конце июля сдал документы в визовый центр и стал ждать ответа. Тем временем наткнулся на билеты из Питера в Париж через Стамбул авиакомпанией Turkish Airlines. Вместе с велосипедом перелет стоил чуть меньше 60 тыс.руб. - свободные деньги были, я примерно за столько и продал свой карбоновый кантрийник. Через Киркенес выходило дешевле, но гораздо сложнее. К тому же перевоз велосипеда в коробке на маршрутке вызывал сомнения. В общем, решено - лечу через Стамбул. И время пересадки беру не 3, а 6 часов (был выбор) - прогуляться ещё раз по этому великому городу.
Чем ближе к вылету, тем больше меня охватывал мандраж - визы-то еще нет. В чатах уже обсуждения, кто когда прилетел, кто уже гуляет по Парижу...
Билеты на 18 августа. Уже 14-е, а визы всё нет. Потихоньку начинаю тренироваться кусать локти. Пока что не свои. И наконец... Не так - И НАКОНЕЦ!!! - приходит сообщение, где я могу забрать свой паспорт. Про наличие визы, естественно, ни слова. После работы мчу на Лиговку, в какой-то отдел доставки, получаю конверт, вскрываю - нет, разрываю - его и дрожащими руками достаю паспорт... УРА! Не просто виза, а полугодовой мультик, что в наше время просто чудо!
17-го уже привычно упаковываю в коробку велосипед, собираю вещи и ложусь покемарить - спать особо некогда, вылет в 5:55.
18 августа. Путь на ПБП
Любимая жена тоже встала ни свет ни заря, накормила завтраком и проводила в аэропорт. Хотелось, конечно, полететь вместе, да что говорить - изначально так и планировали, но когда стали известны расценки на визы/билеты, пришло понимание, что либо лететь мне одному, либо никому. Спасибо жене, что согласилась на первый вариант. Хорошая она у меня. В следующий раз точно вместе.
У турков неплохие самолеты и кормят вкусно. Не хуже, чем узбеки на Uzbekistan Airways. Удивила вода в запечатанном контейнере. Сначала даже не решался пить, дабы не упасть в грязь лицом - вдруг это для каких-то ритуальных омовений перед трапезой.
Да, оказалось, что самолет прилетает не в уже знакомый мне аэропорт Ататюрк, а в новый, который находится гораздо дальше от центра. Ну да ладно. Времени у меня шесть часов до вылета, хватит.
По прилету проштамповал паспорт (россиянам визы уже давно не нужны), поменял евро на лиры - ехал с наличкой, так и не стал заморачиваться с выпуском работающей за границей карты. Спустился в метро, купил проездной. Кстати, в Стамбуле оплачивать проезд приходится при каждой пересадки с ветки на ветку - будьте внимательны!
От нового аэропорта до центра ехать ну очень долго. К тому же надо совершить две пересадки, одна из которых через улицу. В общем, когда подъехал к мосту Халич через залив Золотой Рог, понял, что времени на прогулку уже не остается. Вышел на мосту, пофотографировался, пересел на поезд в обратном направлении и поехал в аэропорт. Вот и весь трип.
В аэропорту разве что успел перекусить, и сразу на посадку.
Париж... Хочется продекламировать что-то возвышенное, но в голову почему-то лезет только "А в общем, Ваня, мы с тобой в Париже нужны как в русской бане лыжи"...
Аэропорт Шарль-де-Голль. Старый терминал, в который мы прилетели, по сравнению с новым стамбульским аэропортом - как вокзал уездного города N. Хотя в свое время, видимо, был ультрасовременным и даже футуристичным. Чего только стоят наклонные траволаторы с мягкой дорожкой. Всё это внутреннее убранство напомнило фантастические фильмы 70-х годов.
Привезли коробку с моим велосипедом. Пристроился где-то в уголке, собрал велик и покатил. На выезде вспомнил, что забыл залить бачки водой. Заехал на заправку, а там в кране вода только теплая. А на улице жара. А деньги на воду тратить жалко. Евро, как-никак. ЭсКаВэ. Залил половину фляги, на какое-то время хватит, а там найду.
Запутался в выездах с заправки, вжух - и уже качу в сторону, противоположную Парижу, причем по автомагистрали. Водители сигналят, прям как у нас. Что делать, непонятно в принципе. Разворачиваться обратно - ещё хуже. В общем, качу вперед. Заметил съезд на эстакаду, проходящую над магистралью. Всё ничего, только съезд закрыт для движения. Но я же на велике! Через какие-то строительные кучи, колючую проволоку и отбойники перебрался-таки на второстепенную дорогу. Навигатор, наконец, собрался с мыслями и проложил правильный маршрут.
И сразу стало благостно. Велодорожки, проходящие через городки со старинными домами, через парки - в общем, та самая Франция. Как у Бродского:
Земной свой путь пройдя до середины,
я, заявившись в Люксембургский сад,
смотрю на затвердевшие седины
мыслителей, письменников; и взад-
вперед гуляют дамы, господины,
жандарм синеет в зелени, усат,
фонтан мурлычит, дети голосят,
и обратиться не к кому с «иди на».
Стемнело, выехал на набережную какого-то канала.
Есть такое определение - Чёрная Африка. А тут, видимо, Чёрный Париж. Кругом одни афро... ммм... парижане. Но все спокойные, я бы даже сказал, доброжелательные. Наполнил, наконец, фляги на колонке, уточнив у хм... местного жителя, питьевая ли вода.
Прозевал поворот, заехал в палаточный лагерь афропарижан. Кто-то лежит в палатке, смотрит кино, кто-то готовит, кто-то тусуется на улице. Уткнулся в тупик, развернулся, начал пробираться обратно. Говорю: сорри, - улыбаются.
Выехал на улицы. Велодорожки есть везде; народ гоняет на великах, особо не глядя на светофоры. Автолюбители спокойны как слоны, никто не сигналит. На тротуарах толпы мигрантов, под эстакадами и мостами повсеместно стоят палатки.
А Париж, оказывается, не такой и большой - вот уже и Сена. Переезжаю по мосту о Шанж, подкатываю к ремонтируемому Нотр-Дам-де-Пари. Тут же и нулевой километр.
Решаю оставить экскурсию по Парижу на потом, когда приедем вместе с женой, а сейчас заехать к Лувру, к Эйфелевой башне и мчать уже в штаб-квартиру Балтийской звезды, до которой еще километров 35.
В Париже красиво, что говорить.
В арке Лувра девушка поет арию. Эхо изящно оттеняет ее голос.
Центральный двор Лувра.
Фотографируюсь у пирамиды и дальше.
Классно мчать по велодорожке вдоль Сены! Эйфелева башня, как маяк, носит свой луч по верхам зданий. Народ праздно гуляет, любуясь старинным городом. Атмосферно.
А вот и она. Символ, суть, квинтэссенция. Башня Александра Гюстава Эйфеля. Кстати, почему при любви французов ставить ударение на последний слог, башня не Эйфе́лева, а Э́йфелева?
Народу - не протолкнуться. Еле нашел свободную скамейку на Марсовом поле у подножия башни, перекусил батончиками. Запечатлел UmbaGear на её фоне.
Программа минимум выполнена, можно ехать дальше - время к полуночи, не хочется причинять беспокойство одноклубникам своим поздним приездом.
Навигатор попытался провести меня через парк Сен-Клу, но женщина-охранник замахала руками говоря что-то по-французски. В общем, не пустила. То ли время позднее, то ли на велосипедах нельзя - в общем, поехал в объезд.
Проехал вдоль Версаля, пытаясь рассмотреть что-то в темноте; еще немного, а вот уже и Монтиньи-ле-Бретонне. И наш дом, в котором меня накормили, напоили и уложили спать в отдельной комнате на втором этаже. Всё, я приехал.
19 августа. День перед ПБП
Утро началось с кофе. И с завтрака. Потом я решил немного повозиться с велосипедом.
В принципе, кроме замены камеры, которая зачем-то спустила за ночь (но лучше так, чем во время бревета), и смазки цепи, ничего не потребовалось. Но заниматься велосипедом в зеленом внутреннем дворике дома само по себе занятие приятное.
Сходили с Мишей Каменцевым в магазин за продуктами к обеду, приготовили и, собственно, отобедали в теплом дружеском кругу.
Чуть отдохнув, поехали в Рамбуйе на регистрацию. Дорога вела через маленькие городки, через холмики с серпантином, через поля и леса... Пейзажно.
Рамбуйе встретил обилием велосипедистов, которые оккупировали все улицы и кафе города.
По парковым дорожкам мимо замка
доехали до места регистрации и поставили в стойла наших коней.
Рядом сотни велосипедов самых разных конструкций, в том числе и такие болиды:
Место регистрации весьма колоритное:
Встретили Олю Соболеву из Калининграда с сопровождением:
Потом Наташу Кудинову, Женю Анцупова, Вову Карташова и других ребят. Познакомились с русскоговорящей тетенькой-волонтером, которая угостила нас вкусными пирожками.
Примерил фирменную джерси мероприятия. Кажется, мне идёт...
И решили совместно отобедать в каком-нибудь кафе в центре города. Везде велосипедный движ. Малышня гоняет по трассе; кругом велосипеды, в том числе и вот так разукрашенные:
"Тарелка пасты полторы тыщи?! Однако... - возмутился мой внутренний Ипполит Матвеевич. Тут главное не переводить в рубли, - посоветовали друзья с интонацией "не смотри вниз".
Пока ели-пили, Миша увидел в соседнем кафе Клауса - представителя АСР в Германии - с сопровождающими лицами. Потихоньку переместились за их столик.
А чуть позже встретились с нашим одноклубником Артёмом Письменским и через Декатлон (где я купил чехол для велосипеда в самолет на обратный путь, чтобы не искать коробку) и супермаркет поехали домой - готовиться к завтрашнему старту.
Продолжение тут.