Найти в Дзене

Знаток человеческих душ

Когда у нас что-то начинает болеть в организме, мы идём в больницу к врачу. но куда идти, когда болит душа? Об этом накануне профессионального праздника мы поговорили с психологом Севского детского дома Е. Н. Шиловой.

- Елена Николаевна, давайте разграничим профессии психолога, психотерапевта и психиатра: чем вы занимаетесь?

- Психолог изучает несложное душевное состояние человека: помогает ему разобраться со своими чувствами и переживаниями, справиться с жизненными трудностями и комплексами - для этого не нужно медицинское образование. Психотерапевт работает по разным направлениям: выбирает одно, как и психолог, но изучает ситуацию глубже, занимается уже сложными проблемами, например, депрессиями. Может медикаментозно корректировать состояние пациента. Психиатр работает с конкретными диагнозами, назначает лечение определёнными препаратами. То есть если у человека нет каких-то определённых проблем, в основном сложности внутреннего характера, он обращается за помощью к психологу. Мы его консультируем, подсказываем. Моя работа - это сопровождение. Приходит ребёнок в детский дом, и первый, кто его встречает, поддерживает, даёт уверенность, что ничего плохого с ним здесь не произойдёт - психолог. Психолог - это друг, с которым вы можете поделиться своими переживаниями, чувствами, проблемами, а он никогда никому ничего не расскажет. С ребятишками больше работаю через игры и общение. Бывает, мы разговариваем с ребёнком, выполняем упражнение, которое он воспринимает как игру, и только я понимаю, что это всё значит. Даже если спросить у детей, ходят ли они к психологу, какие занятия проходят,
ребята скажут, что у них нет такого. А вот если спросить, ходят ли они к Елене Николаевне, мальчики и девочки расскажут, что мы рисуем, играем в песок.

- В какой момент поняли, что хотите стать психологом?


- Я училась в школе Киселёвска. На тот момент у нас запустили новый проект, и к нам в течение двух лет ездили специалисты: психологи из Новокузнецкого института. Они приезжали раз в неделю. Рассказывали о профессии, институте, чем занимается психолог. Люди же даже сейчас до сих пор не понимают специфику нашей работы. Поэтому было очень интересно. Представьте: к нам приходит человек, садит в круг, объясняет типы темперамента, рассказывает об особенностях характера, а ты смотришь на него и думаешь, что это какой-то волшебник. После этого решила пойти учиться на психолога, чтобы разобраться для начала в себе: понять, почему я веду себя так, а другой человек иначе. Хотелось помогать людям. Окончила Кемеровский институт по специальности «Психолог и преподаватель психологии». В профессии одиннадцать лет, десять из которых работаю в нашем детском доме.

- С какими вопросами вы работаете, и какие проблемы чаще всего встречаются у детей?

- Это зависит от возраста. У малышей, дошкольников - это страх. Они не понимают, почему их забрали из семьи, куда привезли, кто все люди вокруг. У них часто высокий уровень тревожности. У подростков это и тревожность, и низкая самооценка, и агрессия. А она появляется, когда есть трудности с коммуникацией: с ним никто не хочет общаться, он не может социализироваться. Но выделить что- то одно невозможно, это совокупность
факторов, ряд проблем. Дверь моего кабинета всегда открыта. Ребёнок в
любой момент может прийти и рассказать о переживаниях. Не все дети
открываются сразу. Порой педагоги сообщают, на кого обратить внимание.
Я услышала информацию и вывожу его на разговор. Хорошо помогает пример других, когда все садятся в круг и делятся своими историями. Ребёнок смотрит на товарищей и понимает, что этому человеку можно довериться. Есть ещё вариант: совместно провести время, например, сделать поделку. И пока мы вырезаем, рисуем, лепим, он открывается. Как правило, ребятишки идут на контакт, делятся своими проблемами. Они даже более открытые, чем дети в семьях, потому что с ними никто никогда не разговаривал, не интересовался ими, не слушал и не слышал. Им нужно общение, которого не было дома. Ещё знаете, сами дети делают своего рода рекламу, говоря: «Ты сходи к Елене Николаевне, она подскажет, что тебе делать». Мы здесь не только с точки зрения психологии решаем вопросы. Зачастую ребёнок подходит с какими-то элементарными вещами, с которыми ему поможет и педагог, но он делится со мной, и я стараюсь ему помочь.

- Как выглядит процесс адаптации ребят, которые попали в детский дом?

- Когда к нам поступает новый подопечный, мы с ним общаемся, показываем учреждение, рассказываем, где и что находится. Я люблю элементы сказкотерапии и песочной терапии, поэтому занимаемся с песком, разговариваем. Всё, что ребёнок говорит, я стараюсь выслушать, понять и подружиться. Обязательно знакомим его с другими детьми. Не формально представляем их друг другу, а в игровой форме, чтобы через игру они
сблизились и нашли друзей. Ребятам всегда проговариваются правила дома:
все равны, мы друг друга не обижаем.

- Чем ещё вы занимаетесь? - Сейчас стартовала «Школа приёмных родителей». Её проходят те, кто планирует взять ребёнка из детдома. Для меня важно, чтобы мои выпускники обрели детей, а у них появилась настоящая семья. Над этим работаю не только я, а вся наша команда - это Отдел опеки и попечительства, Управление образования, воспитатели. За десять лет у нас никого не вернули обратно. С пятого декабря ещё и наставником стану: ко мне придёт девочка на практику. Кроме того, плотно сотрудничаем с организацией «Молодая гвардия»
пгт Краснобродского: приезжаю, провожу тренинги.

- Расскажите, как проходят занятия в «Школе приёмных родителей»?

- У нас функционирует три клуба для приёмных родителей: «Маленький гений», «Подросток», «Креатив ный серпантин». «Школа приёмных родителей» распахнула двери в 2014 году. Занятия проходят два раза в неделю, курс содержит 14 лекций. Родителям рассказываем, как воспитывать детей. Большой акцент делаем на сиротстве. Дети из детских домов и дети, которые воспитывались в семьях - абсолютно разные. Приходят люди, которые хотят сделать добро, думают, что заберут ребёнка, купят ему игрушек, подарят
любовь, и все будут счастливы. Но они сталкиваются с большими проблемами.
Поэтому мы учим родителей, как вести себя с такими детьми, как воспитывать
их. Плюс у нас большой опыт по сопровождению замещающих семей или,
как мы их называем, «замечательных семей». Я рассказываю о трудностях на
конкретных примерах из жизни.

- Психолог - человек, которому не чужды переживания, но при этом
профессия обязывает быть в некой отстранённости, не надевать на
себя маску собеседника. Как соблюдаете баланс?

- Честно сказать, я ещё до сих пор не научилась. Возможно, и не хочу этому
учиться. Дети и замещающие родители чувствуют некую холодность. Работая
в детском доме, погружаюсь в переживания, лучше понимаю проблемы детей
и, наверное, поэтому получается быстро найти семьи ребятишкам. Потому что
ты сам заинтересован, замотивирован. И будь ты на его месте, тоже бы хотел иметь семью и свой дом.

- Вы как психолог много принимаете на себя чужих переживаний, эмоций. Как справляетесь с эмоциональным воздействием?

- Во-первых, помогает моя семья. Муж во всём меня поддерживает. Во-вторых, я стараюсь отдыхать: каждый год, независимо от того, насколько потом придётся
затянуть поясок, мы едем куда-нибудь. В-третьих, я получаю обратную связь от
детей и семей. Наша же работа заключается не только в том, чтобы провести
занятия в школе, но и в том, чтобы найти детям семью. На сегодняшний день обучение у меня проходят родители, которые хотели ребёнка. Я им порекомендовала конкретного мальчика. И они его забирают. Когда улыбчивый ребёнок машет мне «До свидания», когда семьи благодарят - это самое прекрасное.

- Вам нравится, что ваша профессия с каждым годом становится востребованнее?


- Конечно, даже отношение стало другое. Могу сказать, что когда я только собиралась поступать, это был 2001 год, мне говорили: «Что у тебя в жизни такого произошло, что пошла на психолога». А сейчас большинство понимает, что это нужная профессия. Даже у детей спросить, знают ли они, кто такой психолог, лет десять назад ответили бы, что это те, кто с психически больными работает, а сейчас понимают. Мне кажется психология пришла вовремя - тогда, когда это было нужно.

- В чём видите свою профессиональную миссию?

- Для меня важно, чтобы дети, которые оказываются в детском доме, хотя бы
здесь чувствовали себя в безопасности. А её должны создать мы - взрослые. Моя задача в том, чтобы у ребёнка были понимающие и любящие родители, а таких учреждений было как можно меньше.


Беседовала Ирина БУЦКИХ.
Фото Ксении ОЧКИНОЙ.