Часть 76
Несмотря на то, что с ростом города кронверк потерял свои военные функции, при Николае I возникла потребность в возведении фортификационного укрепления в центре города. Учитывая веселое начало его царствования и прокатившуюся по Европе волну революций, император решил позаботиться о своей безопасности.
Поэтому в середине XIX века на кронверке началось строительство монументального здания артиллерийского Арсенала по проекту архитектора Петра Таманского,
причем император лично контролировал строительные работы.
Но до окончания строительства Николай так и не дожил – завершено оно было в 1860 году.
Ныне здесь находится один из крупнейших военных музеев мира – Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.
Самая первая военная выставка открылась в 1703 году в Петропавловской крепости по личному распоряжению Петра I. Туда свозились отработавшие своё пушки и другие стрелковые единицы. Эта выставка прирастала экспонатами и кочевала с места на место, пока в 1868 году ее не перенесли в недавно отстроенный Арсенал, где она и прижилась.
Откровенно вам скажу – в военной технике я не понимаю вообще ничего и не стремлюсь исправлять это досадное упущение. Поэтому посещение музея я даже не рассматривала. В принципе. Даже если мне в Питере вообще будет больше некуда пойти. Лучше в зоопарк схожу, благо он рядом.
Но и пройти быстрым шагом мимо, да еще и отворачиваясь при этом – это вообще не про меня. Так что немного фотографий наружной экспозиции музея у меня всё же имеется.
Экспозиция рядом с памятником декабристам не слишком, на мой взгляд, изменилась за последние 30 лет.
Пушки всё те же, я так понимаю XVII – XVIII веков.
Или нет. Не важно, собственно. Найти в интернете можно всё, что угодно, в том числе и эту жизненно важную информацию, но особого смысла я не вижу.
За прошедшие годы здесь добавился лишь памятник князю Михаилу Николаевичу.
Разумеется, памятник поставили не просто так – князь пятьдесят лет был главным артиллеристом Российской Империи,
а также покровителем Музея артиллерии
и внес значительный вклад в пополнение его коллекций.
На Кронверкской набережной рядом с входом в музей
стоят уже явно гораздо более современные орудия.
Те самые, которые неплохо видно от Петропавловской крепости.
А если представить, что я тот самый танк, который грязи не боится,
то можно и во внутренний двор заглянуть.
Или даже без особых обувных жертв сунуть нос и объектив фотоаппарата между прутьями ворот.
Пройдя еще немного вперед вдоль Арсенала
я подошла к следующей части внешней экспозиции, которую тоже отлично видно от Петропавловской крепости.
Основную деталь этой экспозиции способна с первого взгляда опознать даже я – всё же не в лесу живу.
Я продолжаю свой путь по Кроневеркской набережной
до небольшого деревянного Кронверкского моста,
который ведет на стрелку Заячьего острова.
Да, этот мост тоже не слишком изменился за 30 лет.
Как мне кажется.
Петропавловская крепость отсюда смотрится достаточно необычно,
но это вовсе не тот вид, из-за которого стоило бы сюда идти, да еще и под моросящим дождем.
Со стрелки Заячьего острова открывается великолепнейший вид на стрелку Васильевского острова и часть Дворцовой набережной.
И что характерно, в отличие от Невской панорамы, этот вид совершенно бесплатный.
В другую сторону тоже открывается довольно интересный вид, хоть, конечно, и уступающий уже увиденному.
Примерно где-то там Кронверкская набережная заканчивается, и начинается Мытнинская набережная. Именно на ней стоят в ряд эти три дома.
Справа – типичная сталинка, а вот дом в центре гораздо интереснее.
Это доходный дом П. С. Оболенского, построенный в самом конце XIX века.
Владельцем дома Платон Сергеевич Оболенский-Нелединский-Мелецкий, потомок Рюрика, был ротмистром лейб-гвардии Кавалергардского полка, участником Русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов и адъютантом великого князя Владимира Александровича.
У причала стоит очередной корабль-ресторан
с романтическим названием «Летучий голландец».
Цены там, естественно, совершенно не романтичные, и даже не гуманные если судить по меню, выложенному на сайте. И это логично, если вспомнить, что капитан легендарного «Летучего голландца» попал в эту неприятную ситуацию исключительно за боевой, но крайне тяжелый характер. На счет качества блюд не знаю – народ как-то больше на видовые качества в отзывах упирает, а не на вкусовые. В любом случае ужин в этом ресторане совершенно точно не входил в мои планы на вечер.
Кстати, об этих самых планах. Пора было выбираться куда-то поближе к цивилизации, в смысле к метро. Конечно, можно было бы вернуться назад, к метро «Горьковская», но возвращаться это не мой метод. Поэтому убедившись, что Биржевой мост,
который в мае 2022 года был закрыт на ремонт, а может реконструкцию, я не сильно разбиралась в нюансах, уже благополучно открыт, я направилась вперед, к станции метро «Адмиралтейская». У меня очень специфические представления о «ближайшей» станции (всего 2,3 км, для бешеной собаки не крюк).
И, разумеется, по дороге я полюбовалась с разных точек и стрелкой Васильевского острова,
и стрелкой Заячьего острова,
и Мытнинской набережной.
А еще с моста открывается прекрасный вид на набережную Макарова,
по которой я уже гуляла. Примерно метров сто прошла, пока меня ветром не сдуло в лабиринты улиц Васильевского острова.
Сейчас, кстати, погода тоже не идеальная – ветер, конечно, не такой жуткий, зато дождь норовит залить объектив. У меня, конечно, есть средства для предотвращения этой беды, но некая размытость на фото всё же, увы, появляется.
И тем не менее я просто не могу пропустить Пушкинский дом, тем более что он прямо напротив Биржевого моста.
Его созданию предшествовало проведение в 1899 году торжественных мероприятий, приуроченных к столетию со дня рождения поэта. Именно тогда великий князь Константин Константинович, исполнявший обязанности президента Петербургской Академии наук, поднял вопрос об установке памятника великому поэту. В результате многочисленных обсуждений было решено основать целый литературный пантеон, посвященный представителям русской изящной словесности XIX века, и назвать его Домом имени Пушкина.
Памятник, кстати, тоже тут имеется. Вернее бюст.
Сзади, за уже пересеченной Малой Невой, великолепно смотрятся купола Князь-Владимирского собора.
Но ветер с дождем усиливаются, и эти приключения могут не пойти на пользу фотоаппарату, как его ни закрывай и ни вытирай. Пора прятать мою технику в футляр, тем более что по этим местам я уже ходила, и, больше не задерживаясь для съемок, идти к метро.
Продолжение следует...