Найти в Дзене
Салам Туркменистан

Судьба туркменского алабая

Часть 2 Туркмены ценят в алабае рост, костяк, массивность, красоту, но более всего – чистокровность и рабочие качества, сохранение которых – дело, безусловно, более трудное и важное, чем просто разведение экстерьерно-правильных животных без учета характерных особенностей психики, присущих этой древней породе. Мы считаем агрессивность к хищникам и себе подобным одним из важнейших породных признаков туркменского волкодава, и отсутствие его обесценивает собаку, как бы красива она ни была. Вся история туркменского народа, обычаи и нравы составляющих его племен формировались в суровых условиях кочевого образа жизни. Украшения для лошади, например, всегда ценились гораздо больше, чем женские украшения. Красивое оружие было важнее золотых слитков и драгоценных камней. Постоянных жилищ не было, так как люди редко задерживались на одном месте большее 5-6 дней. При таком укладе жизни весь домашний скарб и быт людей подчинялся идее целесообразности и полезности; мало кто мог позволить себе быть

Часть 2

Туркмены ценят в алабае рост, костяк, массивность, красоту, но более всего – чистокровность и рабочие качества, сохранение которых – дело, безусловно, более трудное и важное, чем просто разведение экстерьерно-правильных животных без учета характерных особенностей психики, присущих этой древней породе. Мы считаем агрессивность к хищникам и себе подобным одним из важнейших породных признаков туркменского волкодава, и отсутствие его обесценивает собаку, как бы красива она ни была.

Вся история туркменского народа, обычаи и нравы составляющих его племен формировались в суровых условиях кочевого образа жизни. Украшения для лошади, например, всегда ценились гораздо больше, чем женские украшения. Красивое оружие было важнее золотых слитков и драгоценных камней. Постоянных жилищ не было, так как люди редко задерживались на одном месте большее 5-6 дней. При таком укладе жизни весь домашний скарб и быт людей подчинялся идее целесообразности и полезности; мало кто мог позволить себе быть владельцем вещи красивой, но малополезной или обременительной. Даже за женщину, побывавшую замужем и рано оставшуюся вдовой, туркмены платили калым, доходивший до сотни верблюдов, в то время как обычная плата за девушку молодую, но неопытную в ведении домашнего хозяйства, составляла 5-10 верблюдов. Красота была для них не самоцелью, а еще одной категорией полезности. Поэтому знаменитые туркменские ковры кроме своего прямого назначения еще и изумительно красивы и легки. Очень красивы и животные, которых вывели туркмены, а это: саранжинская овца и белый марыйский осел, туркменские тазы, йомудская и ахалтекинская породы лошадей и, конечно, алабай, от величественного облика которого так и веет глубокой древностью.

-2

Эта порода собак сохранилась в своем первозданном виде еще и потому, что на протяжении тысячелетий, с давних времен и до наших дней, продолжает действовать жесткий естественный отбор, в результате которого выживают особи, наиболее сильные и приспособленные, а производителями становятся лучшие из них.

Не менее жестким был и искусственный отбор. Чабаны всегда оставляли для разведения наиболее крупных собак, отличавшихся массивностью, породностью, сильных и смелых, известных своими победами в схватках с хищниками и на бойцовых рингах. Очень требовательно относясь к пользовательским качествам, выбраковывали лентяев, трусов и даже собак, беспричинно лающих по ночам, поэтому среди туркменских волкодавов практически не встретишь пустобрехов.

Когда подходит время щениться, сука начинает рыть нору вблизи стоянки в грунте, который порой и мотыгой не возьмешь. Нора часто имеет 2-3-метровый ход, заканчивающийся довольно просторным помещением. Роды проходят обычно без помощи человека. Если щенков много, то предпочтение отдается кобелям, которых оставляют, а "лишних" сук закапывают. Отношение к сукам в Туркменистане было всегда своеобразным. Еще лет 20 назад основную массу собак составляли кобели, – они более внушительны по размерам, солидны, сильны, а держать сук считалось занятием недостойным, и они оставлялись лишь постольку, поскольку были необходимы для продолжения рода. К ним относились как к своего рода инкубатору и, в связи с таким пренебрежительным отношением, к ним часто снижались и экстерьерные требования; достаточным считалось "хорошее" происхождение. Сегодня положение значительно улучшилось: поголовье сук стало гораздо многочисленнее, повысились требования, предъявляемые к будущим матерям, – все это привело к появлению большого количества очень интересных и ярких сук.

Через несколько дней после появления на свет щенкам-кобелям ножом обрезают уши и хвост, сукам это делают не всегда. До недавнего времени было принято уши щенкам просто обрывать, что часто приводило к зарастанию слухового прохода. В наши дни этого почти не делают.

-3

Традиция обрезания ушей и хвостов объясняется чабанами так: уши режут, чтобы избежать лишних травм в схватках с хищниками или в поединках кобелей, ну и, якобы, это повышает остроту слуха, а хвост, чтобы, сворачиваясь "калачиком", собака не закрывала им себе нос, снижая тем самым чутье. Раны после купирования щенкам зализывает мать. Если же кровотечение долго не останавливается, чабаны присыпают раны золой от костра или прижигают раскаленным на огне лезвием ножа.Заболевшей собаке так же, лезвием ножа, прижигают точку на лбу над межглазьем – пастухи считают, что это помогает собаке выздороветь, активизируя защитные силы организма. От глистов принято давать кусок овечьей шкуры с мехом. Чабанские собаки лечат себя сами, поедая траву, особенно весной, пока она еще зеленая и не выгорела на солнце. После столкновений с волком пастухи замечали, что у собак шатаются зубы, даже бытует мнение, что у волков ядовитая шкура; чабаны лечат зубы, натирая десны собак курдючным салом. Вот и вся "аборигенная ветеринария".

источник : Туркменистан: алабай, чопан ит.
Ф. Болкунова, И. Горохов, К. Кяризов

Из книги "Среднеазиатская овчарка: мифы, реальность, перспективы" .