Найти тему
Петр Свирин

Рекомендации для развития памяти

Популярные способы для улучшения памяти и внимания, которые опровергли учёные, и правила, которые реально работают

«Абырвалг» травмирует мозг!?

Передвигаться по своей квартире и заниматься домашними делами с закрытыми глазами вредно!?

Переучивание левшей на правшей вредно для развития мозга!?

Зубрёжка – враг внимания и памяти!?

Учить стихи бесполезно!?

Не знать наизусть, а знать, где найти!?

Взрыв мозга может случиться от того, что вы сейчас прочитали! Но поверьте, задача автора состоит в том, чтобы помочь читателям разобраться, что случилось, и как жить дальше без этих популярных способов улучшения когнитивного здоровья, рекомендованных медицинскими «светилами» и психологами в научно-популярных книгах и статьях, посвящённых этой теме...

Врач-невролог Анна Горенкова считает, что чтение «дерепан модаз», то есть «задом наперед», травмирует мозг, нарушает привычное восприятие информации и дает совершенно ненужный стресс нейронам.

Клуб "Школа Мнемозины"
Клуб "Школа Мнемозины"

Доказано, что на самом деле не работают некогда популярные способы «подзарядки» памяти, связанные выполнением привычных действий с закрытыми глазами, например, разбирать что-то на столе, есть, чистить зубы или передвигаться по квартире. Невролог Анна Горенкова считает, в результате этого упражнения вы скорее всего получите «встряску для мозга». Память же от этого точно не улучшится. Внезапное «лишение» какого-то органа чувств вгоняет мозг в очень дискомфортное состояние (даже если это игра), начинают активно вырабатываться гормоны стресса – кортизол и ацетилхолин, которые, не улучшают работу мозга, а напротив, ее тормозят.

Также никакой особой пользы не приносит «смена ориентации».
В смысле – правшам становиться на время левшами, а левшам правшами. И обычные бытовые действия делать не «ведущей» рукой (набирать номер телефона, гладить белье, чистить зубы). Одно время считалось, что это укрепляет нейронные связи между левым и правым полушариями мозга. Но последние исследования
Сиднейского Университета показали, что это бесполезно и, напротив, путает мозг. Правшами и левшами мы рождаемся, это заложено генетически (за исключением случаев, когда, например, человек вынужден менять «ведущую» руку из-за травмы).

В советской школе было популярно, а потом признано провальным и очень вредным переучивание в школах левшей на правшей, – утверждает эксперт Анна Горенкова. Есть данные, что «переученные» дети хуже усваивали информацию, хуже справлялись с заданиями на логику
и пространственное мышление, были более раздражительными
и подверженными стрессам по сравнению с «непереученными» левшами.

Уж вот, казалось бы, железобетонное правило, которое с нами по жизни, прямо с детского садика: учи наизусть, будет отличная память. Но исследования Колумбийского университета (США), проведенные на 350 студентах, показали, что нет никакой прямой связи между заучиванием наизусть больших объемов текста, в том числе стихов, и активностью лимбической системы мозга (в этой зоне находится наш «центр памяти»). Более того, молодые люди, которые зубрили стихи без всякого удовольствия, а потому что надо, не могли сосредоточиться на запоминании другой информации, были менее внимательны, имели более слабую кратковременную память по сравнению с теми, кто не занимался зубрежкой.

По словам профессора-нейролингвиста Бернхарда Шмидта, «если стихи не запоминаются сами собой (а есть люди с уникальной памятью, которые просто без усилия дословно запоминают большие объемы текста), не надо себя мучить, вашему мозгу это ничего не даст. Просто любите поэзию, читайте стихи, ритмические формы позитивно влияют на мозг и нашу память, но совсем не обязательно все это держать в своей черепной коробке». Кстати, то же относится и к сочинению стихов. Раньше считалось, что подбор рифм стимулирует мозг. Но сейчас доказано, что стихосложение никак не влияет на память. Это просто особенность когнитивного развития человека. А память работает в соответствии с открытиями ученых относительно возможностей человека запоминать информацию. Число Миллера «7 ± 2» никто не отменял.

Принято думать, что продлить молодость мозга и память лучше всего помогают интеллектуальные упражнения и игры, например, разгадывание кроссвордов или игра в шахматы. Однако же, как утверждают ученые из Эдинбургского университета, это не совсем так. После 60 лет именно физические упражнения, а не умственные, помогут остановить усыхание мозга и отдалить проявления признаков старения. Рузультаты исследования опубликованы в очень уважаемом медицинском журнале «Neurology». Данные томографического обследования 638 человек пенсионного возраста показали: у тех, кто активно занимался физкультурой на протяжении трех лет, объем мозга уменьшался медленнее.

Причем упражнения не должны быть изнурительными и соответствовать возрасту, то есть щадить сердце и суставы. Достаточно каждый день проходить пешком по 2-3 километра и делать по утрам комплекс физических упражнений (с упором на плавные аэробные упражнения, связанные с тренировкой дыхания, и укрепление мышц).

А вот обследования тех, кто не занимался физкультурой, предпочитая лишь «пищу для ума», показали: только лишь интеллектуальная подзарядка, увы, не замедляет темпов усыхания мозга.

Также ученые сейчас все больше склоняются к тому, что важнее не знать наизусть (от номеров телефонов до уравнений), а знать, где взять нужную информацию. Врач-невролог Анна Горенкова говорит, что мы уже внутри новой системы информации, наш мозг и так перегружен, почему бы не доверить часть его работы гаджетам. Базовые знания, безусловно, важны, чтобы разбираться в достоверности данных, ну а детали мы всегда можем найти в интернете. Нет смысла стремиться к глобальному запоминанию всего, мозгу от этого нисколько не лучше.

Где взять? Как найти?   Записывать надо!   Конспект дочери по одному из разделов материаловедения
Где взять? Как найти? Записывать надо! Конспект дочери по одному из разделов материаловедения

С выводами учёных и соответствующими рекомендациями, скорее всего, следует согласиться. Но, вместе с тем, следует иметь ввиду, что мы все настолько разные, что общие рекомендации не всегда могут быть полезными и интересными для конкретных людей.

Автор этих строк более пяти лет погружён в проблемы развития памяти и сохранения когнитивных способностей человека. Создание клубов «Школа Мнемозины» и «Секреты долголетия» в подразделении «Мой социальный центр» в структуре органов социального обеспечения в Чертаново Северное (Москва), их довольно интенсивная работа и наблюдения за участниками этих клубов позволяют поделиться некоторыми рекомендациями. Тем более, что они проверены на себе.

Заседание клуба "Секреты долголетия"
Заседание клуба "Секреты долголетия"

С самого начала работы клубов было установлено правило: не совершать «подвигов», слушать, а главное, слышать себя. Если не получается выполнить какое-либо упражнение, не надо заставлять себя во что бы то ни стало его «побороть». Нужно подобрать другое упражнение, которое будет вам по силам. К примеру, есть несколько эффективных методов запоминания стихов без всякой зубрёжки. То же самое относится и к запоминанию текстовых материалов. Если не получается решить задачу
«с подвохом», всегда можно при помощи руководителя клуба найти задачу, попроще, имеющую подобный алгоритм её решения. А главное средство тренировки памяти – это припоминание. На каждом заседании клуба одному-двум участникам предоставлялась условная «минута славы», где они рассказывали о себе, об интересных событиях и встречах, о книгах и фильмах, которые оказали на них влияние.

Среди рекомендаций специалистов по сохранению когнитивных способностей людей «серебряного возраста» одно из главных мест занимают пешие прогулки особого рода. Доказано, что быстрая ходьба в течение 30-50 минут увеличивает приток крови в мозг на 15%. Регулярная стимуляция притока крови улучшает функции мозга, а именно память и концентрацию внимания. К тому же новая кровь очищает мозг от метаболических «отходов», таких, как белок бета-амилоид. Этот белок, как уже было доказано ранее, участвует в развитии болезни Альцгеймера. Но эффект от ходьбы, по мнению ряда американских учёных, может быть многократно усилен, если она сопровождается когнитивными упражнениями, над разработкой которых трудится не одна лаборатория. Я попробовал припоминать стихи в движении, стараясь не сбивать дыхание. Также можно выполнять упражнения для развития мелкой моторики, например «пальцовки».

Манфред Гоголь, президент Немецкого общества геронтологии и гериатрии считает необходимым выработать привычку читать, поскольку во время чтения происходит формирование новых синапсов – особых зон контакта между отростками нервных клеток и другими клетками организма. Мозговая активность повышается, когда чтиво вас захватывает и вызывает яркие эмоции, и снижается, когда скучно. При этом не так важно, читаете вы электронную книжку или бумажный том, главное, чтобы не было проблем с глазами. Чрезмерное напряжение глазных мышц ухудшает внимание. На наш взгляд очень полезно во всех смыслах чтение литературы по определённой тематике, с тем, чтобы накапливались знания по этому вопросу, тогда они останутся в вашей памяти надолго. Выступая перед школьниками, я обязательно им говорю, что знания – они как существа с лапками, на которых есть маленькие крючочки. Когда знания встречаются у нас в голове, они знакомятся, зацепляются друг за друга и остаются надолго в нашей памяти. А если в голове пусто, то им не за что держаться…

Возможно, кому-то покажется странным, что наше умственное развитие зависит от питания. Но это уже давно доказанный факт. Причём главной пищей признаны продукты, содержащие клетчатку. Она не только «чистит» организм от токсинов, но и стимулирует процесс обновления клеток мозга, что ведет к поддержанию памяти на достойном уровне. Об этом говорит новое исследование Национального института рака США. Больше всего клетчатки в цельнозерновых продуктах, орехах, овощах и бобовых. Чтобы стимулировать обмен веществ достаточно съедать в день 10-15 граммов клетчатки. Например, стандартная порция вареной чечевицы содержит 8 граммов клетчатки. А 100 граммов миндаля – почти 9 граммов, чашка овсянки - 4 грамма, 100 граммов чернослива – около 6 граммов клетчатки (чернослив еще и очень полезен для кишечника – очищает его от токсинов).

Канадские ученые Ротмановского исследовательского института в Торонто доказали с помощью неврологических и биохимических тестов: у людей, владеющих двумя и более языками, болезнь Альцгеймера встречается гораздо реже. А если и развивается, то гораздо позже, чем тех, кто «шпрехает» только на одном лишь родном языке. Также доказано, что люди, блестяще владеющие хотя бы одним иностранным языком в пожилом возрасте лучше остальных справляются с тестами на скорость умственных реакций и концентрацию внимания. Руководитель исследования Фергус Крек считает, что знание второго языка создает в мозге некоторый «интеллектуальный резерв», задерживающий развитие возрастных отклонений.

Нашей памятью управляет гормон радости. Доказано, что счастливые люди лучше запоминают информацию и меньше устают. Специалисты из университета немецкого Магдебурга установили, что усвоение информации долговременной памятью тесно связано с гормоном дофамином. Вырабатывается он надпочечниками и больше известен как «гормон радости» или «гормон драйва». В эксперименте немецких неврологов участвовали пожилые горожане возрасте от 65 до 75 лет, у которых периодически брали анализ на основные гормоны и проводили тесты на запоминание и воспроизведение информации. Те, у кого уровень дофамина был выше 20-30%, и память была лучше в сравнении со среднестатистическими показателями людей этого возраста. Также люди с повышенным содержанием дофамина в организме меньше уставали при больших умственных нагрузках. Уровень дофамина можно повысить, в том числе, и при помощи целого ряда продуктов.