Найти тему
В поисках айкидо.

"40 лет - это только начало". Александр Борисович Качан.

Традиционные сборы Осинкан. Октябрь 2023 года. Юбилей клуба.
Традиционные сборы Осинкан. Октябрь 2023 года. Юбилей клуба.

Александр Борисович Качан - человек, который вряд ли нуждается в представлении.

6 дан Айкидо Айкикай, 5 дан каратэдо Ситорю.
Обладатель высшего знака отличия Российского Союза Боевых Искусств «Золотой Пояс».
Главный тренер Национального Совета Айкидо России.
Руководитель Межрегионального Клуба Айкидо «Осинкан».
Доцент кафедры физического воспитания и спорта МГУ им. Ломоносова.

В этом году Клуб айкидо «Осинкан» отмечает своё 40-летие. Отмечая это знаковое событие я и обратился к Александру Борисовичу, чтобы расспросить его о клубе, планах и взгляде на современное айкидо.

Межрегиональный клуб айкидо «Осинкан» существует уже 40 лет, это большой Путь! 40 лет - это много или мало?

Я считаю, что мало. Это как у человека: у него возраст определяется тем, как он себя ощущает. Я сам, как и наш клуб, совершенно не ощущаем себя старыми. Хотя у меня много знакомых, которые в 50 лет уже глубокие старики. 40 лет-это определенный этап, эпоха, мы много сделали. На этот период нашего существования пришлась смена веков из двадцатого в двадцать первый. Не всегда успеваешь за теми изменениями, которые нас окружают. Мы очень горды тем, что мы на сегодня первый клуб Айкидо, который появился в Москве. И очень для нас важно, что все это время мы находимся под патронажем Московского Университета, который нас приютил.

1981 год
1981 год

Как Вы видите разницу между тем временем, когда клуб начинался и сегодня? Итак, 1983 год….

Разницу можно сразу понять по людям, которые тогда занимались. Это люди конца 70-х - начала 80-х годов, когда Востоком очень много интересовались. Не только боевыми искусствами, а вообще Востоком. Учили языки, интересовались литературой. Очень много выходило переводов японской классики, причем высокого качества. Появились книги японских авторов Киндзабуро Оэ, Акутагава Рюноскэ. Вокруг чувствовался какой-то ажиотаж. Конечно, много появилось самиздата по боевым искусствам востока. Я очень много видел книг по каратэ, про качество перевода скажу так – здесь он был разный. Это время расцвета ушу и каратэ. Расцвет дзюдо. Дзюдо все дальше стало уходить от самбо.

Сейчас мы наблюдаем издержки цивилизации и развития. Очень большой поток информации. Очень большая свобода и доступность. И стало неинтересно! Притягивает недоступное и тайное.

Почему 1983 год - это отправная точка? Что произошло в этом году?

В 1981 году приехал стажироваться на филологический факультет МГУ Хироси Оно. Период стажировки проходил с сентября 1981 года по май 1982 года. В то время я занимался каратэ в секции МГУ под руководством Тэцуо Сато, бывшим аспирантом юридического факультета. Мы с моими коллегами, познакомившись с приехавшим из Японии Оно-сан, нашли время в зале и организовали занятия в маленькой группе, основной состав которой –занимавшиеся в секции каратэ, завсегдатаями стали – Матвеев Вячеслав, Авербах Михаил, Найдов-Железов Огнян, теперь хорошо известные люди в российском айкидо. А после отъезда Оно-сан мы стали заниматься самостоятельно. В начале 1983 года на кафедре физвоспитания, где я работал инструктором-методистом, мне предложили организовать экспериментальную группу айкидо. В 1989 году, спустя несколько лет, программа по айкидо вошла в общую программу кафедры физического воспитания. В 1987 году снова в СССР приезжал Оно-сан, и дальше мы были в непрерывной связи и переписке. Благодаря Оно-сан, в дальнейшем, в начале 1990 года я оказался в Японии на стажировке во Всемирном Центре айкидо Айкикай Хомбу Додзё. Так в 1983 году и началась история Клуба Айкидо МГУ, который потом стал называться «Осинкан».

1985 год
1985 год

Как получилось, что секция айкидо МГУ им. Ломоносова стала Межрегиональным Клубом Айкидо «Осинкан»? Какова история имени клуба? Что оно означает?

В 2001 году руководством Хомбу Додзё было принято решение о реорганизации Московского филиала, который получил название - «Осинкан». Название было предложено самим Досю, Моритэру Уэсиба. Теперь полное название клуба – Межрегиональный Клуб айкидо «Осинкан» (Филиал всемирного Центра айкидо «Хомбу Додзё»). В таких случаях иероглифы подбираются не просто так, и в нашем названии читается связь со всемирным Центром Айкидо «Хомбу Додзе» и непосредственно Моритэру Уэсиба, который стал нашим почетным президентом клуба. Иероглифы названия нашего клуба означают: первый иероглиф – О, второе чтение иероглифа из имени «Моритэру», второй «син» - сердце и третий «кан» - хранилище, место. «Место, где сердце Моритэру».

Почетным председателем клуба стал Хироси Оно (6 дан Айкидо Айкикай) -человек, который дал нам путевку в жизнь, технический директор клуба – Таканори Курибаяси (7 дан Айкидо Айкикай, сихан). Таканори Курибаяси – сенсей от Всемирного Центра Айкидо, ежегодно приезжает к нам уже на протяжении 30 лет. Я являюсь руководителем клуба.

Что отличает клуб «Осинкан» сегодня?

Сегодня, это сообщество групп, которые входят в структуру клуба Осинкан. Группы находятся в разных городах, регионах и даже странах. Конечно, в структуре есть региональные отделения, объединяющие группы в регионе. В свою очередь политика клуба строится так, чтобы региональное объединение клуба входило в региональное отделение Национального совета Айкидо России. Это вертикально-интегрированная структура с понятной политикой и управленческими задачами. Наша основная идея - «Мы - филиал Хомбу Додзе и представляем его здесь, в России». Таким образом мы являемся частью общей большой мировой сети клубов Айкидо, объединённых единым центром – Всемирным Центром Айкидо Айкикай «Хомбу Додзе».

2016 год
2016 год

Со своей стороны, хочу добавить, что и технически, на мой взгляд, ваш клуб отличает академичность подхода к технике.

Часто можно встретить высказывание: «Где Осинкан, там кихон» (смеётся). Я сам очень стараюсь, технически работать в этом направлении. Понимание базовой техники очень важно.

Вы рассказали о том, что клуб Осинкан является четкой вертикально интегрированной структурой. Однако, я знаю Вас с 90-х годов – в различное время Вы занимали руководящие позиции в Федерации Айкидо России, Национальном Совете Айкидо России, Московской Федерации Айкидо, сейчас как я понимаю тоже Вы являетесь членом президиума и главным тренером НСАР?

Первый мой пост – Президент Московской Ассоциации Клубов Айкидо (198…-не помню, смеётся). Потом Член президиума Федерации Айкидо России. Это первая после периода СССР организация, объединяющая айкидо. Потом, после распада, из-за ряда причин, этой организации, во вновь созданной Федерации Айкидо «Айкикай России» - вице-президент, при этом я так же являлся Президентом Московской Федерации Айкидо Айкикай. Сейчас – Член Президиума и главный тренер Национального Совета Айкидо России.

2023 год
2023 год

Скажите, не возникает ли противоречий между, скажем так, интересами клуба и интересами организаций, упомянутых выше? Например, я с этим даже не сталкиваюсь, я с этим, прямо скажем, живу. Как быть?

Я прошел хорошую школу советского спорта. Передо мной стояла задача – развитие айкидо в России. Я видел, как решаются вопросы между организациями в Японии – там отсутствуют прямые конфликты. Даже в японском посольстве я слышал фразу: «Цветов много. Они все должны цвести». Ответ на Ваш вопрос для меня прост-айкидо должно развиваться. Если айкидо в стране развивается, внутри него будет развиваться Осинкан.

Логично. Однако, когда мы руководим общественной организацией, нам надо создать условия для всех равные. И, конечно, имея административные механизмы, мы волей-неволей можем создать ситуацию, когда кто-то ровнее. Мы же таким образом можем развивать наши организации. И как быть? Вопрос этики.

Важно что, если у нас есть конфликт интересов – у нас есть противоречия. Разрешая их, появляется уникальная возможность для решений. Здесь важно, чтобы клуб был своеобразным примером. Это хорошая возможность показать другим – «делай как я!». Это один из вариантов решения.

Упоминание клуба «Осинкан» ассоциируется с Вами. Однако Ваш клуб-серьезная и многочисленная организация. Такой тяжело управлять без команды. Можно ли назвать тех, кто помогает Вам?

Конечно, мы работаем в команде. Весь старший инструкторский состав вовлечен в управление.

Каждый на своем уровне, в большей или меньшей степени. Например, работой с детьми занимается Фирюза Наиловна Ахмедова (6 дан Айкидо Айкикай), она же вместе с Кравченко Владимиром Андреевичем (6 дан Айкидо Айкикай), помогают мне в работе с региональными отделениями. Информационными технологиями занимается Максим Владимирович Климков (5 дан Айкидо Айкикай).

Какую позицию занимает клуб в отношении современного айкидо? Что айкидо лично для Вас?

Для меня Айкидо, в основе, это традиции будо и спорт. В основе любой практики будо лежит хорошая физическая подготовка. Так же айкидо для меня — это наука. Это очевидно, потому, что мы базируемся в Московском Университете, и мои студенты проводят различные исследования в области физиологии, психологии и т.д. Причем статьи и исследования печатаются в журналах ВАК (Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации).

2023 год
2023 год

У айкидо есть будущее, какое оно?

В рамках Национального Совета Айкидо России мы пытаемся разделиться по некоторым направлениям - спортивное, традиционное. Причем не размежеваться, а именно разделиться без конфликта. Пусть каждый займет свою нишу. Хорошо, что удалось добиться – у нас в рамках Айкикай появилось спортивное направление. Замечу, не соревновательное. Мне очень долго пришлось дискутировать на эту тему с представителями Хомбу Додзе и Международной Федерации Айкидо. Сейчас найдены точки соприкосновения. Появилось новое направление – демонстрационный спорт. Это хороший плюс, потому, что мы имеем возможность переключить внимание молодежи на саморазвитие в противовес результату любой ценой – медали, голы, очки и секунды. При этом это сохранит айкидо как часть мира будо.

Сейчас непростое время. Визиты японских сенсеев трудны. Визиты в Европу и Японию дороги. Есть взгляд – как клуб может развиваться в таких условиях?

Нас не сильно это ограничивает, в Европу не ездим, а финансово поездка в Японию ненамного подорожала. Мы планируем визит уже весной 2024 года.

Конечно, в пору изоляции российскому айкидо придется во многом двигаться самостоятельно. Можете назвать сильные стороны российского айкидо? Что может стать хорошим потенциалом?

Мне бы не хотелось оценивать Российское айкидо. Я могу говорить только об Осинкан. Я считаю своей задачей подготовить методически грамотных инструкторов.

Есть ли слабости? С чем стоит быть осторожным?

В этом и есть основная слабость. Я считаю, что педагог – это призвание. У нас часто преподают людям слабо подготовленные специалисты. А нужна серьезная базовая и общеобразовательная подготовка, которая хромает. Так же необходимо разделять занимающихся в уровне подготовки, посредством спортивного отбора.

Так же отмечу, что у нас очень спешат. Айкидо можно заниматься с 11 лет. У нас занимаются люди с 5 лет. И пытаются заниматься айкидо. Это неверно. Необходимо учитывать возраст и проводить занятия общей физической подготовки с элементами айкидо.

Отдельно стоит отметить, что глобальные эволюционные процессы настолько быстры, что разрыв в понимании между поколениями стал очень большим. Тридцатилетние люди уже не понимают тех, кому двадцать. Не говоря о поколении пятидесятилетнего возраста. Во всей педагогике основной вопрос – как учить!?

Какие будут Ваши пожелания Айкидо сообществу?

-7
40 лет это только начало. Жизнь только начинается. Успехов!

Большое спасибо, Александр Борисович, за Ваш труд, мудрость и оптимизм!

Хорошего кейко Вам и нашим читателям!