Суд не принял заявление гражданина о вступлении в дело в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора. В итоге определение об утверждении мирового соглашения не устояло в суде кассационной инстанции. Планируется разместить ряд публикаций о гражданском процессуальном праве и гражданском процессе для всех желающих. Рассуждая о лицах, участвующих в деле, поговорим о третьих лицах без самостоятельных требований на предмет спора.
Хозяйственное общество предъявило иск в арбитражный суд к акционерному обществу о взыскании задолженности и неустойки по договору поставки.
В судебное заседание явилась гражданка Васса Сидорова. Она заявила
ходатайство о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего
самостоятельных требований относительно предмета спора.
Гражданка мотивировала свое ходатайство тем, что стала акционером ответчика в порядке наследования, поскольку приняла наследство в отношении 12 штук акций.
Арбитражный суд вынес отрицательное определение по заявленному ходатайству. Арбитражный суд указал, что заявитель должен к ходатайству приложить доказательства того, что принятое по делу решение может влиять на права или обязанности заявителя по отношению к одной из сторон.
Арбитражный суд указал: "Основанием для привлечения в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновения права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязанностью основного спорного правоотношения между стороной и третьим лицом. Целью участия третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, является предотвращение неблагоприятных для такого лица последствий и при решении вопроса о допуске в процесс суд обязан исходить из того, какой правовой интерес в данном споре имеет это лицо".
И далее, "материальный интерес третьего лица возникает в случае отсутствия защиты его субъективных прав и охраняемых законом интересов в данном процессе, возникшем по заявлению истца к ответчику. Для того, чтобы быть привлеченным к участию в процессе, лицо должно иметь очевидный материальный интерес, то есть после разрешения дела судом у таких лиц возникают, изменяются или прекращаются материально-правовые отношения с одной из сторон", - сказано в определении арбитражного суда.
В определении арбитражного суда сказано, что Вассой Сидоровой не опровергнуты доводы ответчика об отсутствии у нее свидетельства о праве на наследство, поскольку в настоящее время в суде общей юрисдикции рассматривается наследственный спор с ее участием.
Интересно, что с точки зрения арбитражного суда, рассматривавшего вопрос о вступлении Вассы Сидоровой в процесс в качестве третьего лица без самостоятельных требований, Васса Сидорова имеет свой статус в процессе - статус лица, не участвующего в деле.
Арбитражный суд оставил ходатайство Вассы Сидоровой без удовлетворения, а затем утвердил мировое соглашение между истцом и ответчиком.
Источник. Определение Арбитражного суда города Москвы от 11 ноября 2019 г. по делу № А40-217657/19-104-1729.
Впоследствии, Арбитражный суд Московского округа установил, что Васса Сидорова просила допустить ее к участию в деле, возражала против утверждения мирового соглашения между сторонами, указывая на порочность данного соглашения.
Арбитражный суд Московского округа указал "возражения Вассы Сидоровой, изложенные (в заявлении о вступлении в дело в качестве третьего лица) против утверждения мирового соглашения, о заключении такого соглашения с
нарушением требований Закона «Об акционерных обществах» подлежали
рассмотрению судом первой инстанции по существу в целях проверки
обстоятельств, свидетельствующих о невозможности заключения мирового
соглашения при наличии корпоративных оснований".
Арбитражный суд Московского округа отменил определение арбитражного суда и отправил дело в суд первой инстанции, определение было отменено в полном объеме.
Источник. Определение Арбитражного суда Московского округа от 16 июля 2020 г. по делу А40-217657.
Вывод. Заявление о вступлении в дело в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора должно содержать указание на процессуальные действия, которые желает совершить третье лицо.