Александр Борисович Качан - человек, который вряд ли нуждается в представлении.
6 дан Айкидо Айкикай, 5 дан каратэдо Ситорю.
Обладатель высшего знака отличия Российского Союза Боевых Искусств «Золотой Пояс».
Главный тренер Национального Совета Айкидо России.
Руководитель Межрегионального Клуба Айкидо «Осинкан».
Доцент кафедры физического воспитания и спорта МГУ им. Ломоносова.
В этом году Клуб айкидо «Осинкан» отмечает своё 40-летие. Отмечая это знаковое событие я и обратился к Александру Борисовичу, чтобы расспросить его о клубе, планах и взгляде на современное айкидо.
Межрегиональный клуб айкидо «Осинкан» существует уже 40 лет, это большой Путь! 40 лет - это много или мало?
Я считаю, что мало. Это как у человека: у него возраст определяется тем, как он себя ощущает. Я сам, как и наш клуб, совершенно не ощущаем себя старыми. Хотя у меня много знакомых, которые в 50 лет уже глубокие старики. 40 лет-это определенный этап, эпоха, мы много сделали. На этот период нашего существования пришлась смена веков из двадцатого в двадцать первый. Не всегда успеваешь за теми изменениями, которые нас окружают. Мы очень горды тем, что мы на сегодня первый клуб Айкидо, который появился в Москве. И очень для нас важно, что все это время мы находимся под патронажем Московского Университета, который нас приютил.
Как Вы видите разницу между тем временем, когда клуб начинался и сегодня? Итак, 1983 год….
Разницу можно сразу понять по людям, которые тогда занимались. Это люди конца 70-х - начала 80-х годов, когда Востоком очень много интересовались. Не только боевыми искусствами, а вообще Востоком. Учили языки, интересовались литературой. Очень много выходило переводов японской классики, причем высокого качества. Появились книги японских авторов Киндзабуро Оэ, Акутагава Рюноскэ. Вокруг чувствовался какой-то ажиотаж. Конечно, много появилось самиздата по боевым искусствам востока. Я очень много видел книг по каратэ, про качество перевода скажу так – здесь он был разный. Это время расцвета ушу и каратэ. Расцвет дзюдо. Дзюдо все дальше стало уходить от самбо.
Сейчас мы наблюдаем издержки цивилизации и развития. Очень большой поток информации. Очень большая свобода и доступность. И стало неинтересно! Притягивает недоступное и тайное.
Почему 1983 год - это отправная точка? Что произошло в этом году?
В 1981 году приехал стажироваться на филологический факультет МГУ Хироси Оно. Период стажировки проходил с сентября 1981 года по май 1982 года. В то время я занимался каратэ в секции МГУ под руководством Тэцуо Сато, бывшим аспирантом юридического факультета. Мы с моими коллегами, познакомившись с приехавшим из Японии Оно-сан, нашли время в зале и организовали занятия в маленькой группе, основной состав которой –занимавшиеся в секции каратэ, завсегдатаями стали – Матвеев Вячеслав, Авербах Михаил, Найдов-Железов Огнян, теперь хорошо известные люди в российском айкидо. А после отъезда Оно-сан мы стали заниматься самостоятельно. В начале 1983 года на кафедре физвоспитания, где я работал инструктором-методистом, мне предложили организовать экспериментальную группу айкидо. В 1989 году, спустя несколько лет, программа по айкидо вошла в общую программу кафедры физического воспитания. В 1987 году снова в СССР приезжал Оно-сан, и дальше мы были в непрерывной связи и переписке. Благодаря Оно-сан, в дальнейшем, в начале 1990 года я оказался в Японии на стажировке во Всемирном Центре айкидо Айкикай Хомбу Додзё. Так в 1983 году и началась история Клуба Айкидо МГУ, который потом стал называться «Осинкан».
Как получилось, что секция айкидо МГУ им. Ломоносова стала Межрегиональным Клубом Айкидо «Осинкан»? Какова история имени клуба? Что оно означает?
В 2001 году руководством Хомбу Додзё было принято решение о реорганизации Московского филиала, который получил название - «Осинкан». Название было предложено самим Досю, Моритэру Уэсиба. Теперь полное название клуба – Межрегиональный Клуб айкидо «Осинкан» (Филиал всемирного Центра айкидо «Хомбу Додзё»). В таких случаях иероглифы подбираются не просто так, и в нашем названии читается связь со всемирным Центром Айкидо «Хомбу Додзе» и непосредственно Моритэру Уэсиба, который стал нашим почетным президентом клуба. Иероглифы названия нашего клуба означают: первый иероглиф – О, второе чтение иероглифа из имени «Моритэру», второй «син» - сердце и третий «кан» - хранилище, место. «Место, где сердце Моритэру».
Почетным председателем клуба стал Хироси Оно (6 дан Айкидо Айкикай) -человек, который дал нам путевку в жизнь, технический директор клуба – Таканори Курибаяси (7 дан Айкидо Айкикай, сихан). Таканори Курибаяси – сенсей от Всемирного Центра Айкидо, ежегодно приезжает к нам уже на протяжении 30 лет. Я являюсь руководителем клуба.
Что отличает клуб «Осинкан» сегодня?
Сегодня, это сообщество групп, которые входят в структуру клуба Осинкан. Группы находятся в разных городах, регионах и даже странах. Конечно, в структуре есть региональные отделения, объединяющие группы в регионе. В свою очередь политика клуба строится так, чтобы региональное объединение клуба входило в региональное отделение Национального совета Айкидо России. Это вертикально-интегрированная структура с понятной политикой и управленческими задачами. Наша основная идея - «Мы - филиал Хомбу Додзе и представляем его здесь, в России». Таким образом мы являемся частью общей большой мировой сети клубов Айкидо, объединённых единым центром – Всемирным Центром Айкидо Айкикай «Хомбу Додзе».
Со своей стороны, хочу добавить, что и технически, на мой взгляд, ваш клуб отличает академичность подхода к технике.
Часто можно встретить высказывание: «Где Осинкан, там кихон» (смеётся). Я сам очень стараюсь, технически работать в этом направлении. Понимание базовой техники очень важно.
Вы рассказали о том, что клуб Осинкан является четкой вертикально интегрированной структурой. Однако, я знаю Вас с 90-х годов – в различное время Вы занимали руководящие позиции в Федерации Айкидо России, Национальном Совете Айкидо России, Московской Федерации Айкидо, сейчас как я понимаю тоже Вы являетесь членом президиума и главным тренером НСАР?
Первый мой пост – Президент Московской Ассоциации Клубов Айкидо (198…-не помню, смеётся). Потом Член президиума Федерации Айкидо России. Это первая после периода СССР организация, объединяющая айкидо. Потом, после распада, из-за ряда причин, этой организации, во вновь созданной Федерации Айкидо «Айкикай России» - вице-президент, при этом я так же являлся Президентом Московской Федерации Айкидо Айкикай. Сейчас – Член Президиума и главный тренер Национального Совета Айкидо России.
Скажите, не возникает ли противоречий между, скажем так, интересами клуба и интересами организаций, упомянутых выше? Например, я с этим даже не сталкиваюсь, я с этим, прямо скажем, живу. Как быть?
Я прошел хорошую школу советского спорта. Передо мной стояла задача – развитие айкидо в России. Я видел, как решаются вопросы между организациями в Японии – там отсутствуют прямые конфликты. Даже в японском посольстве я слышал фразу: «Цветов много. Они все должны цвести». Ответ на Ваш вопрос для меня прост-айкидо должно развиваться. Если айкидо в стране развивается, внутри него будет развиваться Осинкан.
Логично. Однако, когда мы руководим общественной организацией, нам надо создать условия для всех равные. И, конечно, имея административные механизмы, мы волей-неволей можем создать ситуацию, когда кто-то ровнее. Мы же таким образом можем развивать наши организации. И как быть? Вопрос этики.
Важно что, если у нас есть конфликт интересов – у нас есть противоречия. Разрешая их, появляется уникальная возможность для решений. Здесь важно, чтобы клуб был своеобразным примером. Это хорошая возможность показать другим – «делай как я!». Это один из вариантов решения.
Упоминание клуба «Осинкан» ассоциируется с Вами. Однако Ваш клуб-серьезная и многочисленная организация. Такой тяжело управлять без команды. Можно ли назвать тех, кто помогает Вам?
Конечно, мы работаем в команде. Весь старший инструкторский состав вовлечен в управление.
Каждый на своем уровне, в большей или меньшей степени. Например, работой с детьми занимается Фирюза Наиловна Ахмедова (6 дан Айкидо Айкикай), она же вместе с Кравченко Владимиром Андреевичем (6 дан Айкидо Айкикай), помогают мне в работе с региональными отделениями. Информационными технологиями занимается Максим Владимирович Климков (5 дан Айкидо Айкикай).
Какую позицию занимает клуб в отношении современного айкидо? Что айкидо лично для Вас?
Для меня Айкидо, в основе, это традиции будо и спорт. В основе любой практики будо лежит хорошая физическая подготовка. Так же айкидо для меня — это наука. Это очевидно, потому, что мы базируемся в Московском Университете, и мои студенты проводят различные исследования в области физиологии, психологии и т.д. Причем статьи и исследования печатаются в журналах ВАК (Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации).
У айкидо есть будущее, какое оно?
В рамках Национального Совета Айкидо России мы пытаемся разделиться по некоторым направлениям - спортивное, традиционное. Причем не размежеваться, а именно разделиться без конфликта. Пусть каждый займет свою нишу. Хорошо, что удалось добиться – у нас в рамках Айкикай появилось спортивное направление. Замечу, не соревновательное. Мне очень долго пришлось дискутировать на эту тему с представителями Хомбу Додзе и Международной Федерации Айкидо. Сейчас найдены точки соприкосновения. Появилось новое направление – демонстрационный спорт. Это хороший плюс, потому, что мы имеем возможность переключить внимание молодежи на саморазвитие в противовес результату любой ценой – медали, голы, очки и секунды. При этом это сохранит айкидо как часть мира будо.
Сейчас непростое время. Визиты японских сенсеев трудны. Визиты в Европу и Японию дороги. Есть взгляд – как клуб может развиваться в таких условиях?
Нас не сильно это ограничивает, в Европу не ездим, а финансово поездка в Японию ненамного подорожала. Мы планируем визит уже весной 2024 года.
Конечно, в пору изоляции российскому айкидо придется во многом двигаться самостоятельно. Можете назвать сильные стороны российского айкидо? Что может стать хорошим потенциалом?
Мне бы не хотелось оценивать Российское айкидо. Я могу говорить только об Осинкан. Я считаю своей задачей подготовить методически грамотных инструкторов.
Есть ли слабости? С чем стоит быть осторожным?
В этом и есть основная слабость. Я считаю, что педагог – это призвание. У нас часто преподают людям слабо подготовленные специалисты. А нужна серьезная базовая и общеобразовательная подготовка, которая хромает. Так же необходимо разделять занимающихся в уровне подготовки, посредством спортивного отбора.
Так же отмечу, что у нас очень спешат. Айкидо можно заниматься с 11 лет. У нас занимаются люди с 5 лет. И пытаются заниматься айкидо. Это неверно. Необходимо учитывать возраст и проводить занятия общей физической подготовки с элементами айкидо.
Отдельно стоит отметить, что глобальные эволюционные процессы настолько быстры, что разрыв в понимании между поколениями стал очень большим. Тридцатилетние люди уже не понимают тех, кому двадцать. Не говоря о поколении пятидесятилетнего возраста. Во всей педагогике основной вопрос – как учить!?
Какие будут Ваши пожелания Айкидо сообществу?
40 лет это только начало. Жизнь только начинается. Успехов!
Большое спасибо, Александр Борисович, за Ваш труд, мудрость и оптимизм!
Хорошего кейко Вам и нашим читателям!