Абрахам "Брэм" Стокер - ирландский писатель, романист, театральный критик.
До семилетнего возраста Абрахам был неспособен ходить и все время проводил лежа в постели. Мать Шарлотта рассказывала сыну множество историй, возможно, от нее мальчик услышал о людях, похороненных заживо - в романе вампиры, восставшие из могил, среди прочего, называются не-живущими (un-dead).
Весной 1890г. Стокер начинает работу над будущим романом, главный герой которого изначально был безымянным графом-вампиром, проживающим в Штрии - земле на юго-востоке Австрии. Знаменитое прозвище "приклеилось" к персонажу позже.
Отдыхая в Уитби (где в последующем будут развиваться события романа), Стокер посещает местную библиотеку и, очевидно, знакомится с работой Уилкинсона о правителях Молдавии и Валахии, отсюда и вырастает граф-Дракула, вдохновленный Владом III Цепешем, чей замок переезжает в Трансильванию. Наиболее вероятно, что на глаза писателя попалась и информация о затонувшей в 1885г. в бухте Уитби русской шхуне "Дмитрий". Городская легенда гласила, что на ней перевозили груз гробов, и в романе нам рассказывают о корабле с пятьюдесятью ящиками, наполненными землей, в одном из которых плывет в Англию знаменитый вампир.
Возможным прототипом замка графа считают замок Слэйнс, расположенный в округе Абердиншир в Шотландии. По крайней мере, одна из стен замка действительно обращена к обрыву, как то описывается на страницах произведения.
"Дракула" - не единственная, но самая знаменитая работа писателя. Вполне может быть, это связано с новизной темы вампиризма для читателя конца 19 века (первая публикация романа состоялась в мае 1897г.). Однако Стокер в этом плане не был Колумбом, первым в истории художественной литературы произведением о вампирах считают повесть Джона Полидори "Вампир" (публ. 1819г.). Полидори написал не вампира-дикарая или вампира-чудовище ужасного и безобразного, но вампира-аристократа, привлекательного мужчину, и дал мощный старт романтизации вампиризма, что мы наблюдаем и сегодня.
Следующим источником для Носферату (кстати, само слово "носферату" впервые употреблено Стокером в романе как синоним "вампира") является "Кармилла" Джозефа Шеридана Ле Фаню (публ. 1872г.), сходства работы Брэма с данной новеллой очевидны: детство одной из главных героинь «Крамиллы» протекало в Штрии (вспоминаем, где изначально был расположен замок графа); и в первой и во второй истории нам представлены вампирши-сомнамбулы; барон Варденбург у Ле Фаню, ведущий борьбу с вампирами, и знаменитый Ван Хельсинг Стокера.
Все перечисленное написано совсем не с целью уличить ирландца в плагиате, а лишь для того, чтобы проследить историю развития подобного типа персонажей и сюжетов в литературе.
Ну а теперь подробнее о содержании «Дракулы». Книга имеет вид эпистолярного романа - о разворачивающихся событиях мы узнаем, читая дневники, письма, записки и телеграммы героев. Это первое произведение данного жанра, которое я прочитала и, на мой взгляд, такой ход позволяет читателю наиболее точно понять чувства персонажей, которые они не откроют никому, кроме своего дневника; мы узнаем новости, которые ещё неизвестны героям, ведь отправлены телеграммой, и имеем возможность самостоятельно проанализировать ситуацию и предположить дальнейшее развитие событий, а позже сравнить свои догадки с мыслью автора.
Все происходящее описано Стокером очень красочно и погрузиться в историю с головой не представляет трудностей, ну или у меня безотказно работающее воображение, благодаря которому белоснежные клыки и алые губы Дракулы все ещё ярко представляются мне, стоит только мельком об этом подумать. Было очень интересно наблюдать за отношениями персонажей, гадать, что же будет происходить с запертым в сумасшедшем доме Ренфилдом, как отразятся на отношениях Мины и Джона трудности, ставшие на их пути, и обретёт ли душевный покой доктор Сьюард. Одно только "но"! Мне было катастрофически мало Куинси Морриса, автор дал ему какое никакое "экранное" время лишь в конце книги и я так поздно поняла всю глубину этого героя, что ещё несколько дней ходила, обдумывая мысль, что, будь "Дракула" новинкой, а Стокер современным писателем, то его личные сообщения и почта были бы завалены гневными сообщениями на эту тему.
И конечно, нельзя забывать о том, что автор, как и герои произведения, жил в совсем другом времени, с другими нравами и взглядами. На протяжении всего прочтения меня знатно коробило от снисходительного отношения мужчин к Вильгельмине и от ее надуманной слабости и наивности. Слишком явно показаны ее незаурядный ум, прекрасная память и аналитические способности, чтобы заворачивать их в кисейный платок прилежной жены и домохозяйки. Но, повторюсь, я делаю огромную скидку на «о времена, о нравы» и не смею умалять достоинств работы Стокера только из-за того, что он жил в 19 веке.
Прочитать «Дракулу» будет интересно тем, кто хочет познакомиться с основным источником представлений о вампирах, показанных кинематографом; тем, кто хочет посмотреть на оригинальных Ван Хельсинга и Носферату; тем, кого увлекают мрачные истории с описанием «вечеринок» на кладбище, жуткими за́мками и тайнами их подземелий.
В конце прикреплю несколько цитат, некоторые показались мне забавными, другие заставили задуматься, возможно, какие-то откликнутся и у вас.