Найти тему
Виктор К

"Модельки" моего детства

Начало моего увлечения маленькими штучками, которые очень похожи на большие (с) лежит в далёком детстве. И часть этих маленьких штучек вполне себе дожила до нынешних времён - с ними я Вас сейчас и познакомлю...

Итак, начну с моделей, которые разработаны ленинградским ПО "Арсенал" имени М. Ф. Фрунзе - наверное, каждый советский пацан, который интересовался техникой, хоть раз держал в руках хотя бы одну из восьми моделей. И у меня представлена большая часть продукции - целых шесть образцов.

Насколько я понял - разработка именно "Арсенал", а выпускались модели уже целой кучей заводов по всему СССР.

Начнём с легендарной "тридцатьчетвёрки", Т-34-85. Если верить информации из сети - выпускалась модель или московским предприятием "Вымпел", или заводом имени 50-летия Киргизской ССР. Опять же, утверждается, что все модели в "сорок третьем" масштабе. В принципе, если сравнивать с современными моделями (БА-64 от "ДеАгостини") - похоже. Надо будет как-нибудь прикупить сборную модель от "AVD Models" и сравнить - она точно в масштабе 1/43

В целом - если не придираться к миллиметрам - вполне узнаваемо

-2

С современной точки зрения - грубовато, а по тем временам - просто огонь!

-3

Когда-то модели стояли на полке, сейчас уже хранятся в коробке, пыль - за столько-то лет - просто въелась в краску и даже спиртом не отмывается. Впрочем - рельеф всех решеточек и лючков подчёркивает - чем не эффект, который даёт модельная смывка?

-4

Слева на башне - Гвардейский знак, справа - тактический номер. А гусеницы уже "задубели" - если раньше танк можно было повозить по поверхности, то сейчас уже страшно - так и кажется, что рассыпятся...

-5

За прошедшие годы антенна оказалась утраченной, увы... Впрочем, это единственная потеря

-6

Самоходная установка СУ-100

"Арсенал" или московский "Вымпел" - кто знает? Коробочки уже давным-давно нет

-7

И тут узнаваемо, но уже хуже - маска пушки из серии "такое себе"

-8

Гусеницы, кстати, "помякше"

-9

Цена на корпусе выштампована, 3 рубля 30 копеек, но, по воспоминаниям покупал гораздо дороже. В голове крутится сумма в 10 рублей 50 копеек - даже помню как с другом бежали, будучи классе так в восьмом, купить в нашем песьеголовском "Детском мире" - прямо вот серьёзно было, учитывая то, что мне давали на поездку в республиканский центр 12 рублей

-10

БРДМ-2

Сосенский приборостроительный завод, г. Сосенки, Калужская область. Ну, и ПО "Арсенал", да

-11

Тут с узнаваемостью всё вообще плохо

-12

Сходство из серии "в темноте, на ощупь..."

-13

Вооружение - два толстенных "бревна" со следами облоя

-14

Цена в 2-80 тоже указана на днище

-15

БТР-60ПБ

"Арсенал" или Брянский Автомобильный Завод (БАЗ)

-16

Колёсики несуразно узенькие, вооружение весьма условно, но, повторюсь, в те годы казалось просто верхом совершенства!

-17

Позади был крюк - можно было пушку прицепить. Но, годы его не пощадили...

-18

ЗиС-3 (76-мм дивизионная пушка образца 1942 года (ЗИС-3, Индекс ГРАУ — 52-П-354У))

-19

По простоте, малой массе и высоким боевым качествам было одним из лучших орудий Второй мировой войны

-20

Элементы управления

-21

БС-3 (Индекс ГАУ — 52-П-412) — советская пушка калибра 100 мм

-22
-23

Сохран похуже - деталька утрачена. Отломилась она почти сразу, при попытке привести в рабочее положение, ибо была расклёпана практически намертво. Предпринята попытка приклеить... Какое-то время деталь держалась, а потом где-то отвалилась.

Как называется не знаю - пытался гуглить, но безуспешно

-24

Если верить информации из сети - в серии была ещё парочка моделей:

- СУ-122, за основу взята СУ-100, изменена маска пушки и сама пушка, орудие уже неподвижно;

- машина управления на базе БРДМ-2. Судя по фото - сходства с оригиналом побольше. Башни нет, пластиковые антенны, прожекторы

Ещё встречал информацию - кто-то выпускал ранний Т-34. Опять же - видел только на фото...

А теперь погнали по гражданской тематике...

Alfa Romeo Giulia TZ - металлическая модель, ремейк фирмы Politoys, выпущена заводом "Сихарули" (Тбилиси). Завод производил металлические и пластмассовые модели зарубежных автомобилей в масштабе 1:43 (ремейки моделей Politoys, Mebetoys и Norev)

Краска с неё у меня как-то быстро облезла, фары потерялись и я модель "реставрировал" лет в двенадцать. Ну, как получилось

-25
-26
-27

Краска в баллоне, "серебрянка", эпоксидка, лак для ногтей... Руль, кстати, от какой-то другой модели

-28
-29

Maserati Mistral, модель металлическая - производил Московский Завод Автотракторного Электрооборудования ("АТЭ-1"). Был бы пластик - тогда "Прогресс". Ремейк модели Mebetoys

-30

Грубовато, но иномарка же - один этот факт придавал модели особую ценность!

-31

Цена 3-50

-32

Lotus Europa, опять "Сихарули", опять ремейк фирменной модельки Mebetoys

-33

Тоже грубо. Очень грубо.

-34

В сравнении с отечественными машинками из Саратова (я уж не говорю про современные модели Lotus'а) - ну вообще "ни о чём", но массовость и дешевизна - в коллекции почти каждого мальчишки "Лотусы" были. Опять же - иномарка! Ну и спорткар!

-35

Периодически возникает мысль прикупить современные аналоги - для сравнения. Ну и восполнить коллекцию утраченным - тот же Panhard 24BT...

ИЖ-1334

Вроде как, сама по себе модель не так чтобы и распространённая, но и не нечто запредельно редкое. Так - серединка на половинку

-36

Модель мотоцикла в советские времена - уже нечто из ряда вон выходящее. За все детские и подростковые годы видел два мотоцикла - эту модель и игрушку - кроссовый мотоцикл

-37

Есть откидывающаяся подножка - модель сохраняет устойчивость и без подставки

-38

Так, конечно, грубовато и упрощённо...

-39

Масштаб странный - явно крупнее современной модели "Урала" в "двадцать четвёртом"

-40

Снова "сорок третий" - ГАЗ-ААА

-41

Производил модель завод "Двигатель" - старейшее предприятие России по производству морского подводного оружия. Конверсия, все дела...

-42
-43

Качество модели очень среднее - двери не открываются, а приоткрываются

-44

Ну и всё попадавшие мне в руки модели имели характерный развал передних колёс

-45
-46

Старое фото - тут хорошо видно

-47

В модельном ряду, что производил "Двигатель" ещё были и ГАЗ-АА, и полугусеничный ГАЗ-60 (или его развитие ЗиС-42? Не помню). Его я, кстати, даже в руках ни разу не держал, а вот АА и ААА были прямо вот очень распространены.

Сейчас в коллекции есть модели от "ДеАгостини" и от "Наш Автопром" - качество небезупречно, но по сравнению с моделькой из детства - небо и земля...

-48

Надо и "полугус" приобрести для комплекта...

-49

Уходя в сторону от рассказа: "ДеАгостини" (слева) качество чуть-чуть получше - больше металла, немного аккуратнее. У "Нашего Автопрома", к примеру скаты весьма косоруко были поставлены - пришлось перебортировать.

-50

УАЗ-469

Первая попытка в бизнес - развели с братом хомяков (ну, в смысле - хомяки сами развелись успешно, никаких особых усилий мы не прилагали) и я приплод сдал в зоомагазин. Насколько помню, кроме хомяков, рыбок и прочих домашних животных можно было сдавать воробьёв и синичек - вроде как, кому-то на корм. На вырученные деньги купил маме подарок - и вот этот вот УАЗик...

-51

Шикарная модель

-52

Деталировка прямо вот выше всяких похвал (с поправкой на годы, естественно)

-53
-54
-55

ВАЗ-2101

Условно детство - покупал уже студентом, поздний СССР

-56

Оно и видно: модель лишилась хрома полностью

-57

Забавная история - модельки такие были у многих и когда были ещё совсем мелкими кто-то из друзей сказал, что вот та привлекающая внимание штучка называется "красное зажигание". О том, что в автомобиле есть "зажигание" мы уже знали, так что никаких возражений не было и на многие годы вот та штучка так и осталась "красным зажиганием"

-58

Что интересно - на моей самой первой модели "Копейки" винт был спрятан под двигателем и открутить его просто так было невозможно - надо было двигатель сначала сковырнуть. А тут - как-то так...

-59

А теперь - самолётики!

Ла-5 от ПO "Cигнaл" (г. Энгельс). Коробочку время потрепало - вообще, как-то вот коробочки не воспринимались как что-то ценное и утрачены все

-60
-61

Модель достаточно сложная, есть подвижные части

-62

Деталировка вполне себе, хотя зазоры между частями несколько портят картину. За прошедшие годы половинки крыльев разошлись в стороны - когда-то давно склеил. А вот кусочки пластика, что имитировали аэро-навигационные огни потерялись

-63

Опять же, винт можно было и подкрасить в тон фюзеляжа. Ну и форма фюзеляжа в задней части "подгуляла". Это, впрочем, характерно и для современных моделей самолётов из партворков - есть Як-3 и там такая же ерунда - вместо плавной скруглённой формы - углы, словно топором вырубали

-64

И-153 "Чайка"

-65
-66

Винт, что соединяет половинки фюзеляжа и тут бросается в глаза

-67

Здесь уже кок винта и сам винт - окрашены, пусть и частично

-68

Ну и вид снизу

-69
-70

А у двоюродного брата ещё МиГ-15 был, со сдвигающимся фонарём!

Конечно, было всего гораздо больше - что-то потеряно, что-то отдал племяннику, но вот это вот - осталось и бережно хранится