Вечером 17 марта 1991 года самолёт взял курс в сторону Новосибирска. А дальше - сильный удар в дверь, и всё пошло наперекосяк

25K прочитали

Для них все началось с сильного удара в дверь, как будто кто-то пытался ее выбить. Анатолий Экзархо, проверяющий пилот-инструктор, немедленно отдал команду бортинженеру Поташникову: "Проверь!". Тот распахнул дверь. Экипаж в ту же секунду ощутил на себе жар пламени, который ворвался в кабину. Пострадали все открытые участки кожи, сгорели брови, ресницы, волосы. Поташников быстро сориентировался, захлопнул дверь.

Проверка багажа, 1991 год. Внуково
Проверка багажа, 1991 год. Внуково

Командование полетом аэробуса Ил-86, на борту которого полыхал пожар, взял на себя пилот-инструктор. Это случилось 17 марта 1991 года. Аэробус совершал обычный рейс из Москвы в Новосибирск. Шел третий час полета. На борту было 345 пассажиров, 20 из которых - грудные дети. Обслуживал полет усиленный экипаж, состоявший из 5 человек: командира корабля Шраге, второго пилота (в будущем заслуженного пилота Юрия Сытника), бортинженера, штурмана Савельева и проверяющего. В салоне работало 13 бортпроводников - 12 штатных и один проверяющий.

Не занят пилотированием был только Яков Шраге, командир корабля. Он вместе с бортпроводниками занялся тушением пожара. Среди пассажиров отыскались добровольные помощники - сотрудник прокуратуры, офицер танковых войск. В распоряжении Шраге был кабинный огнетушитель, переносной кислородный прибор. Пламя полыхало в ближнем вестибюле от пилотов, около лестницы, ведущей на второй этаж. Огонь усмирили за 20 минут, истратив на это 14 огнетушителей. Особая заслуга Шраге - он не позволил выгореть проводке, ведущей в кабину пилотов. При ее повреждении аэробус стал бы неуправляемым.

Осознав, что на борту пожар, Экзархо мгновенно перевел аэробус в крутое пике. Земля стремительно приближалась. Второй пилот Юрий Сытник вовремя надел кислородную маску - кабину заполнил густой дым. Инструктор-пилот не успел сделать этого, стал терять сознание. Сытник вел переговоры с диспетчером. Оповестил о пожаре. Борт 86082 тогда находился в 160 км от города Серова. Внизу - Уральские горы, спускаться ниже 2700 м было опасно. Задымление в кабине не позволяло четко видеть показания приборов.

В кабине пассажирского Ил-86 / Юрий Михайлович Сытник в наши дни
В кабине пассажирского Ил-86 / Юрий Михайлович Сытник в наши дни

Штурман тоже стал терять сознание. Но до этого он успел сделать свою работу - вывел судно на Свердловский аэропорт Кольцово. Когда пожар потушили, стало легче дышать. Пилоты увидели друг друга, показания приборов. Но не взлётную полосу. Как оказалось чуть позже, ее скрывала черная копоть на стекле. Убрали налет, четко стала видна и взлетная полоса. До нее оставалось 6 км. Аэробус благополучно приземлился в аэропорту Кольцово.

Борт 86082 встречал спецназ. Ведь здесь произошел не просто пожар, а самый настоящий теракт. Среди пассажиров находился 26-летний Евгений Володин. Он летел в Новокузнецк. Пронес на борт 6 бутылок с селитрой, связал их парами, чтобы совершить поджог в 3-х местах. Его, психически неуравновешенного человека, завербовали армянские националисты. Их целью было привлечение внимания к проблеме Нагорного Карабаха. Впоследствии подобные теракты планировались в Ленинграде и Калининграде.

Террорист использовал 2 бомбы. Потом заблокировался в туалете. До появления спецназа его сторожил бортпроводник с топором и представитель фельдъегерской связи, который летел на борту с табельным «макаровым». А потом его выкурили дымовой шашкой. Четкие, слаженные действия экипажа, бортпроводников позволили сохранить жизнь, здоровье пассажирам. Во время тушения пожара их переместили в нижний багажный отсек. Паники не было.

Шраге Яков Моисеевич - ушёл из жизни в 2020 году
Шраге Яков Моисеевич - ушёл из жизни в 2020 году

Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните

Через год вышел указ президента Бориса Ельцина о награждении 17-и членов экипажа орденами и медалями. Террориста определили в психбольницу.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.