Найти тему
Взглядом Филина

Озон и его проблемы

Поговорить сегодня хотелось бы об известном маркетплейсе Озон. Когда то я скептически относился к онлайн магазинам, в далёкие 2010е года , для меня это был темный лес, да и в целом сырость сайтов, не дружелюбный интерфейс, а уш говоря об ценах и гарантии- проще оказывались сетевые магазины "у дома". Да и уже тогда потихоньку набирал популярность сервис Алиэкспресс, Алибаба, и прочие, к сожалению не без мутных сроков доставки, а заказав иной раз сидишь и гадаешь, придет за месяц или за пол года. Но всё чаще и чаще, с ходом времени, я слышал от окружающих "Вот купил на Озоне", "На Озоне дешевле",- и тому подобные фразы, думаю они вам знакомы всем, а кто то может их сам и говорил. Да, Ягодки( они же Вайлдберриз) так же становились на слуху.

Какой то ПВЗ Озона
Какой то ПВЗ Озона

Шли года, Озон и подобные маркетплейсы развивались, разрабатывались приложения на смартфоны, такие же сырые как и сайты, но всё же, спасибо что прогресс не отставал, а старался хромая, догонять стремительно развивающуюся индустрию интернета.

Я думаю все помнят или не обязательно помнить, ввиду навязчивой рекламы по ТВ (да и не только) с Маликовым? Честно говоря, она очень сильно раздражает( к самому Маликову, как и его творческой деятельности претензий нет), и скорее оставляет не положительное впечатление от маркетплейса, а негативное, присутствует полное не желание заказывать там что либо. (Ставь лайк если согласен).

Озон зон зон.. нда
Озон зон зон.. нда

Ладно, уходя от навязчивой рекламой по ТВ ( про телевидение будет отдельный пост), да и не только по телику, но и всюду в интернете, вернёмся к приложению Озон, его поддержкой, тупоботом (бот поддержки) и в целом селлерам что сидят на этой площадке, бизнесят. Как я не противился развитию интернет продаж, но нет нет, да пришлось как то пользоваться , и не только Озоном. Скажу сразу, все эти фейк распродажи( не всегда, но зачастую нарисованные), горящие ЦЕНЫ и созданный искусственно ажиотаж- меня не побуждает покупать, ну вот не шопоголик, извините. На Озоне как и на других наших "российских" площадках, зачастую цена даже выше, чем в сетевом магазине(зачастую), или разница так мала, что ждать доставку- дело неблагодарное.

Теперь немного о продавцах на озоне (селлерах).

Продаваны
Продаваны

Да, примерно так должен выглядеть или может кто то и выглядит, из тех, кто решил вести свою деятельность по продажам на озоне и подобных площадках. Конкретно к селлерам, как к людям,- претензий особых то и нет, ну хотят мутить бузнис, пусть делают. Но вот вопросик закрался, а в чем хитрость, закупать товар оптом с китая, по бросовым ценам и барыжить этим на наших площадках с иногда 2х кратной (а зачастую 5ти кратной) накруткой, для своих же граждан? И в целом понятно, покупатель платит за сервис( более удобный интерфейс, доставку, поддержку которая общается не через переводчик, а на русском). Мой вопрос скорее к тому, что хитрости наживаться на перепродаже особой нету, но перепродажа чего? второсортного ширпотреба? почему нельзя закупать нормальный товар и его с небольшой накруткой за меньшее ожидание- предлагать конечному пользователю? Хотя и это риторические вопросы, прекрасно понятно что без существенной выгоды особо то работать никто не хочет, но это своеобразный крик души, как и про то что своего что то мало продаётся, большинство это китай гаджеты, или просто вещи с китая и тому подобное. Реально того что производит сам человек (хобби или своя мастерская)- там не так много. Отдельный совеобразный "котел" ждет и хитрых селлеров, которые как угодно готовы отбрехаться, но лишбы не признание некачественного товара, или то что на картинке- и то что пришло- два разных товара. Отдельная песня про отзывы, которые так же могут удаляться, если это не выгодно Озону или Продавцу.

Бот-поддержка
Бот-поддержка

Теперь остановимся немножко на поддержке и чат- боте. В целом не вызывает каких либо вопросов, ну не может ответить реальный оператор( нехватка в штате, или шквал обращений)- на помощь придёт искусственный интеллект?(или просто скрипты, заранее записанные шаблоны). Порой достучаться до реального оператора- это задачка по силам самым упёртым.

Можно и вспотеть, реально
Можно и вспотеть, реально

А шаблонные ответы могут вводить от ступора до исступления. Причем за одно промаргивание глаз. А когда подключается оператор, к сожалению кол-во шаблонных ответов не уменьшается, но общение идет приятнее, хотя бы человек читает, а не бот.

Теперь же можно рассказать о моём опыте покупочек на данном маркетплейсе. Как я и говорил ранее- меня не подкупить "горячими" распродажами, да и в целом пользоваться сайтом с завышенными ценами- не особо чтоб и охота. Бывают правда ситуации, когда нет в сетевых магазинах какого- то конкретного товара, а Алик- ждать товар под месяц, а хочется как бы не сегодня, так завтра, и вот заходя на Озон- возникает улыбка на лице, вот он тот самый товар что так нужен и доставочка не вот чтоб прям неделю ждать, и плюёшь уже на переплату в 300-500рублей (ставишь галочку мысленно "это за доставку", смиряешься) и оформляешь заказик.

Приходилось мне заказывать автомобильные динамики Pioneer, так как в офлайне всё было либо дорого , либо на б/у печально, забрёл я на Озон, и увидел, динамики те что надо, да по скидке, цена как за б/у - но это новьё!- подумал я, написал продавцу, спросил оригинал ли ?(да да , так он и сознался), получив утвердительный ответ и видя название продавца-магазина "Pioneer"- подумал , что это небось официальный представитель, открываю карточку магазина- так там и написано черным по белому. Ну, была не была, оформил, сижу у окошка, пью чай , жду когда динамики приедут.

Те самые динамики
Те самые динамики

Спустя пару дней- звонок, динамики в пвз, забирайте. Придя в пункт, я осмотрел товар , не веря глазам, да, новые, всё вроде как у оригинала- но смущало качество, да и весят как то легче чем обычно. Забрав домой, я начал тщательный осмотр, и мои подозрения укрепились, сами динамики- магнит совсем уж узкий, надпись Pioneer стиралась пальцем, да и картонная коробка в которой они были (якобы оригинальной)- сам картон такой тонкий, будто как туалетная бумага переработанная. Не отходя так сказать от увиденного, я стал писать поддержке, пытаясь оформить возврат, по причине подделки, да и чтоб закрыли этого наглого "официального" представителя. Доблесная поддержка меня выслушала, и вынесла вердикт- что они запросят сертификат соответствия данного товара у продавца, если он будет отсутствовать- то мою заявку одобрят. Прошло долгих 5 дней, за это время я окончательно убедился, что это подделка, подключив их к усилителю и поняв, что заявленную мощность они не способны выдать, да даже близкую к старым штатным динамикам. Приходит ответ от поддержки- вот мол сертификат соответствия, пользуйтесь и радуйтесь оригиналу, вопрос закрыт. Смотрю фотку и понимаю, что это наглый фотошоп, но это не волнует Озон. После я стал конечно обращать внимание, на то что на Озоне продажей подделок промышляют многие, при действующей политике маркетплейса "Нет- контрафакту". Да и многочисленные жалобы на это людей в сети, вызывает конечно один вопрос - ПОЧЕМУ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРОДАЖА КОНТРАФАКТА И ОНА ЖЕ ПОКРЫВАЕТСЯ САМИМ МАРКЕТПЛЕЙСОМ? ГДЕ КОНТРОЛЬ?

Второй мой случай, из разряда непонятностей- заказал товар, но вот изначальный обещанный срок доставки терпит поражение, осуществляется перенос на ещё несколько дней ожидания в плюс, как приходит срок- опять перенос, приходит срок- опять перенос на неизвестный срок(1-2дня ожидания) и опять ставится новый срок, в конце концов товар пришел, но не за обещанные 5 дней которые писались ранее. Да, понимаю что сроки указываются для завлечения кратчайшие и приблизительные, да зачастую они соблюдаются. Но вот в случае этих переносов, где бонусы, какие то плюшки пряники, кроме сухого "приносим прощения"? Конечно, никто не застрахован, у курьера на машине могло пробить колесо, сломаться в конце концов машина, в общем форс мажор, всё такое, но почему я как конечный потребитель должен вникать в проблемы компании? Кто то возможно узнал свою ситуацию, с переносом сроков, кто то убытки из за этого понес, кто то вовремя подарок не отдал и прочее. В итоге это же негативный опыт, который озон никак не заглаживает, считаю это неправильным. В этой ситуации как раз таки и было общение и с чат-ботом, и с поддержкой, внятных ответов на прямые вопросы не было, были шаблоны да и только.

На этом мы закончим краткий экскурс о компании Озон, о работе маркетплейса, всем дочитавшим до конца- желаю приятных заказов, доставленных в срок и по меньше шаблонной поддержки, если ненароком придётся с ней общаться.

-7