Недавно мы с одним старым знакомым вели философские беседы и речь зашла о материнской любви. Он спросил: «Неужели ты бы любила и продолжала защищать своего сына, даже если бы он вел себя по отношению к тебе плохо?» Я ответила, что, конечно, да. И для меня это было настолько естественно, что даже удивило, как кто-то может этого не понимать.
Но на самом деле я уже не раз сталкивалась с тем, что мужчины не всегда осознают, как устроена материнская любовь. Насколько она сильна и безусловна.
Удивительно, но режиссёр Георгий Долмазян об этом знает. Мало того, он говорит, что женщина гораздо глубже воспринимает этот мир, чем мужчина, потому что она в состоянии дать жизнь.
У Долмазяна в последние годы практически все спектакли именно о женщинах. Я открыла для себя этого режиссера со спектакля «Сны Анны», где он мастерски описал историю жены Достоевского. А посмотрев его спектакль «Поминальная молитва», я впервые расплакалась в театре. И плакала я именно над сценой о силе материнской любви, о таинстве рождения и смерти, о женщине, о матери.
Я не знаю, как у мужчины получилось так глубоко проникнуть в саму женскую суть, как он так тонко подмечает движения женской души. Но делает он это мастерски. И для меня этот режиссёр все больше и больше раскрывается, как необыкновенно талантливый, глубокий, тонкий, душевный. В его спектаклях всегда есть свет, всегда есть вера в добро, вера в человека. Они всегда трогают до глубины души и поднимают важные вопросы о самом важном, о самом насущном, о том, из чего состоит наша жизнь.
Вчера в театре им. Вахтангова состоялась премьера спектакля Георгия Долмазяна «Долгие годы» по роману Джозефины Лоуренс «Годы тянутся так долго». И мне довелось побывать на пресс-показе этого спектакля.
Постановка эта о семье, которая столкнулась с очень непростой ситуацией. Два любящих друг друга человека, которые пронесли свою любовь через всю жизнь и воспитали пятерых детей, на старости лет остаются без крыши рад головой - их дом забрал за долги банк. Они просят своих детей позаботиться о них. Но у детей своя жизнь, не у всех есть материальная возможность взять к себе пожилых родителей, у кого-то категорически против супруг, остальные вроде бы и готовы приютить у себя отца и мать, но не двоих сразу, а по-отдельности.
И вот пожилых людей, которые прожили пятьдесят лет вместе, никогда не расставаясь, разлучают и поселяют в разных семьях и даже в разных городах. Отец живет в семье дочери, мать в семье сына. Но в обоих семьях их присутствие мешает остальным членам и вызывает раздражение.
Постановка смотрится легко, но она очень грустная. Ее невозможно смотреть и не сопереживать паре пожилых героев. Но по задумке режиссера акцент в спектакле смещается с пожилых родителей на детей, которые теперь сами должны стать родителями своим отцу и матери. Режиссёр пытается найти оправдание каждому из них. И когда смотришь спектакль, то понимаешь не только чувства главных героев, но и тех, кто, казалось бы, ведет себя несправедливо по отношению к родителям, которые дали им жизнь, вырастили их и воспитали.
Много вопросов возникает, когда смотришь эту постановку, много противоречивых мыслей. Больно смотреть, как дети разлучают своих родителей и никто не готов взять их обоих к себе домой. Как они даже не догадываются о чувствах отца и матери, о том, как им тяжело друг без друга.
Но и этих выросших детей можно понять, как и их супругов, которым тяжело менять свой образ жизни и которые не в восторге от присутствия стариков в доме.
Должны ли дети жертвовать своей жизнью, своими планами, своими привычкам ради престарелых родителей? А их супруги? А внуки? Можно ли разлучать двух любящих людей, которые не видят смысла друг без друга? Надо ли рожать детей и какой в этом смысл? Что такое семейные ценности? Что такое семья? Остались ли в нас любовь, благодарность, сострадание?
Это лишь один пласт вопросов, которые возникают, когда смотришь постановку.
Но эта история не только о взаимоотношениях престарелых родителей и взрослых детей, не только о большой любви двух не мыслящих жизни друг без друга людей. Но и о материнской любви, которая полна сострадания и принятия.
Этот спектакль о женщине, которую в первом акте никто не замечает, от которой хотят отделаться и дети, и внуки. Но которая к концу спектакля становится центром всего, главным героем, который спасает всю семью. «Спектакль о матери, о женщине, которая должна идти спасать своих детей, потому что она мать. Она так делает не потому что обязана. Она так устроена, она их родила!» - говорит режиссёр.
Посмотрев спектакль, я увидела в себе эту огромную светлую силу материнской любви. Я поняла, что всегда буду любить о оправдывать своих детей. И это чувство ни с чем не сравнимо, оно огромно и бескрайне как космос.
Я испытала чувство благодарности и любви к своим родителям, которые сделали все, чтоб у меня было счастливое детство, воспитали меня, подарили мне жизнь. И выйдя из театра позвонила маме.
Спектакль тронул меня до глубины души, и я весь день и весь вечер размышляла о нём и проживала внутри себя бурю разных эмоций. Это один из немногих спектаклей, которые что-то разбередили внутри меня и трансформировали.
Прекрасная постановка. И я готова рекомендовать ее всем, у кого есть родители и дети. А значит всем.
Георгий Долмазян - редкий в наше время режиссёр, который делает акцент на содержании, в его спектаклях нет лишних наворотов, но очень много психологизма, глубины, душевности и света. И я очень рада была узнать, что этот режиссер поставил спектакль в одном из моих самых любимых театров - театре им. Вахтангова. И счастлива была одной из первых увидеть то, что у него получилось.