Казалось бы, учебники истории есть, разнообразные мероприятия организованы, пособия разработаны – рассказывай, показывай, читай. Нам в помощь предлагаются и фильмотеки, и библиотеки, и множество музеев с их потрясающими экспозициями и квестами. Но что же делать учителю, когда он слышит фразу: «А я уже это знаю!» Безусловно, приходится искать что-то новое. А это самое новое очень часто находится где-то рядом.
Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений
И мы отправляемся в школьный музей «Мое Отечество». Это не просто собрание случайных экспонатов. Музей стал уникальным пространством, его наполнили тысячи историй. Это живые рассказы об особенностях русского быта, воспоминания о районе Новогиреево и просто истории жителей, которые уютно окутывают каждого посетителя.
Детям всегда интересно, что же было на месте школы, их дома раньше. В Новогирееве сохранились очень интересные архитектурные объекты: дача актера Алексея Дикого, Дом художников, или Красная дача, которые были построены еще в первой трети ХХ века. Ребята всегда удивляются, что дома являются не музеями, в которые надо приходить с билетом, а обычными жилыми домами.
Так у нас появился интересный экспонат – макет части района Новогиреево довоенного времени. Дети, учителя, родители и руководитель музея – все вложили в этот макет частичку души и труда. Но макет не может рассказать о себе сам, его обязательно нужно оживить. Но как это сделать? В этом нам помогли произведения выпускника школы №7 Юрия Ивановича Чичева «Но тогда была война… Роман-воспоминание (хроника военного детства)» и «Обелиск на ладони». Это возможность увидеть начало Великой Отечественной войны на территории современного района Новогиреево, а тогда города Перово, глазами ее участника. Но не солдата, не взрослого, а ребенка. Главный герой Женька Голубев помог всем нам не только увидеть, но и прочувствовать войну так близко и так страшно.
Мы видим на макете длинную Пролетарскую улицу, протянувшуюся вдоль Кусковского химического завода и железнодорожных путей, множество домиков и здание перовской школы №7. С первых строк обращаем внимание детей на синтаксические конструкции с большим количеством глаголов и глагольных форм, эпитетов и сравнений, которые помогают не только увидеть картину первых дней войны, но и услышать ее. И символом этих первых дней становится сирена. От авианалетов детей увозили в Купавну или в метро на станцию «Курская». Учащиеся вспоминают, что знают о роли московского метро в годы войны. Здесь на помощь приходят элементы образовательно-исторического квеста «Битва за Москву. Первая Победа» в Музее Победы.
Перово меняется, а заводской гудок остается. И хотя завод эвакуирован на Урал, один цех все еще работает, только на смену заступают уже женщины. Холод и голод становятся хозяевами жизни. И в разговоре с детьми о пайке, о карточках на продукты затрагиваем очень важную тему: в силах ли голод заставить человека перестать быть человеком? Можно ли оправдать аморальность поступка крайней нуждой? Нет универсальных ответов на эти вопросы. Они заставляют нас не столько знать, сколько чувствовать, а это важнее.
Видим еще один атрибут войны – треугольнички писем. Читаем письмо, написанное Женькой «папи нафронт». Рассматриваем, как сложено письмо, и дети пытаются самостоятельно сложить треугольничек. Чувства того маленького ребенка мгновенно отзываются в душе не только подростка, но и взрослого. Души работают в унисон. Ребята видят на макете места, где происходили события, и читают живые строки произведения. История уже разворачивается не где-то далеко, а здесь, рядом с нами.
Патриотические чувства можно воспитывать по-разному, используя все многообразие форм и методик. Но важнее всего научить ребенка не только чувствовать события, которые происходят с ним, но и уметь сопереживать ближнему.
Татьяна БУЛАНОВА, учитель русского языка и литературы школы №1798 «Феникс»
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».