Найти тему

Правда, и ничего кроме правды...

Глава 8. Другими глазами
Мои сестры писали свои воспоминания по моей просьбе. В этой главе описание послевоенных событий представляется глазами моей средней сестры Риммы.
« Я родилась 11 января 1940 года в городе Кондопога, Карелия. До 1938 года это была станция Кивач на Мурманской железной дороге и деревня Кондопога. Как оказались наши родители в этой деревне, мы не знаем. Но факт остается фактом, моя родина – Кондопога. Там и застала нас Великая Отечественная война. Папу мобилизовали, в первые месяцы войны он служил в Петрозаводске на аэродроме Бесковец. Карелию стремительно оккупировали финны, и нашей семье пришлось срочно эвакуироваться в Архангельскую область к маминым родственникам. Эвакуацию я не помню, была слишком мала. Зато ее хорошо помнит сестра Алевтина: и бомбежку, и затонувшую баржу с людьми, и немецкий самолет.
В Архангельской области на станции Куваш жил мамин брат Федор Егорович Усачев со своей семьей. Память мало что сохранила от этого времени. Помню, что мама работала в магазине продавцом. Мы с Алей пришли к ней, она поставила нас к мешку с пряниками и сказала: «Ешьте», но быстро выпроводила, наверное, боялась, что кто-нибудь увидит и донесет на нее. Помню, что мы ходили с сестрой в детский сад. Мама сама шила нам платья, видимо перешивала из старых тряпок, мануфактуры в магазинах не было. Ко дню рождения или к Новому году меня нарядили в новое платье с яркими узорами, которым я гордилась в детском саду. Там случился казус – меня тошнило, но больше всего я боялась испортить новое платье.