Казалось бы, в наше время такое понятие, как "бандиты с большой дороги", должно давно отойти в прошлое, в историю и сказки. И все же, не смотря ни на что, путешествие по современным автомобильным трассам, как и содержание придорожных техстанций, бензоколонок, гостиниц и кафе связано с не меньшей опасностью, чем во времена Соловья Разбойника.
В конце весны этого года в милицию начали поступать сообщения о грабежах, совершенных бандой преступников, состоящей из четырех человек. Первым объектом нападения стала бензоколонка, расположенная возле Житомирской трассы. По описанию владельца, налет произошел поздно вечером, в полной темноте. На площадке остановился старенький "москвич", и из него вышли четверо мужчин, вооруженных обрезами. Номерные знаки на машине преступников отсутствовали, все нападавшие были в масках.
"Один направил дуло на меня и сказал, чтобы я сложил в пакет всю выручку за бензин. Остальные обходили все вокруг, тщательно осматривая. Когда с поднятыми руками вышел мой проснувшийся напарник, его быстро обыскали и развернули лицом к стене.
Я выгреб деньги из кассы, и человек, державший меня на прицеле, велел, чтобы я открыл сейф. Я сказал, что у нас нет сейфа, и тогда он ударил меня дулом в лицо. Я понял, что он ничуть не сомневаясь выстрелит в меня, и отдал им все".
Преступники не побрезговали даже той мелочью, что удалось набрать в продающем необходимые безделушке киоске. Один из них прикладом разбил витрину и взял несколько зажигалок и брелков.
"Когда я отдал деньги, он сказал - ладно, ты здесь недавно, а вот когда разбогатеешь, мы еще вернемся. Потом они сели в машину и уехали".
Второе заявление поступило из дорожного кафе, работающего круглосуточно. В ночное время, когда не было посетителей, бандиты вошли в помещение и, взяв на прицел барменшу и охранника, забрали выручку, несколько бутылок спиртного и подвернувшиеся под руку продукты. Третий инцидент закончился более трагично. Осмелев, бандиты совершили налет на супермаркет, в тот момент, когда в зале находилось посетители - супружеская пара и их семилетний ребенок. Один из бандитов встал напротив прилавка, контролируя продавца и кассиршу, второй стоял возле посетителей, пока те отдавали ему кошельки и доставали деньги из потайных карманов. Двое оставшихся отправились в обход по залу, забирая с полок что приглянется.
"Один из них крикнул, что нашел эротические журналы, и спросил: брать? - рассказывает продавец. - Тот, что целился в нас, отвернулся и что-то ответил, и в этот момент Даша (кассирша) вдруг подняла телефонную трубку и набрала 02. Она только успела сказать "милиция", как налетчик обернулся к нам и выстрелил".
В панике преступник произвел несколько выстрелов. Молодая женщина получила ранения в область грудной клетки и плечо, а бросившемуся на пол продавцу навылет прострелил руку. Все четверо побежали к выходу и моментально исчезли с места преступления.
Пока женщина успокаивала ребенка, мужчина оказал пострадавшим первую помощь, и если бы не его усилия, раненую кассиршу не удалось бы даже довезти до реанимации. Милиция и скорая прибыли значительно позже - место события находилось на большом расстоянии от населенных пунктов.
Никаких новых сведений о преступниках получить не удалось и в этот раз. Хотя в магазине, согласно западным образцам, была установлена видеокамера, следственные органы получили всего лишь изображение четырех мужчин в масках, личность которых, конечно же, установить было невозможно.
С этого случая, когда преступники впервые выстрелили в человека, начался словно бы новый этап деятельности банды. Нападения стали более дерзкими, бандитов не пугало ни присутствие посетителей, ни большое количество персонала и иногда даже охраны. Если раньше они только угрожали, то теперь с первого же момента приводили свои угрозы в действие. Войдя в помещение, производили предупредительный выстрел в стену, и если чье-либо поведение казалось им подозрительным, открывали огонь или же избивали свою жертву. Подавляющее большинство налетов происходило именно на Житомирской трассе, и слух об орудующей там банде быстро облетел все окрестности. Часть владельцев закрыли свои заведения до лучших времен, остальные продолжали работать на свои собственный страх и риск.
Задержание преступников осложнялось прежде всего тем, что от места происшествия до ближайшего милицейского пункта лежали километры трассы, и к тому времени, как оперативный отряд прибывал о вызову, банда успевала благополучно скрыться в неизвестном направлении.
Конечно же, предпринимались решительные меры для решения этой проблемы. Милицией было сформировано несколько специальных бригад, получивших высокоскоростные машины и новейшую технику, в чьи функции входили исключительно выезды на происшествия вдоль трассы. Большая часть удаленных от населенных пунктов заправок, кафе и гостиниц были снабжены экстренной связью на случай подобного нападения - достаточно было незаметно нажать под прилавком кнопку, как специальная бригада получала сигнал и немедленно отправлялась по вызову.
Эта система защиты оправдала себя. Получив экстренный вызов со станции техобслуживания, отряд спецназа выехал к месту событий и застал преступников выходящими из помещения станции. При появлении милиции один из них успел залечь за штабелями кирпича и строительного мусора, трое же бросились внутрь и захватили персонал - троих мужчин - в заложники.
Территория станции была оцеплена, и с преступниками начали вести переговоры. Те требовали немногого - всего лишь выпустить их и дать уйти, тогда, мол, они выпустят заложников где-нибудь по дороге.
Конечно, оставить троих гражданских лиц в руках преступников было невозможно. Переговоры продолжались более часа, и в результате бандиты остановились на предложенном им варианте - трое заложников обмениваются на одного разоруженного добровольца из спецназа, и тогда им разрешают уехать.
Под прицелом четырех обрезов лейтенант Роман С., с поднятыми руками вышел к зданию станции. Навстречу ему бандиты по очереди вытолкнули троих заложников, и как только те оказались в безопасной зоне, он бросился в сторону. В тот же момент бригада специального назначения начала штурм станции.
Преступник, спрятавшийся снаружи, был убит в ходе перестрелки. Остальные получили ранения разной степени тяжести и были захвачены и обезврежены. В данный момент все трое находятся в тюремном госпитале, и суд над ними состоится, как только позволит состояние их здоровья.