К 80-летию Учителя
Владимир Иванович Кириллов — баянист, композитор, преподаватель Ленинградского (Санкт-Петербургского) музыкального училища им. М. П. Мусоргского, воспитавший за многие годы работы немало ныне известных музыкантов-исполнителей и педагогов. Я у него учился с 1983 по 1987 годы.
Я солист Санкт-Петербург Мюзет Ансамбля. Наш коллектив стал лауреатом международного конкурса CITTA' DI CASTELFIDARDO (Италия, 1999 г., I премия) в категории эстрадных ансамблей — впервые от нашей страны. Именно Владимира Ивановича Кириллова мы считаем отцом-основателем нашего ансамбля. В 1984 году для дуэта — Владимир Ушаков и Сергей Лихачев — он написал аранжировку Вальса-интермеццо Г. Винклера, и с этой композиции начинается история Санкт-Петербург Мюзет Ансамбля.
Г. Винклер-В. Кириллов. Вальс-интермеццо. Санкт-Петербург Мюзет Ансамбль на фестивале Caister-on-Sea в Великобритании в 1996 году.
Владимир Иванович Кириллов родился 10 декабря 1943 года в Калининской области. После войны семья возвращается в родной Ленинград. Любовь к музицированию прививалась с детства родителями. Отец — художник, инвалид Великой Отечественной войны, играл по слуху на гармони, мать была первым строгим критиком.
Любовь к баяну привела к поступлению во Дворец пионеров им. А. А. Жданова в класс преподавателя А. Н. Тебнева и в оркестр баянистов п/у П. И. Смирнова. Несколько лет В. Кириллов являлся солистом оркестра. В 1960–1964 годах учился в музыкальном училище им. М. П. Мусоргского. В 1969 году окончил ГМПИ им. Гнесиных в Москве в классе преподавателя С. М. Колобкова с квалификацией: солист, педагог.
С 1962 по 1967 год В. Кириллов преподает в музыкальной школе им. Н. А. Римского-Корсакова, а с 1967 года и по 2006 год — в Ленинградском музыкальном училище им. М. П. Мусоргского. В разные годы В. Кириллов приглашается на кафедру народных инструментов института культуры им. Н. К. Крупской и на кафедру организации художественного творчества Высшей профсоюзной школы. Долгое время работал в Ленконцерте и областной филармонии в качестве солиста и аккомпаниатора. Значительное место в его педагогической практике занимает работа с малыми ансамблями, для которых написан целый ряд сочинений и аранжировок.
С 1970-х годов В. Кириллов на научной основе, изучив многочисленные зарубежные методические пособия, разрабатывает курс эстрадно-джазового исполнительства и с успехом внедряет его в программы своих учащихся; ныне более 10 лет читает курс групповых занятий «Эстрадная специализация», в котором излагаются принципы исполнения эстрадно-джазовой музыки и основы импровизации. Он также ведет активную методическую деятельность, за разработку темы «Эстрадная импровизация для баяна и аккордеона» награжден дипломом I степени на смотре методических работ.
Мы, его ученики, особенно запомнили теоретические и практические занятия по артикуляции на основе работы В. Л. Пухновского «Способы формирования звука на аккордеоне».
Проводя семинары по «Авторской методике Юрия Лихачева» в городах России, я обязательно исполняю собственные аранжировки и сочинения выпускников, и практически везде вижу удивленные взгляды преподавателей, которые постоянно спрашивают: «А как вы это делаете мехом?» Владение мехом — особенность баяна, аккордеона и родственных инструментов. И не везде в учебных заведениях преподаватели обращают на это достаточное внимание.
В. Кириллов занимался композицией в Союзе композиторов, член Российского авторского общества с 1985 года. Опубликовал сборник методических статей, посвященных проблемам педагогики и исполнительства на баяне. Более 20 лет являлся членом экспертного совета аккордеонной фабрики «Красный партизан».
Владимир Иванович Кириллов долгие годы был куратором ДМШ имени В. В. Андреева и добрым другом ее создателя и директора Ю. Я. Лихачева, часто бывал на концертах школы.
За годы преподавания дал путевку в профессию многим музыкантам.
В 2006-2007 годах я выпустил два сборника Композиции для баяна или аккордеона, вып. 1 и Композиции для баяна или аккордеона, вып. 2 своему преподавателю, чему он был очень рад.