Найти тему

"Матильда"-драм балет в Иркутском музыкальном...

«Мадам 17! Так звали ее в европейских казино. Она была убеждена, что это число приносит ей удачу. Она совершила ошибку, поставив на Романовых и на власть. Но в одном она не ошиблась, число 17 сыграло в ее жизни роковую роль! Весной 1917 года она лишилась города, театра и России» - так писал о приме-балерине Мариинского театра, Матильде Кшесинской, искусствовед Вадим Гаевский. Драматический балет о её жизни и творческой судьбе поставили в Иркутском областном музыкальном театре им.Н. Загурского.

     Премьера состоялась на малой сцене театра, что для балета не характерно, ведь это искусство требует огромного сценического пространства, но благодаря форме, в которой живёт балет «Матильда» - это играет определяющую роль, ведь только в камерном пространстве можно погрузиться во внутренний мир главной героини и её возлюбленных, понять их переживания и поступки и, конечно же, восхититься мастерством исполнительницы главной роли – Заслуженной артистки РФ Марии Стрельченко. Форма, выбранная хореографом-постановщиком Людмилой Цветковой (Сочи) – драмбалет - жанр, в котором элементы драматической игры преобладают над хореографическими выразительными средствами. Танец используется не столько для демонстрации техники и физических возможностей исполнителя, а главным образом для того, чтобы через него и выразительную пантомиму (мимика и жесты) можно было передать развитие событий и отношения между действующими лицами.

      Особенностью этого балета стало то, что у героев есть голоса - внутренние переживания, сомнения, радости, переданы не только искусством танца, но и словами. Артисты театра - Александра Гаращук (Матильда) и Евгений Алёшин (автор) чувственно произносят каждую строчку, каждое слово, личные переживания, цитируемые из опубликованных дневников балерины:

      «…Я полюбила наследника престола с первой нашей встречи… Ни о чем другом я думать просто не могла…».

«…А все-таки он будет моим!»

       «Невольно я предавалась самым безумным и несбыточным мечтам. Нам так ни разу и не удалось поговорить наедине, и поэтому я не могла узнать, как он ко мне относится. Об этом я узнала уже потом…»

      От этого эмоциональная составляющая спектакля становится еще ярче и создает атмосферу диалога, как будто бы сама Мати, как называли свою дочь любящие родители (в спектакле роль маленькой Матильды исполняет учащаяся Детской балетной студии), рассказывает каждому зрителю персонально историю своей жизни, своей любви, доверяя личные подробности и наиболее яркие воспоминания. Любовь танцовщицы и цесаревича не прожила и четырех лет: «…Немое отчаяние и безграничная тоска по моему Ники, которого я навеки потеряла. Не могу передать того, что я чувствовала, представляя его с невестой. Закончилась молодость, начиналась новая суровая жизнь, в которую я вступала с так рано разбитым сердцем!», - пишет Матильда в своем дневнике.

     Это время – расцвет в творческой карьере балерины, Матильда Кшесинская в 1896 году получила статус прима-балерины императорских театров. Она первой среди русских танцовщиц исполнила на сцене 32 фуэте подряд, балетмейстеры, зная ее уникальные способности, зачастую видоизменяли хореографический текст главных партий в уже идущих балетах. Матильде Кшесинской рукоплескал весь Петербург, и вскоре она встретила нового возлюбленного – великого князя Андрея. Все мужские роли в балете исполняет Юрий Щерботкин, быстро меняя образы и характеры, перевоплощаясь то в Цесаревича Николая, то в великого князя Андрея, то в Фантома, определяющего важные моменты в жизни балерины.

-2

       «…Мною овладело чувство, похожее на то, что я испытывала к Ники. Только теперь я была уже не наивной девочкой, а зрелой женщиной. С каждым днем я влюблялась все сильнее…».

Но все оборвалось в феврале 1917 года. Матильда Кшесинская, как и многие представители интеллигенции, не приняла революцию и новый режим, она лишилась счастья, любви, работы, дома и родины. Очень эмоционально и трогательно показан этот период в судьбе балерины, когда Фантом, вынеся всю немногочисленную мебель из ее дома, пытается забрать и балетный станок, который весь спектакль был героем постановки, возле него разворачивались самые яркие события в судьбе Матильды. Балерина сопротивляется, отчаянно вцепившись обеими руками, упираясь ногами, пытаясь остановить, не дать забрать смысл всей ее жизни, главную любовь – ее профессию, но все безуспешно. Новая власть, никого и ничего не жалея, ворвалась в привычную жизнь жителей царской России. После некоторых скитаний в Кисловодске и Новороссийске, балерина вместе с сыном эмигрировала во Францию, где через несколько лет смогла открыть свою школу. Матильда Кшесинская умерла во Франции, не дожив до своего столетия несколько месяцев.

     Музыкальное оформление спектакля – это своеобразный микс произведений П.Чайковского, А.Дворжака, Ф. Шопена, которые помогают нарисовать в воображении зрителей картинки из счастливого детства Матильды, праздничного Петербурга, глубоких внутренних разочарований балерины, и, наоборот, новой пробуждающейся любви и надежды на счастливую жизнь. События же 1917 года сопровождаются динамичной, монотонной музыкой, погружая зрителей в смутное, непонятное, страшное время неизвестности и отчаянья.

      «Матильда» – это завораживающий, наполненный психологической глубиной одноактный балет, за время которого (один час) зрители могут ощутить и прочувствовать весь спектр чувств, пережитый балериной в России.

В ближайшее время балет можно будет посмотреть 29 ноября и 3 декабря на Малой сцене Иркутского музыкального театра, цена билета от 700-1200 рублей.