Много внимания в медиа уделяется творческим личностям, первооткрывателям, учёным и художникам. Однако фигура мецената, который разглядел в человеке талант, помог подняться по карьерной лестнице и показал планете, часто остаётся за скобками. Но кто же он такой — русский, который привлёк внимание Европы к родной живописи, театру и балету?
С чего всё началось
Юный Сергей рос в местах, не располагающих к увлечению искусством: родиной мецената стала Новгородская область, а период юности пришёлся на Пермь. Однако гравюры известных художников и музыкальные вечера, которые устраивали родственники мальчики, сказались однозначно.
Уже в Петербурге студент-юрист не собирался работать по специальности или создавать что-то самому. Зато организаторские способности Дягилева развернулись во всей красе.
Спустя несколько лично организованных выставок картин Сергей стал редактором журнала «Мир искусства» наравне с художником Бенуа. При его живом участии издание превратилось в канал просвещения и свободы, а работы творцов, которых разглядел в те годы Сергей, до сих пор украшают лучшие музеи мира:
- Исаак Левитан,
- Лев Бакст,
- Валентин Серов,
- Илья Репин,
- Павел Кузнецов,
- Николай Рерих.
Успехи на родине окрылили молодого деятеля настолько, что в 1906 году он открыл выставку «Два века русского искусства и культуры» в Париже. Масштабы поражали: 750 произведений как уже уважаемых (вплоть до древнерусских икон), так и юных мастеров, заняли 12 залов. Публика оказалась в шоке от подобных объёмов русской живописи — ведь до Дягилева о ней знали единицы. Выставка запустила моду на всё русское в Европе на несколько лет.
Театр
Сергей был достаточно эгоцентричным молодым человеком, и успехи на организаторском поприще только раззадорили его. Новым этапом стала музыка.
«Исторические русские концерты» включили произведения Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского, Александра Бородина, Александра Скрябина. Все материалы тщательно адаптировал и подбирал сам Дягилев: к оформлению концертов подключили русских художников, в оркестр попадали лучшие из лучших.
После новой запущенной волны моды Сергей начал ставить за рубежом русские оперы. Самой известной стала опера «Борис Годунов», которая была выверена посекундно для достижения лучшего эффекта. Именно здесь мир впервые увидел Шаляпина.
Несмотря на оглушительный успех и финансовую помощь государя, в погоне за эффектом Дягилев шёл на любые траты и жертвы. Для аутентичности некоторые костюмы покупали в русской глубинке, а декораторы и художники взвинчивали гонорары. В ход шли деньги самого Дягилева, но и с ними Русские сезоны стали безобразно убыточными: организаторы потеряли более 85 тысяч франков.
Поставить балет и умереть
Хотя сам Дягилев не интересовался в тот момент балетом, интуиция предпринимателя заставила его далее поставить именно его. Начиналось все с императорской труппы и особого внимания к балерине Кшесинской. Поставить же балет за рубежом впервые удалось только в 1909 году.
Собственных денег у Дягилева уже не хватало, однако нюх на меценатов оставался. На их деньги организовали такие постановки, как «Павильон Армиды», «Половецкие пляски», «Пир», «Клеопатра» (или «Египетские ночи»), «Сильфиды», а также оперы «Борис Годунов», «Псковитянка» и первый акт оперы «Руслан и Людмила».
Главные партии танцевали Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Анна Павлова, Каралли, Мордкин. Фавориты Дягилева мгновенно стали звёздами международного масштаба.
Терпение императора закончилось, как и поддержка императорского театра. Но и это не остановило Дягилева: теперь он сформировал собственную труппу. Среди их работ числятся «Жизель, или Виллисы», «Карнавал», «Шехеразада», «Жар-птица» и «Ориенталии». Они позволили прославиться Михаилу Фокину и И. Ф. Стравинскому.
Авангард за рубежом оценили далеко не все: зрители считали музыку неясным набором звуков, танцы — дикими прыжками, а любовную связь раба и госпожи в сюжете «Шахерезады» считали неприличной. Однако время расставило всё на места, и теперь эти произведения считаются классическими.
Плачевные дела труппы повлияли на гениального организатора: Сергей Дягилев остался почти без средств к существованию, а его яркий нрав стал причиной скандалов и прекращения общения. За работой Сергей игнорировал предупреждения врачей (у него обнаружили диабет), игнорировал инъекции и заедал стресс коробками шоколадных конфет. В 1929 году, спустя месяц после финального выступления своей труппы, он скончался.